Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

СТЕПАН РАЗИН: ЗНАЙТЕ КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ.(из серии "история в картинках")

24 11918

 Разинское восстание являлось частью серьезного кризиса, или точнее, комплекса кризисов, которые терзали Московское царство на всем протяжении второй половины XVII столетия и был преодолен лишь крайним напряжением его сил и при поддержке политической и социальной основы нации – дворянства, консервативных элементов посадских и старшины донских и прочих окрайных казаков.

Как в случае с Украиной – Русью на Западе, так и на Восточной окрайне важную роль в консолидации протеста сыграла личность лидера восстания – Степана Разина. И Богдан Хмельницкий, и Степан Разин были во многом людьми сложившимися и по-житейски - предсказуемыми, но личная драма и переживания привели их к поступкам революционно-импульсивным, перевернувшим мир вокруг них.

                                         

 ИВАН БИЛИБИН, СТЕПАН РАЗИН

Источники скупо донесли до наших дней правду о происхождении и становлении Разина, но и то, что известно имеет налёт легенды… Его отец, Тимофей Разя, бежал из-под Воронежа на вольный Дон, то ли от голода, то ли от притеснений и бесправия. Будучи человеком сильным, энергичным, смелым, он довольно скоро вошел в число "домовитых", то есть богатых казаков. Женился на плененной им же самим турчанке, которая родила трех сыновей: Ивана, Степана и Фрола. Он умер в 1650 г., когда его сыну - будущему атаману было всего 19 лет. При этом характер Стеньки, как рассказывали старики, был резкий, крутой и смелый необычайно, что сильно его выделяло. Однако он был умен, рассудителен, сообразителен и инициативен в боевых стычках. В его родной станице Наумовской эти качества ценились… Осенью 1652 г. Степан подал войсковому атаману челобитную, дабы он отпустил его из пределов Войска Донского на богомолье в Соловецкий монастырь к святым угодникам Савватию и Зосиме… По пути он дважды побывал в Москве, узнал порядки московские.

Позже, Ян Стрейс, так описал внешность Степана Разина: "Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью". Многие черты его внешности и характера противоречивы: к примеру, существует свидетельство шведского посла о том, что Степан Разин знал восемь языков. С другой стороны, согласно преданию, когда его и Фрола пытали, Степан шутил: "Слыхал я, будто только ученых людей обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести".

К 28 годам Степан Разин становится одним из виднейших казаков на Дону. Не только потому, что он был сыном домовитого казака и крестником самого войскового атамана Корнилы Яковлева: раньше качеств полководца в Степане проявляются дипломатические качества.

К 1658 году он в составе донского посольства отправляется в Москву. Полученное задание выполняет образцово, в Посольском приказе его даже отмечают как человека толкового и энергичного. Вскоре он примиряет в Астрахани калмыков и нагайских татар.

Позже, в походах Степан Тимофеевич будет неоднократно прибегать к хитрости и к дипломатическим уловкам. К примеру, по окончании длительного и разорительного для страны похода "за зипунами" Разина не только не арестуют как преступника, но отпустят с войском и частью оружия на Дон: таков результат переговоров казацкого атамана с царским воеводой Львовым. Более того, Львов "принял Стеньку в названые сыновья и по русскому обычаю подарил ему образ девы Марии в прекрасном золотом окладе".

Ждала Степана Разина блестящая карьера, если бы не случилось событие, кардинальным образом изменившее его отношение к жизни. Во время войны с Речью Посполитой, в 1665 году, старший брат Степана Иван Разин решил увести с фронта свой отряд домой, на Дон. Ведь казак - вольный человек, может уйти, когда захочет. Иного мнения придерживались государевы воеводы: они догнали отряд Ивана, вольнолюбивого казака арестовали и предали казни как дезертира. Бессудная казнь брата пострясла Степана.

Казнь "своевольных" казаков.Рисунок из "Истории Сибирской" С.У.Ремезова

Ненависть к аристократии и сочувствие бедным, бесправным людям окончательно укоренились в нем, и через два года он начинает готовить большой поход "за зипунами", то есть за добычей, для того, чтобы накормить казацкую голытьбу, уже в течение двадцати лет, с момента введения крепостного права, стекающуюся на вольный Дон.

Борьба с боярами и прочими угнетателями станет главным лозунгом Разина в его походах. И главной причиной того, что в разгар Крестьянской войны под его знаменами будет находиться до двухсот тысяч человек.

В 1667 г. туда дошли слухи о Степане как человеке опасном.

