Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Нищета современной мысли, её причины и последствия

0 508

Кривохатько Н. И.

Нищета современной мысли, её причины и последствия

Плато

Представим себе обширное плато, со всех сторон окружённое непроходимыми горами. На плато, в разных его местах, обосновалось несколько племён. Нас не интересует, как они попали туда, возможно, пришли, когда на плато ещё существовал (или не был забыт) проход между горами, или, что более естественно, пришло туда одно племя, которое потом разделилось на части, не это важно.

Первоначально ресурсов плато с избытком хватает на то, чтобы обеспечить развитие всех живущих на нём племён. Каждое из племён владеет своей территорией, плюс наличествует некое свободное пространство (назовём его зоной экспансии), ограниченное поначалу достаточно условными границами. Но в процессе экспансии, обусловленной увеличением численности племён, ростом потребностей и другими причинами, т. е. общими законами развития таких систем, закономерно расширяются, пока не сомкнутся и не перестанут быть условными. После этого экстенсивное развитие становится невозможным, и для каждого из племён становится актуальной тенденция исчерпания ресурса его территории.

И вот здесь возникает приципиально новая проблема: что делать дальше? Сохранять прежний способ развития, экстенсивную экспансию, дальше не представляется возможным, а заранее озаботиться разработкой нового способа никто не удосужился, ненужным это казалось в рамках потребительского бытия. Какие же выходы возможны из этого положения, какое разрешение кризисной ситуации?

Выход первый, и самый "естественный" для обществ с низким уровнем развития - продолжение экспансии насильственным способом, иначе говоря - война, в которую неизбежно, раньше или позже, но будут втянуты все племена, результаты же военных действий могут быть следующие. Это или значительное снижение численности племён, или взаимное их уничтожение, или победа одного из племён. Но решение проблемы выживания, не говоря уж о нормальном развитии хотя бы одного из племён плато, этим способом не достигается. О варианте взаимного уничтожения говорить нет смысла - и так всё ясно. Вариант резкого снижения численности всех племён чреват резким же снижением производительных сил, что может обусловить необратимый регресс цивилизации плато. Во всех случаях нельзя не учитывать факт неизбежного истощения ресурсов замкнутого ареала плато, поэтому победа даже одной из сторон может не оказаться окончательным, удовлитворительным решением проблемы.

Выход второй - в искусственном ограничении рождаемости во всех племенах и снижении тем самым численности населения плато. Но, во-первых, для этого необходимо какое-то согласование действий правящих элит всех племён, и выработка соответствующих механизмов воздействия на членов всех племён, что осуществить достаточно сложно. Во-вторых, остаются актуальными те же проблемы истощения производительных сил и ресурсов ареала.

И, наконец, третий выход - наиболее конструктивный, потому что предыдущие два варианта конструктивными нельзя назвать даже с натяжкой. Этот выход заключается в объединении всех племён для достижения общей цели - поиска выхода из кризисной ситуации, обусловленной не чем иным, как законами развития "живых разумных" систем. Следовательно, и решение проблемы следует искать, опираясь на эти законы. Каков смысл этого утверждения?

Мы констатировали выше, что доминирующий (а может и основной, единственный) тип существования и развития населения плато - простейший, экстенсивный. Это т. н. "собирательная" экономика: охота, скотоводство и т. д. Именно такой тип экономики быстро истощает ресурс ареала и вынуждает осуществлять экспансию во всё новые пространства. Между тем, как буквально "под ногами" могут находиться неисчислимые богатства, использование которых может на длительное время отсрочить кризис и дать тем самым время людям на поиск качественного, конструктивного, долговременного решения проблемы. Это и развитие земледелия, и поиск залежей полезных ископаемых, и использование условно возобновляемых энергетических ресурсов и т. п. Но обеспечить этот поворот к интенсивному типу развития может лишь развитие познание. Именно знание - тот главный ресурс, "добыча" которого открывает доступ ко всем остальным ресурсам.

Но развитие познания требует нормальных условий существования общества, в условиях кризиса эта задача нерешаема. Важнейший вывод здесь тот, что задача развития познания, задача эффективного образования должна быть актуальной, приоритетной по отношению к другим задачам на всех этапах развития общества, всегда. В ситуации же кризиса использовать этот инструмент невероятно сложно, почти невозможно, хотя какая-то маленькая вероятность успеха всё же остаётся. Если в каждом из племён найдутся люди с соответствующим уровнем восприятия, и они окажутся способны оказать влияние на мышление "масс", то можно будет, в принципе, остановить взаимную деструктивную экспансию и перейти к принципиально новому типу развития. Это был бы качественный скачок в развитии, и причём не единственный, это была бы первая ступень длиннющей лестницы, обозначающей конструктивную тенденцию развития сообщества племён.

