Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Хроники Поиска Пути (104). Египет. Порождение Нила (9)

4 3263

Персы – шииты: неразрывное словосочетание Дней Теперешних В Давешние Дни Египта эти два слова слились с разрывом в полторы тысячи лет. Сперва появились персы: в 525 году до н. э. положившие начало непрерывной оккупации Египта, - продолжавшейся непрерывно до 1952 года - с постоянно сменявшими друг друга завоевателями. А затем, - в 969 году – пришел черед и шиитов: в Египте стала править династия Фатимидов…

Итак, попрощавшись в предыдущем материале Египетских Хроник с Древним Египтом (http://cont.ws/post/113474), поговорим о временах и событиях, более к нам близких.

Вспомним, как усилиями Фатимидов был основан город, без которого сейчас Египет и представить нельзя - Каир. Вспомним о другом городе, будущим на слуху в Дни Теперешние в связи с так называемым Исламским государством, - о Тикрите. Уроженцем которого, вроде бы, был человек, чьими усилиями династия еретиков-шиитов была в Египте заменена династией суннитов…

Покорением Египта в 525 году до н. э. руководил Камбиз, сын Куроша Великого.

На окраинах Эль-Матарии (пригорода Каира) стоит одинокая заброшенная каменная колонна — все, что осталось от великолепного храма Ра.

Бог Солнца - Ра

Там было сердце древнего Гелиополиса, а под соседней деревней Хосн аль-Араб похоронен остальной город.

Таких обелисков высотой по 20 метров первоначально было два - из крепчайшего и прекраснейшего, розового гранита превосходнейшей художественной отделки, каждый из них весил 121 тонну. Установлены они были фараоном XII династии Сенусертом I, правившим примерно в 1971 – 1926 годах до н.э.

Бог Солнца Ра был центральной фигурой древнеегипетской мифологии. Ежедневно он вставал над землей, проплывал на своей ладье по небосводу, освещая весь мир, и к ночи спускался в земные глубины, где неустанно боролся с темными злыми силами. Ра всегда выходил из битвы победителем и снова утром совершал свой светлый путь по небу.

Бегство Святого Семейства в Египет (Джентиле да Фабриано, 1423 год)

--- И последняя милость, с которою / Отойду я в селенья святые, / Дай скончаться под той сикиморою, / Где с Христом отдыхала Мария

Святое Семейство отдыхает под деревом (икона, Палех, XIX век)

Упомянутая Николаем Гумилевым в стихотворении «Вступление» («О тебе, моя Африка») сикимора также находится в Эль-Матарии. Именно под ней, по преданию, семейство отдыхало, будучи в Египте.

А. С. Норов в своих «Путешествиях по Египту и Нубии» (Санкт-Петербург, 1840) вспоминал, что Священная сикимора Богоматери находилась в саду, в стороне от дороги, на территории коптского монастыря, в Гелиополе, тогда и ныне — в Эль-Матарии, пригороде Каира (Сикомора, или египетская смоковница — одно из самых древних культивируемых растений, упоминаемое в Библии):

--- В саду в Эль-Матарии показывают срубленное дерево, от которого остался удивительной толщины пень, носящий на себе печать веков. Из вершины этого пня идут теперь в высоту сочные ветви, которые обещают возобновление дерева в прежней красоте…

Конечно, того дерева давно уже не существует. Но на протяжении веков от умирающей сикоморы брали отростки и сажали их рядом. Последний раз - 14 июня 1906 года. Возле живого дерева - высохший ствол его предшественника. Доподлинно известно, когда оно было посажено: в 1672 году.

Во дворике сада, за каменной оградой, неподалеку от дерева находится колодец в форме буквы "ф". Судя по каменной кладке, сооружен, по крайней мере, в римскую эпоху. Согласно коптским преданиям, колодец построен на месте, где по прочтению молитвы забил источник и вся семья утолила жажду...