Собрав удальцов, Разин хотел плыть с ними по Азовскому морю и грабить турецкие берега; но черкасский атаман Корнило Яковлев не позволил этого и некоторое время удерживал казаков в повиновении московскому царю. Тогда Стенька поплыл вверх по Дону, грабя богатых казаков и разоряя их дома. Добравшись до того места, где Дон сближается с Волгой, он заложил там стан (близ городка Паншина, между рек Тишини и Иловли), названный Ригой. Порох и свинец казаки получали от посадских людей-воронежцев за деньги или в обмен на всякого рода рухлядь.

Г.А.Медведев. Степан Разин на Волге

Николай Лебедев «Сокровища и реликвии эпохи Романовых»: …в народе же говорили так: «У Стеньки кроме людской и другая сила была — он себя с малых лет нечистому продал — не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кошму (кош — купеческое небольшое судно без палубы. — Авт.), по Волге плывет и вдруг на воздух на ней поднимался, потому, как был он чернокнижник…»

Для историков и фольклористов эти полеты Разина по воздуху довольно загадочны. В связи с этим представляется весьма любопытным утверждение старого бакенщика на Каме близ Перми, слышанное им от дедов на Волге, что-де разинцы подавали друг другу сигналы (с берега на берег и на разбойные струги) при помощи больших воздушных змеев, называемых «голубями», что непосвященным простым людом воспринималось как колдовство.

Нельзя не признать, что сигнализация разинцев при помощи змеев в значительной степени объясняет их осведомленность и стремительную неожиданность их атак, и захват купеческих стругов на Волге. Без хорошей связи это было бы трудно сделать: собрать вооруженную ватагу, организовать засаду, в нужный момент ринуться на абордажный бой… Известно, что купцы были люди решительные, хорошо вооруженные, имели картечницы, и дружными меткими залпами из ружей не раз отгоняли разбойный люд и уходили от преследователей.

С далеких времен у многих народов хорошим способом дачи сигналов, скажем, предупреждением о военной опасности, были зажженные костры. Поднятый в воздух змей обладал несомненным преимуществом. К запущенному змею можно было послать в воздух условный знак в виде квадрата, треугольника, шара, который мог дать краткую информацию о количестве судов (сколько, куда, откуда), сообщить время прохождения «разбойного места», засады и многое другое.

Когда слух о появлении казацкого стана дошел до Царицына, началась переписка между московскими начальными людьми, но серьезных мер против казаков никто не принимал.

Разин между тем перешел за Волгу и здесь, вероятно, недалеко от Камышина, устроил новый стан. Его отряд имел казацкое устройство, делился на сотни и десятки; над сотней начальствовал сотник, над десятком — десятник.

Стенька Разин был атаманом, есаулом — Ивашка Черноярец.

В это время плыл весенний караван судов из Нижнего Новгорода в Астрахань.

Тут были казенный струг с ссыльными, ехавшими на житье в Астрахань; судно московского богача Шорина, везшее казенный хлеб; суда патриаршие и других частных лиц. Стенька напал на караван; стрельцы ему не сопротивлялись.

Караван был разграблен, начальные люди были убиты, ссыльные выпущены на волю; чернорабочим (ярыжным) Стенька сказал, отпуская их на волю: "я пришел бить только бояр да богатых господ, а с бедными и с простыми готов, как брат, всем поделиться". После этого Стенька отправился к Царицыну, но не взял его, а только напугал воеводу, который беспрекословно исполнил все его требования, выдал наковальню, меха и кузнечную снасть.

У Стеньки было теперь уже 35 стругов с 1500 человек; он проплыл мимо Черного Яра, встретил, разбил и высек московского воеводу Беклемишева, вошел в Каспийское море и оттуда рекою Яиком достиг Яицкого городка.

Все это происходило летом 1667 г. Яицкий городок был взят хитростью: стрелецкий голова Яцын впустил Стеньку только в церковь помолиться, но вошедшие с ним товарищи отворили ворота и впустили остальных казаков.

Астрахань в 17 веке

Яцын и 170 других стрельцов были казнены; остальным была предоставлена свобода идти куда хотят. Они направились в Астрахань, но Стенька догнал их, часть перебил, а других заставил присоединиться к его отряду.

Лето Разин просидел в Яицком городке, а в сентябре отправился к устью Волги и здесь погромил татар, затем пограбил турецкие суда на Каспийском море. Опасаясь разгрома, калмыки, кочевавшие между Яиком и Волгой, вступили в дружеские сношения с Разиным.

В ноябре приехали к нему посланцы с Дона с грамотой государя и увещанием войска отстать от воровства и воротиться на Дон. Стенька принял посланцев с честью и отпустил невредимыми, но, отпуская, сказал: "когда вперед ко мне государева грамота придет, то я великому государю вину свою принесу". В это время астраханский воевода Хилков, действиями которого московское правительство было недовольно, был сменен, и на его место был прислан кн. Прозоровский.