Ведь на этом пути решаются все обозначенные проблемы. Сохраняются производительные силы и производственный потенциал, к тому же с возможностью интенсивного их развития. В результате познания глубинной сути вещей, новых закономерностей, управляющих миром, появляется доступ к новым, практически безграничным ресурсам. И, что очень важно, органичное слияние различных культур, избавление от внутренних противоречий, способно обеспечить мощнейший системный эффект, т. е. сделать объединённую цивилизацию плато гораздо более сильной и жизнеспособной.

Эта аналогия строилась для того, чтобы наглядно и доступно показать сущность ситуации, сложившейся сейчас в человеческой цивилизации, глубинную сущность глобального кризиса как переполнения некоего замкнутого объёма, многоплановая взаимная экспансия этносов, населяющих планету. Причём границы между этносами имеются в виду не только географические, поскольку система "общество" - многокритериальная система. Данная аналогия довольно точно моделирует ситуацию на нашей планете. Отрезок эволюции цивилизации, когда ещё оставались свободные пространства для экспансии этносов, остался в далёком прошлом. Мир давно разделён на границы, закрывающие возможность свободной экстенсивной экспансии этих этносов (в настоящее время - национальных государств). Таким образом, проблема выбора дальнейшего способа развития цивилизации возникла очень давно, но из трёх возможных способов её решения человечество закономерно выбрало самый деструктивный - силовой.

Из истории известно, что весь обозримый её период люди воюют за передел границ, за передел сфер влияния, в конечном счёте - за ресурс. За тысячи лет буквально по пальцам можно сосчитать мирные годы, когда на планете не бушевало пламя ни одной войны. Причём, что очень важно, существует и усиливается ярко выраженная тенденция к увеличению масштабности и разрушительности силового взаимодействия. Две предыдущие мировые войны , т. е. конфликты глобального уже масштаба, служат убедительным тому подтверждением. И сейчас человечество вплотную подошло к развязыванию очередного глобального конфликта - третьей мировой войны, которая вполне может поставить точку на самом существовании человеческой цивилизации.

http://interpolit.ru/blog/u_ssha_net_shansov_vyigrat_jadernuju_skhvatku_s_rossiej/2017-05-29-7626 - "У США нет шансов выиграть ядерную схватку с Россией".

Нынешнее состояние системы "цивилизация" значительным числом аналитиков определяется как развивающийся глобальный кризис. Но истинные корни этого кризиса назвать не может никто, потому что политическая, экономическая аналитика, социология, традиционно рассматривают проблемы социально-экономического ряда, традиционно же забывая об истинном, глубинном источнике всех явлений в социуме - мышлении человека. Именно мышление современного человека: не украинца, не русского, не китайца, не американца, а представителя вида homo sapiens, некоторые особенности этого мышления генерируют то громадное, и всё нарастающее количество деструктивных явлений в локальных обществах и гиперобществе "цивилизация".

Возникающие всё новые очаги боевых действий, техногенные и экологические катастрофы, загрязнение водной и воздушной среды, истощение и загрязнение почв, тепловое загрязнение, энергетические и финансовые кризисы, межнациональные и религиозные конфликты, политические кризисы, злоупотребления власти, коррупция, преступность всех видов, классовое противостояние, межличностные конфликты, обнищание населения во многих странах - и весь этот бедлам содержит усиливающуюся тенденцию к разрешению силовыми методами.

Так что же делать? Несмотря на предпринимаемые меры по ограничению рождаемости численность населения на планете неуклонно возрастает - при неуклонном же возрастании дефицита ресурсов. А такой радикальный способ снижения численности населения мира, как война, может оказаться слишком радикальным средством. Очевидно, самым конструктивным средством, отталкиваясь от предложенной модели, является третий способ, т. е. интеграция цивилизации в целостность с обретением ею нового системного качества. С последующим закономерным выходом в новый ареал, в новое обширное пространство возможностей с практически безграничным ресурсом.