Интересно, что свое название селение Эль-Матария получило от арабского «свежая вода». Вода из Матарии была известна во всем Египте, так как почти везде, кроме этого места, имела солоноватый вкус — из-за состава земли…

Если вы сегодня попросите каирца довезти вас до Гелиополиса, то окажетесь в процветающем пригороде, построенном англичанами и бельгийцами и ничего общего не имеющем с древним городом. Египтяне не помнят о существовании античного Гелиополиса. Чтобы попасть туда на такси ( пишет Олдридж в своей книге о Каире), нужно сказать по-арабски водителю: «К упаковочной игле!» ( Не знаю, как это звучит по-арабски, так как мне это было не нужно: я в Гелиополисе жил, но в тот период об античном Гелиополисе не знал практически ничего :( - shed )…

Персы, завоевавшие Египет в 525 году до н. э., считали, что, прежде чем подчинить весь Египет, им необходимо сломить влияние на жизнь египтян этого религиозного и административного центра. Камбиз сровнял Гелиополь с землей, тем самым положив начало оккупации Египта, которая продолжалась непрерывно до 1952 года, с постоянно сменяющими друг друга завоевателями.

Камбиз поступал вполне продуманно, ибо связь Гелиополя с жизнью египтян носила не только религиозный характер.

Культ бога Солнца был орудием власти жрецов и знати Гелиополиса.

Они могли контролировать сложное сельскохозяйственное производство, так как культ Солнца был связан со знанием движения звезд. Астрономия позволяла им не только предсказывать приближение разлива Нила, от которого зависело египетское земледелие, но и давала им знание геометрии и тригонометрии, столь необходимых для размежевания полей после разлива.

Жрец Гелиополиса — благодаря науке, а не религии — стал вершителем судеб Египта-, его судьей, землемером, архитектором, планировщиком, инженером и счетоводом. Все египтяне зависели от него, и в конечном итоге его власть превысила власть фараона. Поэтому значение Гелиополиса, города религии и науки, для Египта куда больше, чем любого города в любой стране.

Перед тем, как все-таки начать разговор о появлении в Египте шиитов, вспомним, на чье место они пришли. И какие следы остались в теперешнем Каире от их предшественников.

Когда Гелиополис посетил географ Страбон (Strabo - 25 г до н.э.) он отметил,

--- Идя выше вверх по реке, Вы прибываете в Вавилон, - цитадель, где получили разрешение королей обосноваться много восставших вавилонян. Сегодня, однако, это - гарнизонный город одного из трех легионов, размещенных в Египте.

История гласит, что форт был впервые построен персами примерно в шестом веке до нашей эры, но на тот момент он находился на скалах возле реки.

Когда римляне завладели Египтом, в течение какого-то времени они использовали старый форт, учитывая его стратегическое местоположение на Ниле, но из-за проблем водоснабжения, римский император Траян возвел форт в его нынешнем местоположении, которое на тот момент было намного ближе к реке. С тех пор русло Нила переместилось примерно на 400 метров на север.

Ко времени арабского завоевания, форт был довольно неприступным, с внешними стенами в сорок футов высотой и рвом. У крепости были очень успешный порт и канал, который связал ее с Красным морем.

Канал делил область Старого Каира на две части и пролегал рядом с западной секцией стены Фатимидов. Канал был начат фараоном Nekau II в 26-ой Династии с целью соединения Нила с Красным морем. Он был закончен Дарием и отремонтирован греками.

Рим нуждался в Вавилоне. Император Траян разрыл старый канал времен фараонов, который существовал с 2000 года до н. э. и соединял Красное море с Нилом.

Траян вывел канал к Нилу вблизи крепости и открыл тем самым водную связь между Средиземноморьем и Аравией, между Римом и Индией. Вавилон превратился в крупный порт.

Канал, именовавшийся Амнис Траянас, можно считать своего рода первым Суэцким каналом, так как суда, приходившие в Красное море из Адена, Аравии, Индии и Африки, могли вступать в канал у Кулзума (ныне Суэц), плыть через пустыню к Вавилону на Ниле, а затем вниз по течению в Александрию, в Средиземное море и Рим.

Канал окончательно исчез к 1899 году.

Крепость Вавилон пала 9 апреля 641 года, после осады, длящейся больше чем семь месяцев. Ее падение символизировало захват Египта арабами под предводительством Амр ибн аль-Аса ('Amr ibn al-'As).