Степан Разин  художника Петрова-Водкина

Он также послал к Разину двух посланцев с увещаниями принести повинную; только один из них возвратился к кн. Прозоровскому, а другой был брошен в воду. Весной 1668 г. Стенька ушел в море, но астраханские воеводы не могли успокоиться.

С Дону во главе 700 новых удальцов поднялся Сережка Кривой, разбил высланный против него отряд стрельцов и ушел к Разину в море; появляются затем Алешка Протокин, Алешка Каторжный — с неменьшими отрядами. Стенька в это время грабил дагестанские берега, разорял города и превращал их, как например Дербент, в груду развалин.


Дербент.Гравюра Фидлера. 1836 г.

В Реште Стенька предложил свою службу персидскому шаху. Переговоры по этому поводу затянулись; между тем жители Решта тайно напали на казаков и убили у них 400 чел. Разин отплыл из Решта в Фарабат и на жителях этого города выместил свое поражение.

Пять дней казаки мирно торговали, а на шестой Степан Тимофеевич поправил на голове шапку. Это было условленным знаком: казаки бросились на беззащитных жителей, часть их перебили, часть взяли в плен и потом разменивались с персиянами, давая одного персиянина за трех-четырех христиан.

Шехинская чеканка.

Здесь перезимовал Разин. С наступлением весны 1669 г. он поплыл на восточный берег Каспийского моря и погромил трухменские улусы, потеряв при этом своего неустрашимого товарища Сережку Кривого.

Казаки, обременённые добычей, расположились на Свином острове.

Интересно! Происхождение русского названия Свиной острова Санги-Мугань не имеет никакого отношения к свиньям. В старину остров Санги-Мугань был местом ссылки провинившихся и преступников. Поэтому он именовался "остров с виной". А уже потом название перешло в "Свиной". Основу топонима "Санги-Мугань" составляет персидское "санг" - камень, а "Мугань" это название прибрежной местности. В некоторых источниках остров также именовался Санги-Музаффар.

Здесь летом напал на них персидский флот, но потерпел полное поражение.

У казаков, по Кемпферу, было 29 или 30 низкобортных речных стругов, на каждом из которых находилось по 2-3 пушки, что, видимо, является некоторым преувеличением. По русским сведениям, русские имели 23 судна, в том числе 15 более крупных ("морских") стругов. Артиллерия состояла из 20 больших и 20 малых пушек.

У персов по одним сведениям было 50, по другим - 70 судов (иностранцы называли их бусами, русские - "сандалами") разного размера («целые» и «половинные»), но все более крупные и высокобортные, чем струги. Персидские суда были вооружены более, чем 30 орудиями. На части кораблей находились отряды лучников. Персы соединили свои суда железными цепями, «в надежде захватить их [казаков] всех как бы в сеть, чтобы никто не мог ускользнуть». Это, однако, лишало корабли подвижности и, в случае неудачного исхода сражения, обрекало на гибель всю флотилию.

Персидские сандалы на гравюре 17 века

Разин стремился выманить флот противника в открытое море, где подвижные казачьи струги имели бы преимущество. Увидев персидские суда, казаки обратились в обманное бегство прочь от острова, притворно плохо управляя своими судами. Персидский флот устремился следом под звуки труб и барабанов. Когда противники достаточно удалились от берега, казаки повернули назад, вступив с персами в жаркую перестрелку, и сосредоточили свой огонь на украшенном большим флагом судне Мамед-хана. Опытный пушкарь на струге Разина поразил вражеский флагман из пушки специальным зажигательным снарядом, наполненном хлопком и нефтью. На бусе вспыхнул пожар, потом взорвался запас пороха, разрушив часть судна. Мамед-хан поспешно перешёл на другую бусу. Горящий флагманский корабль стал тонуть, увлекая за собой цепью соседнее судно.

Пользуясь начавшейся среди персов неразберихой, казаки стали обходить и атаковать один за другим их корабли, прицепляясь к ним и поражая персов на высоких палубах с помощью длинных жердей с привязанными пушечными ядрами. Персы отстреливались из ружей и луков, но не могли противостоять казакам. Персидские корабли были захвачены и потоплены. В качестве трофеев русским досталось 33 пушки.

Из всего персидского флота уцелело лишь три судна, которые бежали от казаков. На одном из них спасся Мамед-хан, но его сын — Шабын — и дочь (персидская княжна из песни «Из-за острова на стрежень...») попали в плен к казакам. Большинство персов погибли, многие сами бросались в море с обречённых судов, чтобы не попасть в руки казаков.

А. Александров. Ст. Разин после победы над персами

25 августа Разин явился в Астрахань и принес повинную, положив бунчук и знамена в приказной избе. Казаки обещали, что сдадут всех пленных персиян, выдадут пушки, отпустят русских служилых людей без задержки.