Мы выяснили, что главным системоформирующим фактором нового состояния цивилизации может быть лишь приципиально новое знание о мире, согласующее интегральную системную функцию явления человек с вселенским окружением, новая картина мира, позволяюща определить истинные координаты Человека во Вселенной. Лишь в этих координатах человек сможет переосмыслить своё место в мироздании, сформировать перспективную долгосрочную цель и, в соответствии с этой целью, переформатировать общественное устройство всех национальных государств, приведя его к некоему общему знаменателю.

Но реализация этого способа, исходя из нынешнего содержания суммарного интеллекта цивилизации, кажется практически неосуществимой. Потому что существует такое явление, как инерция, которое очень серьёзно проявляется не только в свойствах физических тел, но и в поведении "разумных" систем, в том числе "коллективных разумных" систем. И чтобы преодолеть эту инерцию, необходимо приложить очень большые усилия. Исходя из нашей аналогии, чтобы вывести разные по культурному развитию племена (нации) из замкнутого пространства плато (мировоззренческого кокона цивилизации), необходимо дать им единый взгляд на проблему, а, значит, и на мир, т. е. некое общее мировоззрение, и заложить тем самым основание общей культуры. И, само собой, дать некие общие принципы общественного устройства, без чего невозможна согласованная деятельность по достижению общей цели. Вот только от привычного образа жизни очень сложно отказываться, поэтому существует вероятность, что человечество будет двигаться по инерции, пока не разрушится на новом рельефе, скажем так, условий существования. Слишком уж много предпосылок именно к такому финалу.

Из сказанного можно сделать вывод, что главная причина глобального кризиса, это неспособность цивилизации людей перейти к интенсивному типу развития. А причиной этой инерции является устаревшее, поверхностное знание о мире. К тому же просто выйти из тупика недостаточно, нужно научиться действовать так, жить так, чтобы не попадать больше в тупики развития. Долгую жизнь человечеству может обеспечить лишь интенсивный тип экспансии, базирующийся на углублённом познании, приоритет знания в развитиии, а не погоня за "благами". Нужна общая идея, как главный фактор, способный реализовать этот вариант развития цивилизации, и нужен некий "центр кристаллизации" в обществе, с которого может возникнуть новое состояние общества. Но возникновение такой идеи невозможно, пока национальные академии пытаются сформировать национальные идеологии. А вся мировая наука не смогла пока выработать концепцию достаточной степени общности как идеологию цивилизации. Увы...

6-06-2017 г. г. Запорожье.

Человечество живёт в пространстве заблуждений

"Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон".

Например, главное на данный момент заблуждение человечества заключается в том, что развивающийся глобальный кризис якобы имеет финансово-экономический генезис. Тем самым крупнейшая за всю историю проблема, от того или иного решения которой может зависеть судьба человечества, квалифицируется как достаточно рядовое событие.

"Сегодня наличие целого букета мировых кризисов уже очевидно. Начавшийся в 2008 году экономический кризис по своим масштабам уже превзошел Великую депрессию, но экономисты до сих пор не могут объяснить его природу и причины. И потому не могут сказать, как выводить мировую экономику из кризиса. В результате власть удерживает экономику от краха лекарствами скорой помощи не лечащими болезнь, а лишь сохраняющие жизнь больного по дороге в клинику".

Манифест российской экономической элиты, Москва 2017.

Т. е. меры для предотвращения или хотя бы смягчения этого кризиса планируется принимать стандартные, монетарной природы, применяя, как всегда, манипулирование финансовыми потоками. Между тем как событий подобного плана и масштаба в человеческой истории ещё не было, следовательно, и опыта решения таких проблем человечество пока не имеет. Поэтому закономерен вопрос: если некорректно понимается эта вовсе не стандартная ситуация, и, соответственно, не те меры принимаются для решения этой проблемы, то существует ли оптимальный выход и, если да, то каков он? Достаточно ли корректно понимаются законы, управляющие развитием системы "общество" для того, чтобы можно было целенаправленно искать такое решение? Судя по непрерывно ухудшающейся обстановке в мире задачи решаются явно не те. Но как понять, какие задачи нужно решать, чтобы найти оптимальный выход из этого положения?

Когда ставится задача исследования некоего сложного комплексного явления, есть смысл использовать разные подходы, а не только традиционные, освященные официальной наукой. Следует также учесть, что прежде, чем приступить к решению той или иной задачи, нужно определиться с выбором соответствующей системы координат, поскольку задача, не имеющая решения в одной системе координат, может иметь это решение в другой системе. Исходя из этого утверждения, глобальную ситуацию следует для начала проанализировать в какой-нибудь альтернативной системе понятийно-смысловых координат.