Именно падение крепости Вавилон, а не падение фактической столицы Египта того времени – Александрии открыло эпоху Арабского владычества в Египте.

После того, как арабы основали вне крепости город Фустат, крепость продолжала называться Вавилоном в течение следующего столетия, и в папирусных документах того периода, названия Фустат и Вавилон использовались попеременно.

Арабы называли это место «Qasr al-Sham», что означает "Крепость Свеча", и этот район носит такое название до сих пор.

О первом арабском завоевателе Египта напоминает лишь мечеть.

Мечеть Амра в Каире, построена Амром ибн аль-Асом в 642 году нашей эры..

После египетского завоевания Амр был именем халифа назначен губернатором. Затем Амр основал новую столицу Египта вместо Александрии, и это был Аль-Фустат, или просто Фустат, как его стали называть иностранные исследователи. .

В центре Фустата была построена мечеть, позднее названная «Мечеть Амра», находившаяся в окружении полей и домов нового города. Первоначально с северо-западной стороны мечеть имела вид на Нил.

Мечеть называют ныне «Прообразом всех мечетей», или Древней мечетью. На самом деле, современный вид этого сооружения сильно отличается от первоначального. Многие перестройки и реставрации, осуществлявшиеся со времени ее основания до настоящего времени, изменили внешний вид Мечети Амра.

Мечеть была построена в форме прямоугольного низкого навеса из дерева и пальмовых листьев, поддерживаемого колоннами из пальмовых стеблей, камня и глиняных кирпичей. Пол представлял собой площадку из гравия. Эта первоначальная простая мечеть была около 29 метров в длину и 17 метров в ширину.

Самая важная из перестроек Мечети Амра была сделана губернатором Абдулахом ибн Тахиром (Abudllah Ibn Taher) во время правления халифа Аль-Мамуна (Al Mamoun) в IX веке. Ибн Тахир расширил территорию мечети, добавив пристройки с юго-западной стороны, и это расширение было последним в истории сооружения.

Таким образом, с того времени площадь мечети увеличилась до 120 м. в длину и 112 м. в ширину, что составляет и современную площадь этого сооружения.

В 641 г. полководец Амр ибн ал-Ас основал город Фустат, впоследствии ставший столицей государства. В Фустате была воздвигнута мечеть Амра — один из самых ранних примеров колонной мечети.

Несмотря на многократные позднейшие перестройки, здание сохранило основные черты планировки 7 в.: обширный двор с фонтаном посередине окружен колоннадой, которая со стороны михрабной стены образует глубокий колонный зал (айван - shed ). Колонны, увенчанные коринфскими капителями, поддерживают полукруглые арки.

Внутренний вид мечети Амра.

В 1175 году нашей эры, в конце периода Фатимидов, мечеть была разрушена в результате пожара в Аль-Фустате. Пожар в Аль-Фустате полыхал 54 дня.

В 876 — 879 гг. в резиденции Ибн Тулуна, первого независимого от Багдадского халифата правителя средневекового Египта, была построена большая мечеть Ибн Тулуна:

Мечеть Ибн Тулуна в Каире. Общий вид. Аэрофотосъемка.

Снаружи мечеть Ибн Тулуна имеет характерные для раннесредневековых монументальных сооружений Ближнего Востока черты суровой крепостной архитектуры. Традиции крепостного зодчества, а может быть, и реальная потребность в случае нападения на город превращать мечеть в оплот защиты вызвали своеобразный прием окружения культового здания внешней стеной, создавшей вокруг мечети свободный, ничем не застроенный широкий обход.

Огромный квадратный двор площадью почти в гектар (92 X 92) окружен стрельчатой аркадой, имеющей, в отличие от мечети Амра, в качестве опор не круглые колонны, а прямоугольные столбы-пилоны с трехчетвертными колонками на углах:

Широкие проходы между столбами объединяют зал перед михрабом и обходы с трех других сторон двора в единое пространственное целое. В мечети легко размещаются тысячи молящихся мусульман. В ритме столбов и арок, охватывающих двор по периметру, выражена строгая тектоника архитектуры мечети, которой подчинены и декоративные мотивы.

