Двенадцать лет "Тысячелетнего рейха". Нацистская пропаганда vs Сто грамм с прицепом

57 13055

Вместо предисловия. Древним украм на заметку. Ровно 70 лет назад бесславно почил "Тысячелетний рейх". Просуществовал он чуть более 12 лет, принеся Своим и Чужим много горестей и бед...

На заглавной картинке - фрагмент исторической фотографии, на которой запечатлены брошенные к стенам Кремля во время Парада Победы 1945 года фашистские штандарты и знамена.

Но это будет позже, много позже, а пока...

30 января 1933 года рейхсканцлером Веймарской республики назначен Адольф Гитлер. Уже 4 февраля издан Декрет "О защите немецкого народа", ограничивающий свободы прессы и собраний. 13 марта создано Имперское Министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом. Радио, кинематограф, пресса - всё это должно теперь служить интересам Рейха.

1. РАДИО. "ПРОМЫВКА МОЗГОВ".

Нацисты проводят общегерманскую кампанию под лозунгом "Каждый гражданин страны - радиослушатель". Уже 25 мая 1933 года выпускается первая партия так называемого "народного радиоприёмника" в количестве 100 тысяч экземпляров, а к концу года их количество достигает 500 тысяч единиц. Стоимость жёстко контролируется государством, основной задачей которого является массовое внедрение новой информационной составляющей в жизнь рядового обывателя. Различные модели приёмника стоят 87, 76 и 65 рейхсмарок, что составляет около половины месячной заработной платы рабочего. Кардинально изменяет ситуацию выпуск в 1938 году самой дешёвой в мире модели DKE-38 стоимостью 35 рейхсмарок. К началу Второй мировой войны радиоприёмник имеют около 70 процентов немецких семей. Под девизом "Слово фюрера в каждое учреждение, в каждый дом" нацисты буквально вбивают в умы соотечественников "нужную" информацию.

Помимо увеличения количества радиоприёмников нацисты целенаправленно осуществляют:
- увеличение количества и мощности передающих устройств;
- увеличение количества радиостанций и транслируемых на них программ;
- массовое вещание за границу на иностранных языках.

В результате этих мероприятий в 1939 году нацисты вещают по 15 радиостанциям, передачи которых принимают 11 миллионов радиоприёмников. Иновещание в 1940 году достигает продолжительности 87 часов в сутки (для сравнения - в 1933 году на него отводилось 45 минут). Нацистское радио транслирует 240 программ на 31 языке.

Что касается транслируемых материалов, то среди них есть и музыкальные передачи, и тематические передачи, и новостные блоки. Но главное место в нацистском радиовещании занимают массированные, хорошо подготовленные пропагандистские кампании. Особое место в сетке вещания германского радио занимает Гитлер. Формат представления - огромные переполненные залы, истерические крики фюрера, рёв обезумевшей от его речей толпы.

С началом войны основное место в эфире занимают политические и военные программы - "Голос солдата", "Экстренные сообщения", "Сообщения с фронта".

Несколько слов о нацистском радиовещании на Советский Союз.  С началом вторжения Германии в СССР начинается вещание нескольких тайных радиостанций сети нацистской пропаганды, направленное на "идеологическое разоружение" советских граждан. Хитрость состоит в том, что эти радиостанции  - "Старая гвардия Ленина" (Конкордия V), "За Россию" - выступают от лица антисталинской оппозиции и преследуют цель спровоцировать в советском тылу антиправительственные выступления и межнациональную рознь. Министерство пропаганды во главе с Геббельсом, реально руководящее деятельностью станций, вещающих как правило с территории самой Германии, предполагает вызвать новый вал репрессий в Советском Союзе, в том числе и в органах государственной безопасности. На фоне кровопролитных боёв первых месяцев войны идеологи нацизма уже начинают сомневаться в возможности "блицкрига" и понимать, что для достижения победы мощь СССР необходимо обязательно подрывать изнутри. Изнутри... радиовещание... знакомая картина...

"Народный радиоприёмник". Модель DKE-40 (1940-1944)

2. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И КИНЕМАТОГРАФ. "ПОД ЗНАКОМ СВАСТИКИ".

Нацисты прекрасно понимали, что и телевидение, и кинематограф имеют большие возможности по части информационно-психологического воздействия на массы. Я рассматриваю два эти направления совместно, так как с контексте рассматриваемого вопроса они служат одной цели.

22 марта 1935 года в Германии появляется первая в мире регулярная телевизионная передача. Сначала трижды в неделю, а затем и ещё чаще берлинский телецентр транслирует спектакли, музыкальные концерты, выступления партийно-государственной верхушки рейха, пропагандистские беседы. Поначалу небольшая аудитория заметно увеличивается в 1939 году, когда в продажу поступают телевизоры для массового зрителя с экраном 19,5 на 22,5 см.