Поэтому правильный подход к решению проблемы в данной ситуации один - выбрать предельно общую систему мировоззренческих ориентиров, или сформировать её, если таковая отсутствует, потому что от этого зависит, насколько масштабные и долгосрочные цели сможет ставить перед собой цивилизация. Это очень важно, потому что именно от содержания и масштаба поставленной цели зависит характер развития человеческого сообщества и качество его бытия.

По сути, вся история развития человечества включает поиск таких ориентиров, но для отдельных стран. Серьёзной работы философией и официальной наукой по осмыслению цели развития цивилизации, как целого пока, видимо, не велось, по причине отсутствия соответствующего метода, да и отсутствия понимания актуальности такой работы. Но вне сферы юрисдикции официальной науки одна из таких мировоззренческих систем, которую можно считать оптимальной для новых исторических условий, сформирована СВФ – системно-вакуумной физикой.

А теперь вопросы, закономерно вытекающие из предыдущих рассуждений. Если говорить о цивилизационном кризисе и деятельности цивилизации, как целого, то ту ли проблему решает человечество, имея в виду глобальный кризис и решает ли оно её вообще – именно как глобальную, общечеловеческую проблему? Правильно ли она сформулирована и поставлена? А если окажется, что нет, то каким образом следует сформулировать эту проблему: как решение экономической проблематики, или ранг этой проблемы несколько выше? Правильно ли понимается сама природа глобального кризиса? Кто конкретно должен заниматься решением подобных масштабных задач и существуют ли вообще такие международные институты? Очевидно, этот ряд вопросов можно продолжить практически в бесконечность.

Вот общий ответ, который предлагает СВФ – системно-вакуумная физика. Задача, которую в данном случае следует решать и которая допускает решение, имеет вовсе не экономический генезис – это задача космического метаморфоза человеческой цивилизации. Т. е. задача в первую очередь мировоззренческого ранга. Именно такая постановка задачи допускает её решение, та же постановка, которая существует сейчас, решения не имеет. Задачу такого содержания и масштаба человеческому племени ещё не приходилось решать, она по важности соизмерима лишь с задачей выживания вида в начале времён. Но для того, чтобы решить эту проблему, человеку нужно будет преодолеть один очень важный, когнитивный по своей природе барьер.

Когнитивный диссонанс

Если задать вопрос, что является самым неприятным и опасным в нынешней быстро развивающейся глобальной кризисной ситуации, то ответ будет следующим: это полное непонимание глубинной сущности происходящих в мировом сообществе процессов и их квалификация как наступление мирового финансово-экономического кризиса. Да, не исключено, что такой кризис будет иметь место, но лишь как составляющая, как начальная фаза более общего и глубокого цивилизационного кризиса. Что означает очень серьёзное упрощение в видении ситуации и порождаемых этой ситуацией проблем.

Непонимание человеком происходящего с цивилизацией, сути проблем, обрушившихся на неё, обусловлено тем, что человек очень плохо понимает саму сущность явления "человек", т. е. самоё себя, не понимает истинного смысла Разума, его роли во Вселенной, человек не понимает, каково его место в этом мире. А причина этого – в непонимании устройства большого мира, Вселенной, органичной частью которого человек является, как и взаимосвязи, основного, системно-функционального принципа взаимодействия между этими двумя мирами – Человеком и Вселенной.

А, поскольку понимание обществу обеспечивает познание, наука, то логично главные претензии обратить именно к науке. Попытаемся бегло определиться, какова же суть этих претензий, какие процессы в современной науке обусловили дефицит знаний в обществе, причём знаний критически важных для выживания вида? Если перечислить всё, или почти всё, то это стагнация науки, застой в науке, догматизация временных истин, смещение акцентов в мотивациях на получение благ от научной деятельности, омертвление собственно научной мысли, наука превратилась в мощный бюрократический аппарат, она, по большому счёту, нежизнеспособна. Прикладные направления кое-что ещё дают, но это исключительно за счёт экстенсивного развития, существующие теоретические заделы такое развитие долго обеспечивать не смогут, или же оно будет крайне неэффективным. Но, что неизмеримо важнее, современная наука и философия в принципе неспособны дать человечеству чёткие, однозначные ориентиры и цели развития, что особенно важно в наше время.

К тому же наука давно уже превратилась в узкую корпорацию, насыщенную глубочайшим презрением в отношении всех остальных: каста! Это явление можно охарактеризовать как разновидность системного эгоизма.