О том, что наряду с местными художественными традициями при сооружении мечети играли известную роль и месопотамские строительные приемы, свидетельствует также применение кирпичной кладки, несвойственной зодчеству Египта.

Мечеть Ибн Тулун:

Между внутренней и внешней стеной мечети Ибн Тулун.

Пока первые арабы-завоеватели обустраивали Фустат, в недрах мусульманского мира происходили знаменательные события: В 765 году произошел раскол в шиитском движении.

И тогда возникла одна из самых известных шиитских сект - исмаилиты.

В ее основе лежало учение об "инкарнации" (хулул) - "воплощении Божества в человеке", общее для сект, которые обожествляли пророка Мухаммада, халифа Али, как его преемника, и последующих имамов из рода Алидов.

При шестом имаме Джафаре ас-Садике (ум. 765) преемственность была нарушена: Джафар отстранил от наследства своего старшего сына Исмаила в пользу младшего, Мусы; к тому же Исмаил умер раньше своего отца.

Исмаилиты не признали это решение и тем самым окончательно разошлись с умеренными шиитами-имамитами ("двунадесятниками" - "аль-иснаашарийа" - по числу признаваемых ими имамов). После смерти седьмого (для исмаилитов) имама Мухаммада ибн Исмаила наступил еще один раскол.

Одни считали Мухаммада последним имамом, не признавали его смерти и ожидали его возвращения из "укрытия" в конце времен в качестве махди - имама воскрешения из мертвых. Так появилась секта карматов.

Другие признавали имамат одного из сыновей Мухаммада и его потомков, "скрытых имамов" - собственно исмаилиты. Те и другие создали сильные тайные организации и вели агитацию среди городских низов, крестьян и бедуинов через проповедников даи (мн.ч. дуат). На рубеже IX - X веков дуат начали распространять слух, что махди уже явился и имя его Убайдаллах.

Не будем здесь вдаваться во все подробности, а вспомним лишь, что в 909/910 году было положено начало династии Фатимидов (от имени Фатимы - дочери пророка и жены халифа Али), во главе которой становится Убайдаллах, принявший имя аль-Махди. Пришла эта династия на место суннитской династии Аглабидов.

После смерти Убайдаллаха в 936 году, вторым халифом Фатимидского халифата становится его сын ал-Каим. В 935 году он возглавляет третий поход на Египет. Однако и тут Фатимидов ждал облом.

Во время своего шестидесятилетнего правления в Ифрикии, Фатимиды создали сильную базу, которая обеспечивала эффективный контроль за регионами между Марокко и западными границами Египта.

Во время правления ал-Махди, они создали сильный военно-морской флот. Фатимидов также интересовали и другие региональные державы такие как Испания Омеядов и византийцы части Южной Европы и Ближнего Востока от ее столицы Константинополь.

Однако с самого начала, основная политическая цель Фатимидов-это завоевание Египта.

После трех неудачных попыток, это было наконец осуществлено, - во время правления имама аль-Муиза.

Имам Абу Тамим Маад родился в 931 году в Махдии. В 953 году, в возрасте двадцати одного года становится имамом и получает титул аль-Муиз ли-Дин Аллах.

Его основной задачей было подчинить непокорные племена. В течение последующих двух лет под командованием генерала Гаухара были завоеваны все земли между Атлантикой и Западными границами Египта. Фатимиды также вели завоевательную политику по отношению к Испании Омейядов и к византийцам.

Сражения происходили в основном на море и учитывая превосходство флота Фатимидов, византийцы и Омейяды были вынуждены подписать невыгодные для них мирные договоры. Аль-муиз продолжает укреплять Фатимидский флот путем создания кораблей во много раз превышающих размеры предыдущих.

В дипломатии Фатимиды добились значительного успеха, путем победы над лидерами религиозно важных центров. Власть Фатимидов признали Медина и Мекка.

Последующее завоевание Египта позволило Фатимидам контролировать торговые маршруты через Египет, Испанию, Северную Африку, части Европы и Индии.

Как только Фатимиды утвердили свой авторитет и власть в Египте, было решено основать новый город и новую столицу государства Фатимидов.