Взамен этого они получили разрешение выбрать шестерых выборных и отправить в Москву ходатайствовать перед царем о полном прощении.

Астраханская легенда гласит, «Приехал Стенька из Персидской земли и стал астраханскому воеводе челом бить: “Отпиши царю русскому, что, вот мол, разбойничал, а теперь прошу у него милости”. У Стеньки много добра всякого из-за моря привезено было, у воеводы глаза и разбежались! Что ни завидит воевода, всего-то ему хочется и того, и другого, и третьего. Понравилась ему у Стеньки шуба. “Продай, — говорит, — шубу, подари, нешто тебе ее жалко?” А шуба была заветная, не дает ее Стенька. Грозит воевода: “Царю пожалуюсь!” Отдал Стенька шубу со словами: “На тебе шубу, да чтобы не надеяла она шуму!”

Так оно и вышло. Стенька после всю Астарахань (так в XVII в. называли Астрахань) разорил, а с воеводы Прозоровского снял шкуру, как шубу, спустив ее по самые пятки» …

Воеводы хотели было получить от казаков все награбленные у персиян товары, но это им не удалось — а товаров было так много, что фунт шелка продавался в то время по 18 коп. На радостях Разин пировал, устраивал празднества и катался по Волге. 

Гравюра Шюблера с картины П.Ф. Яковлева «Атаман Стенька Разин и персидская княжна.» 

Во время одного из таких катаний разгоряченный вином Разин стал на край струга, схватил свою любовницу-персиянку и бросил ее в Волгу со словами: "возьми Волга-матушка! много ты мне дала серебра и золота и всякого добра, наделила честью и славою, а я тебя еще ничем не поблагодарил!".

Степан Разин бросает в Волгу персидскую княжну. Гравюра из «Трех путешествий» Я.Я. Стрейса. 1681

Интересная литературная зарисовка от Любови Папеты (solaris777 ), 2012 год: Когда войско Степана Разина возвращалось из Персидского похода, его ладьи проплывали мимо села под Астраханью на стрелке рек Волги и Болды. Местный кузнец Степан-бобыль на закате купал в Волге коней. На берегу он нашёл женщину в промокших парчовых одеждах. Она была чуть жива. Он отнёс её к себе в избу. Несколько дней женщина была в жару и беспамятстве. А когда пришла в себя, с трудом объяснила своему спасителю, что бросилась с борта в реку, спасаясь от пьяного атамана. Парчовые одежды надулись колоколом и дали ей возможность доплыть до берега. Влюбился кузнец в прекрасную персиянку и обвенчался с ней. На венчании невесту накрыли тонким белым покрывалом, расшитым ею золотыми звёздами и месяцами, а на женихе была алая рубашка, вышитая таким же узором. На шее невесты поблёскивало и тонко звенело золотое ожерелье, состоящее из нескольких рядов маленьких и больших монисток - невиданное в этих краях украшение... До сих пор не прервался род персиянки Фатьмы и Степана-кузнеца. Из поколения в поколение передаётся старшей дочери или старшей снохе в наследство золотое ожерелье княжны и умение вышивать гладью.

Б.Кустодиев Ст.Разин

Вот как описывается это событие очевидцем Я.Я. Стрейсом его «Трех путешествиях» 1676 г.: При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с ее братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку.

Кашкуревич Анатолий. "Степан Разин"

 На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть свое горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя. Судя по всему убиение княжны было одновременно и подарком водяному духу за удачу в бою, в которого мореходы верили, и своеобразной местью врагу за гибель близкого товарища. А возможно он верил, что женщина на корабле к несчастью, вот и избавился от нее незамысловатым способом.( Источник: i-fakt.ru)

Продолжение следует...

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

ВСУ не смогли уничтожить российский «Солнцепек», оставленный на ночь в поле. Им помешал «Волнорез»

Вооруженным силам Украины (ВСУ) не удалось уничтожить тяжелую огнеметную систему «Солнцепек», которую российские военные оставили на ночь в поле. Она была обор...

Обсудить
  • грустная история
    • KAMAS
    • 29 февраля 2016 г. 03:28
    Обыкновенный бандит, вроде чеченских полевых командиров.
  • Для того , чтобы судить о Разине как о бандите надо погрузиться в 17 век, понять ментальность. Разин - народный лидер, жаждущий первопроходства, Он не мог не объявиться истории: слишком много энергии, слишком большой дар влиять на людей. Поступки были всегда на грани, но это следствие определённой душевной настройки- быть честным перед ватагой и беспощадно коварным и жестоким к врагам.
  • Грозный, Грязной, Грязин, Разин... Действительно, грустная история.
  • На первой иллюстрации сильно на Шукшина похож....