Десятками выпускаются пропагандистские фильмы (только за годы войны их будет создано без малого 200 единиц). С 1940 года в кинотеатрах перед каждым сеансом - обязательный просмотр  пропагандистского киножурнала "Die Deutsche Wochenschau" ("Немецкое еженедельное обозрение") продолжительностью от 10 минут до получаса. Еженедельно рассылается более 2000 копий киножурнала на немецком и ряде иностранных языков для союзников, нейтральных стран, оккупированных территорий и лагерей военнопленных.

Заставка киножурнала "Die Deutsche Wochenschau" (1940-1945)

Помимо наиболее, пожалуй, известного "Die Deutsche Wochenschau" (1940-1945) в гитлеровской Германии выпускались и другие новостные киножурналы - "Ufa-Tonwoche" (1930-1940), "Deulig-Tonwoche" (1932-1939), "Tobis-Wochenschau" (1938-1940), "Fox’Tonende Wochenschau" (1930-1940), "Ufa-Europa-Woche" (1944-1945), "Ufa-Auslands-Tonwoche" (1943-1945), "Descheg-Monatsschau" (1942-1944), "Panorama-Farbmonatsschau" (1944-1945).

Обращу Ваше внимание на два заинтересовавших меня момента - технический и идеологический.

1. Первый из перечисленных выше киножурналов ("Ufa-Tonwoche") создан на одной из старейших в Европе киностудий "Universum Film AG" ("UFA"). Здесь планировали выпуск пропагандистских фильмов ещё в Первую мировую. Новый виток в её судьбе начинается с приходом к власти нацистов, когда владелец "Universum Film AG" Гугенберг назначается министром экономики, а студия попадает под прямой контроль куратора по вопросам идеологии Геббельса и становится одним из центров киноиндустрии Третьего рейха. Примечательно, что с 1946 по 1992 год на её территории будет находиться студия "ДЕФА".

Гитлер и Геббельс на киностудии "UFA" (1935 год)

2. Нацисты разрабатывают и активно используют в киножурналах следующий набор характерных пропагандистских шаблонов:

- гитлеровская армия - армия освободителей (от евреев, большевиков и т.д.), которую восторженно встречают все "угнетаемые Советами" народы;
- в СССР рабочие и крестьяне живут в большевистском аду, изнывая от гнёта;
- колоссальные разрушения и многочисленные жертвы среди мирного населения на советской территории - дело рук большевиков, красноармейцев, партизан;
- советские военнопленные как правило представляются зрителю лицами азиатской и еврейской внешности.

Немецкое фото "Германия является победителем на всех фронтах" (датировано 23.06.1941)

Помимо киножурналов широкую известность получают так необходимые нацистской Германии пропагандистские фильмы. И первое, что следует выделить, на мой взгляд, это три режиссёрских работы Лени Рифеншталь - "Победа веры" (1933), "Триумф воли" (1935), "Олимпия" (1938).

Официальный постер к фильму "Победа веры"




"Победа веры" - о съезде НСДАП в Нюрнберге в 1933 году. По сути дела, стал первым нацистским фильмом - художественным явлением, заметно отличающимся от множества прежних кинорепортажей по данной тематике.






Официальный постер к фильму "Триумф воли"




"Триумф воли" - о съезде НСДАП в Нюрнберге в 1934 году. Снят и смонтирован в жанре апофеоза.
Один из самых известных и наиболее цитируемых в виде фрагментов фильмов о Третьем рейхе.






Официальный постер к фильму "Олимпия. Часть 1: Праздник народов"



"Олимпия" - документальный фильм о XI летних Олимпийских играх в Берлине в 1936 году в двух частях - "Олимпия. Часть 1: Праздник народов", "Олимпия. Часть 2: Праздник красоты".
Фильм воспевает красоту и силу человеческого тела. Комментарии к немецкой версии фильма подчёркивают аналогию между спортивной борьбой и военными действиями.
Символичными выглядят вставки с аплодисментами руководителей рейха в адрес немецких олимпийцев.




Помимо фильмов Рифеншталь я бы отметил фильм "Марш к фюреру" 1940 года об общенациональном марше членов гитлерюгенда в Нюрнберг для участия в съезде НСДАП. По дороге в Нюрнберг молодые нацисты маршируют строем по городам, выполняя воинское приветствие и размахивая флагами со свастикой. Очень актуально, напрашиваются аналогии...

Из художественных показателен фильм "Бомбардировочная эскадра "Лютцов" 1941 года. Неразлучные друзья - лётчики Первой мировой войны и Гражданской войны в Испании - сегодня сражаются на фронтах Второй мировой войны (Польша). Они делают благородное дело - спасают угнетаемых поляками фольксдойче. В конце фильма эскадра получает новый приказ. Теперь её ждёт Англия, предстоящие бомбардировки которой выглядят вполне оправданно. У меня, как ни странно, американские лётчики перед глазами - и Хиросима, и Вьетнам, и Ирак...

3. АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКИЕ ПЛАКАТЫ.

В данном разделе слов будет мало, картинок - много.

За те двенадцать лет, в течение которых в Германии у власти находились нацисты, они создали огромное множество плакатов. В зависимости от адресности и преследуемых авторами целей я попытался разделить их на группы.

1. Для немецкого населения и германской армии

а) Семейные ценности: материнство, детство, семья.

Цель нацистов: создание образа новой национал-социалистической семьи.

б) Труд "во славу Великой Германии".

Цель нацистов: создание положительного отношения к труду на благо Третьего рейха, установление связи между тружеником и воином.

в) Мощь "тысячелетнего рейха".

Цель нацистов: формирование новой исторической картинки, базисом которой является является миф о "тысячелетнем рейхе"; создание положительного образа фюрера немецкой нации, проведение исторических связей и параллелей.

г) Боевой дух армии.

Цель нацистов: поднятие боевого духа, восхваление всех видов войск.

д) Молодёжь. НСДАП. Гитлерюгенд.

Цель нацистов: вовлечение молодых немцев в партийную борьбу, призыв к работе на благо "Великой Германии", призыв в армию.

2. Для армии противника

а) Советский Союз.

Цель нацистов: подавить сопротивление армии противника, вызвать ненависть к собственным командирам и руководителям страны, посеять межнациональную рознь, вынудить сдаться.

Эта тема довольно подробно была рассмотрена мной в материале Забыли?! Будем напоминать...

Приведу лишь несколько наиболее характерных плакатов.

б) Другие страны.

Цель нацистов несколько иная - это союзники или потенциальные союзники. А значит... Да, нужен общий враг. Интересно, а кто же у нас им будет?..

Бельгия
Хорватия
Дания
Англия
Норвегия
Нидерланды
Эстония
Кавказ
Украина

И, конечно, особое внимание Советским республикам. Проблемные зоны, как всегда, одни и те же - Прибалтика, Украина, Кавказ.

3. Для жителей оккупированных территорий

Эта тема также подробно была рассмотрена мной в материале Забыли?! Будем напоминать...

Приведу лишь несколько наиболее характерных плакатов (Украина).

Эти и другие плакаты, листовки, фотоматериалы размещены мной ЗДЕСЬ.

Устали от бесконечных свастик? Тяжёлая тема, согласен. Но знать и помнить необходимо.

Знать, что воевали государства, армии, машины, генералы... И помнить, что фашизм победил советский солдат.

Советскому солдату посвящается:

В видеоролике мной использованы фотографии времён Великой Отечественной войны, в качестве музыкального ряда - песня "Махнем не глядя" из кинофильма "Щит и меч" (режиссёр В.Басов, музыка В.Баснера, слова М.Матусовского).

Необходимые пояснения:

1. Махнуть не глядя - неписаный обычай Великой Отечественной войны, по которому советские военнослужащие, вне зависимости от званий и партийно-политической принадлежности, обменивались разнообразными личными вещами на память, не зная заранее, что на что меняют. Согласно некоторым источникам, ценность вещей при обмене не глядя играла второстепенную роль. Объекты обмена: предметы быта, часы, курительные принадлежности (портсигары, табакерки, трубки, зажигалки), холодное оружие и др.

2. Сто грамм с прицепом - 100 грамм водки, бокал пива.

Спасибо за внимание. Искренне Ваш.

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Наши спортфедерации потоком отказываются от Олимпиады

"Слать команду бомжей не будем!" Федерации одна за другой посылают Париж-2024 лесом.История с допуском-недопуском наших спортсменов на парижские ОИ уже изрядно приелась. Столько было сл...

Обсудить
  • Категорически поддерживаю!
  • Спасибо. Хорошая статья, нужная. Возникает вопрос - зачем им это было надо?! Я работала в одной лаборатории с супругами (муж - немец, жена - русская). Они поженились в студенческие годы и пришли как молодые специалисты к нам. Так вот жена немца говорила так - Гитлера можно понять. У Германии маленькая территория, он хотел блага для своего народа. Мы были в шоке. Потом эта дама в Германии сошла с ума - это тебе не Россия))
  • Была еще одна интересная находка Геббельса. Речи Гитлера и верхушки наци выпускались на грампластинках . Патефоны тогда у многих были. Можно было послушать,что называется,в записи. Это относилось к этапу прихода нацистов к власти. Потом уже радио и стадионы с тысячами людей пошли.
  • Солидная подборка,+
  • Главные отличительные свойства человека - глупость и безумие. Если б Гитлер не появился, нашли бы другой повод устроить всемирную резню.