Сначала этот город назвали ал-Мансурия, но прибывший в Каир халиф ал-Муиз переименовал его в аль-Кахиру, что означает "победоносный".

Местность для строительства города была выбрана очень удобно. Он расположен на возвышенности и близко к Мукаттамским горам. Кроме того, на изгибе Красноморского канала, был расположен порт, что представляло большое удобство для обороны города.

План города довольно прост. Это почти правильный квадрат, размером 1100 на 1500 метров, окруженный толстой стеной с восемью воротами.

В центре города был построен Великий Восточный дворец, а позднее Малый Западный дворец. Между ними расположен двор Бейн ал-Касреин, который так называется и по сей день.

Аль-Муиз правил с 953 по 975 год, из которых в Египте он провел только два года. Аль-Муиз превратил государство Фатимидов в влиятельную и могущественную Средиземноморскую империю, простиравшуюся от Атлантики до Индийского океана.

Огромное значение в процветании Египта, играло основание аль-Кахиры, как внутреннего порта, интеллектуального и культурного центра, которому не было равных в Средиземноморье.

Почему Каир основали именно на этом месте ? Почему не ближе к реке?

Все просто: на небольшом сухом плато находится неограниченный запас строительного камня. Кроме того, плато расположено к западу от реки, а запад принадлежал мертвым — здесь и полагалось хоронить царей.

Высокие белые скалы Туры (ныне пригорода Каира) и в наше время используются как каменоломни для цементной промышленности Египта. Ежегодно здесь добывают тысячи тонн камня, дробят его и превращают в один из лучших цементов мира.

Из этого замечательного материала построен, по сути дела, весь современный Каир.

Быстро разросшийся Каир уже в 11 в. превратился в один из самых крупных городов Ближнего Востока.

Посетивший Египет в 1046 г. Насир-и Хосров(Выдающийся таджикский поэт и путешественник.) с восторгом описывает богатство Каира, называя его городом, «равных которому мало». «Я подсчитал,— пишет он,— что в этом городе Каире должно быть не меньше двадцати тысяч лавок... Караван-сараев, бань и прочих общественных зданий столько, что их пересчитать нет возможности...

Замок султана стоит посреди Каира. Он открыт со всех сторон, так как ни одно здание не прилегает к нему... Стены вокруг города нет, но здания так высоки, что они выше и прочнее стены. Каждый дворец и каждый павильон представляет собой крепость. Большая часть зданий в пять и в шесть этажей».

Мечеть aль-Азхар (в разрезе) в Каире.

От времени Фатимидов дошли до нас большие культовые постройки. Среди них — мечеть аль-Азхар (970—972, расширялась и достраивалась главным образом в 11-16 вв., - с использованием разных стилей), одновременно являющаяся до сих пор функционирующим древнейшим мусульманским университетом.

Многочисленные ремонты и достройки наложили отпечаток на облик этого великолепного памятника, но все же древняя основа прекрасно видна.

Здание имеет огромный внутренний двор, окруженный аркадой, которая, в отличие от мечети Ибн Тулуна, опирается не на столбы, а на стройные круглые колонны.

Фасад - 19 века, османский

Османская часть - 366 колонн, многие колонны из Древнеегипетских храмов. Место для моления рассчитано на 12 тысяч человек.

Тимпаны стрельчатых арок в колонном зале, как ковром, покрыты резным узором, состоящим из спиралевидно изогнутых стеблей растений, геометрических мотивов и поясков с надписями.

Главный вход в Мечеть Аль-Азхар, - сторожа, как всегда, дремлют..

В мечети – как дома

"Аль-Азхар" это сокращение от "Аль-Джами аль-Азхар," что в переводе с арабского языка означает «Блистательная мечеть». Мечеть была построена в честь дочери пророка Мухаммеда Фатимы при халифе Аль-Муизе.

Аль-Азхар - одна из самых ранних построек Фатимидов в Каире. Этот прекрасный храм возводился одновременно с самим городом Каиром и был закончен в 972 году.

Мечеть находится на юго-восточной стороне Каира вблизи большой крепости, которая существовала в то время и находилась между районом Дайлям и районом Турк с южной стороны.

