Забытый Примаков: истинный либерал против псевдолиберализма

0 851

В связи с 90 годами, прошедшими со дня рождения Евгения Примакова, в России состоялись различные мероприятия, на которых были упомянуты его заслуги перед страной, а в Москве даже открыли памятник. Но его философские взгляды были забыты: никто не сказал, что он был истинным либералом, что и позволило ему стать тем, кем он был в истории России.

Евгений Примаков был либералом, и постоянно подчеркивал, что люди, которые называют себя либералами в России, в подавляющем большинстве таковыми не являются. Он их так и называл – «лица, называющие себя либералами», псевдолибералы, неолибералы. В последние годы своей жизни он много писал об этом, обсуждал соотношение государственных основ с либерализмом.

В частности, он писал следующее: «В начале 90-х годов псевдолибералы призывали государство вообще уйти из экономической жизни. Это привело к тому, что появилась группа лиц, присвоивших при антинародной приватизации природные богатства страны, ее экономический потенциал и претендовавших на власть в России. В результате российская экономика потеряла за 90-е годы больше, чем за время Второй мировой войны».

И еще: «Бывший советник президента России Андрей Илларионов пишет о так называемых либералах 90-х годов: «Люди, провозглашавшие отделение собственности от власти, на практике захватывали госкомпании, государственные здания, получали госфинансирование, добивались вначале пониженных ставок арендной платы, а затем и полного освобождения от платежей государству. Такие действия дискредитировали не только конкретных людей, но и идеи, с которыми они ассоциировались в общественном сознании».

По мнению Евгения Примакова, «Политика псевдолибералов потерпела полный провал – им принадлежало авторство дефолта в 1998 году, переросшего в экономический кризис, чуть не обрушивший Россию в пропасть».

После этого, по его мнению, политика России стала другой: «После экономического краха псевдолибералов в России установилась линия на развитие рыночного хозяйства с широким участием государства в экономике. Не были принесены в жертву истинно либеральные рыночные ценности: отвергнуты призывы к тотальной национализации, отмене конвертируемости рубля, возвращению к государственной монополии внешней торговли. Но к этому решительно добавились интересы государства: прекращение антинародной приватизации, усиление роли государства как регулятора экономики, борьба с экономическими преступлениями».

Это, по мнению Евгения Примакова, и является истинным либерализмом.

Что касается идей псевдолибералов, то Евгений Примаков считал, что «Один из начальных принципов неолиберализма заключается в том, что свободная игра экономических сил, а не государственное планирование обеспечивает социальную справедливость. Однако этот вывод не выдерживает столкновений с действительностью не только в России, но и в других странах».

Он также отметил, что «Созданная при Ф. Рузвельте антикризисная система государственного вмешательства в экономику не перестала существовать и после того, как Соединенные Штаты вышли из кризиса. Государственное регулирование в США достаточно развито по сей день. С этой целью создано множество федеральных служб».

В целом он считал, что без государственного вмешательства в экономику невозможно усовершенствовать в России рыночный механизм и достичь необходимого для научно-технического прогресса уровня конкуренции, и

«в определенные исторические периоды, а я считаю, что сегодня мы находимся именно в таком периоде, отказ от государственного доминирования в экономике не соответствует интересам России, нашего общества».

Евгений Примаков выступал против ослабления власти государства: «Категорически несовместимы с необходимостью демократизировать наше общество и отождествление политической свободы с ограничением государственной власти. Необходимость перевода ряда государственных функций на общественный уровень очевидна. Но этот процесс не может и не должен ассоциироваться с ослаблением властных структур. Если такое произойдет, то процесс демократизации в нашей стране захлебнется, перерастая в неуправляемую стихию».

В конце таких рассуждений Евгений Примаков сделал вывод: «В России стало модным говорить о том, что нет национальной идеи, которая бы мобилизовала общество в его движении в будущее. Думаю, что такая идея есть – это объединение социально ориентированной политики и экономики с истинно либеральными ценностями, а не неолиберальными представлениями и подходами».

Это, пожалуй, главная идея Евгения Примакова, идеология, исходя из которой он действовал. И она, к сожалению, пока забыта.

Даже Сергей Лавров, который однажды использовал термин «псевдолибарализм», даже не упомянул об указанных взглядах. На заседании ученого совета ИМЭМО РАН, посвященном 90-летию Евгения Примакова, он говорил о философии Примакова, под которой понимал внешнеполитические принципы – многовекторность, независимости, самостоятельность, прагматизме, идею многополярного мира и сильной России. Но Лавров так и не сказал, что философия Примакова – это либерализм. Истинный либерализм. И именно из него вытекает все, о чем вспомнил Сергей Лавров.

Есть какая-то загадка в том, что люди, которые искреннее считают себя последователями Евгения Примакова, и в отдельных вопросах таковыми и являются, в частности, Сергей Лавров и Владимир Путин, не замечают самого главного в наследии своего учителя. Но они должны это заметить, потому что без этого Россия развиваться не сможет, никакие национальные проекты не помогут.

Владимир Тарасов.

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...