Т. е. мы видим некую стагнацию в развитии такого важного социального института, как наука. Поэтому одна из целей нашей статьи, показать, как неравномерность развития науки влияет на характер развития человеческого сообщества.

Глобальная сковородка

Есть два вектора развития, назовём их условно "горизонтальный" и "вертикальный". Развитие по горизонтали – это экстенсивное развитие, это, скажем, строительство нового жилья, новых промышленных объектов, это освоение новых сельскохозяйственных угодий, источников энергии и сырьевых ресурсов, для этого типа развития характерно то, что оно осуществляется на базе существующих технологий.

Но ресурсы ареала, на котором осуществляется экстенсивное развитие, со временем закономерно истощаются, а население – закономерно увеличивается, постепенно нарастает ресурсный дефицит. Отсюда существующие варианты выхода из ситуации таковы: или освоение нового ареала, что не всегда возможно, или освоение новых технологий.

Новые технологии можно создавать или на существующих, или на новых теоретических заделах. Но существующие теоретические заделы тоже имеют ограничения, их ресурс не бесконечен.

Кардинальным решением в таких ситуациях является научное открытие, открытие новых законов природы, потому что каждое такое открытие может породить целый фонтан новых технологий, но не только, оно может многое изменить в самой жизни общества. Такое открытие и его внедрение в практику, это и есть пример "вертикального развития" общества – дерево растёт и вширь, и вверх. Такое развитие общества качественный скачок, доступ к новым, ранее недоступным ресурсам ареала, что, по сути, означает выход за его пределы. Но такой тип развития может обеспечить лишь познание (наука). Правда, есть одна проблема, и она заключается в том, что научные открытия не делаются по расписанию. А это означает, что в жизни общества могут возникать периоды специфического комплексного дефицита: технологий, ресурсов, отношений и т. д. Иногда эти периоды обусловлены объективными причинами, так как открытия не покупаются на рынке и поиск истины может занимать неопределённое время, иногда субъективными – плохой организацией, инерцией, банальной ленью.

Но периоды безвременья в жизни общества в любом случае не кажутся мёдом. Поэтому, если уж нельзя устранить объективные факторы, тормозящие познание, то повлиять на субъективные – вполне в возможностях и интересах человека. Но пока это сложно, поскольку сообщество людей развивается стихийно. Добавим: и пока в миллиардах душ действует установка на злостное потребление.

Настоящий период безвременья в жизни глобального сообщества обусловлен неспособностью человеческой мысли найти способ выхода за пределы ареала, который нам когда-то открыло Просвещение. Мощный поток знания о мире, открытый естественными науками, в первую очередь физикой, породил мощный поток действия. Но это знание, этот инструмент (в основе которого атомистика) исчерпал свой конструктивный ресурс, и для эффективного развития науки крайне необходимо кардинальное обновление методологического инструментария (вариант такого обновления предлагает СВФ – системно-вакуумная физика). Но методологическое обновление такого уровня потребует не менее кардинального обновления всей науки – с потерей громадного количества тёплых мест и кормушек, а кому хочется? Вот и занимается наука ерундой, такой, скажем, как ловля "бозона Хиггса". Это абсолютный тупик. И путь в этот тупик наука начала более ста лет тому назад, когда отказалась признать системный подход как самостоятельный научный метод. Специализированную науку сохранили, соорудив уродца ОТС (Общую Теорию Систем), но цивилизацию, вполне возможно, загубили.

Наука с существующей методологической базой нежизнеспособна, но она, как любая система, стремится сохранить себя. И продолжает тащить человеческую мысль по ложному пути, к погибели. Вот где главная коллизия, вот где бездонная тема для обсуждения, тем более, что предлагается мощная альтернатива! Но когда заходишь на любой из современных ресурсов, КОНТ там, или "Мировой кризис", или украинский News One, испытываешь мощнейший рвотный рефлекс, насколько мелка и тошнотворна тематика, которая там обсуждается. А действительность наша выглядит как всё больше обостряющаяся борьба тараканов на глобальной сковородке за остатки каши. Возня, совершенно недостойная разумного существа, характеризующаяся эскалацией и неизбежной кульминацией с красивыми такими ядерными грибками. Неужели непонятно, что мы со всей дури к этому финалу прёмся?

Видимо, не понятно. Ну что же, занимаем места в зрительном зале и будем пассивно ожидать финала.

г. Запорожье, июль 2018

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...