Мечеть строилась одновременно с Каиром, ставшим новой столицей Египта. Уже тогда в мечети началось преподавание сначала коранических наук, а позднее математики, астрономии, естествознания и географии.

В разное время с Аль-Азхаром была связана жизнь и деятельность многих выдающихся людей: физика Ибн аль-Хайсама (XI век), врача Абд аль-Латифа аль-Багдади (XIII век), поэта Умара бен аль-Фарида (XIII век), историка Ибн Халдуна (XIV–XV века). Многие знаменательные события разворачивались или начинались в стенах Аль-Азхара. Его преподаватели и студенты неоднократно выступали движущей силой египетского национально-освободительного движения и внесли значительный вклад в историю этой страны арабского Востока.

К крупнейшим постройкам фатимидского Каира принадлежит мечеть аль-Хаким.

Строительство мечети началось еще при халифе аль-Азизе в 990 году и было завершено примерно в 1012 году в период правления аль-Хакима. На постройку этой мечети было потрачено немало средств. Это был один из самых известных памятников архитектуры Фатимидов, славившийся уже в то время. Мечеть была не просто больше стандартного плана мечетей Фатимидов, она была огромной. Размер мечети составлял 120 на 113 метров. Это в два раза больше мечети ал-Азхар. Мечеть была построена главным образом из кирпича, кроме двух минаретов, которые были возведены из камня.

Мечеть Аль-Хакима находится в Каире недалеко от ворот Баб аль-Футух.

Минареты этой мечети с сохранившимися подлинными контрфорсами – древнейшие из тех, что дошли до наших дней, а вершины минаретов были реконструированы в начале XIV века. На протяжении столетий мечеть помимо своего прямого назначения использовалась как тюрьма, конюшня, завод и музей.

Изначально мечеть была построена за стенами города, так как места в самом Каире для такой большой постройки не оказалось…

По каирским мечетям времен Фатимидов можно бродить бесконечно, но такой роскоши мы себе позволить не можем.

Тем более, что пора переходить к разговору о человеке из Тикрита, под руководством которого в Египет, - на смену шиитской династии – пришла династия суннитов…

6 последних материалов Египетских Хроник:

- http://cont.ws/post/61940/

- http://cont.ws/post/77572

- http://cont.ws/post/83050

- http://cont.ws/post/92185

- http://cont.ws/post/105193

- http://cont.ws/post/113474

==========================

Использованные источники:

- http://www.portalostranah.ru/view.php?id=200,

- http://www.ice-nut.ru/egypt/egypt129.htm

- http://www.liveinternet.ru/community/geo_club/post183070927/

- https://ru.wikipedia.org/wiki/Бегство_в_Египет

- http://gumilev.ru/about/110/

- http://guide.travel.ru/egypt/4634.html

- http://www.turizm.ru/egypt/cairo/places/derevo_devy_marii/

- http://nemaloknig.info/read-253404/?page=4

- http://copticmasr.narod.ru/COPTIC_MY/F_B.html

- http://nemaloknig.info/read-253404/?page=5#booktxt

- http://www.portalostranah.ru/view.php?id=199

- http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st004.shtml

- http://www.arrivo.ru/egipet/kair/mechet-ibn-tuluna.html

- http://venividi.ru/node/21569

- http://ameller.narod.ru/DESIGN/GULLGROUP/srmpre.htm

- http://repetitora.com/arhitektura-kairskih-mechetej-v-epohu-fatimidov

- http://www.portalostranah.ru/view.php?id=200

- http://tiny-rat.livejournal.com/tag/egypt

- http://mahalla1.ru/history_rubric/mosques-of-the-world/mechet-al-azxar-kair-egipet.php

- http://posmotrinamir.ru/mirovie-dostoprimechatelnosti/mechet-al-xakima-kair-egipet.html

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

«ВД»: ВС РФ поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома в Днепре

Российские военные поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома Авиаторское в украинском Днепре (Днепропетровске). Об этом сообщает Telegram-канал «Военное дело».Источники утвер...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Все таки как ни крути , а мечети шикарные. А иранские! Куда там соборам да церквям. Изумительная техника строительства и отделки