Юрий Кофнер: 4ПТ и ошибка Дугина

0 1615

Комментарии к статье «Четвертая политическая теория как идеология Новой России» А.Г. Дугина (1).

9

В своей статье Александр Дугин сделал интересное заявление, которое привожу в сокращении (но без всякого смыслового искажения): «На этом я ставлю точку в попытках обвинить меня в «фашизме» кем бы то ни было. Если бы я был «фашистом», у меня хватило бы смелости, поверьте, так и сказать. (…) Я могу четко и однозначно утверждать: (…) я также против материалистического атеистического коммунизма и фашистского расизма, шовинизма и ксеноофобии».

Мне кажется странным, что стоит напомнить состоявшемся профессору о такой существенной разнице: «Расизм, шовинизм и ксенофобия» являются традиционными атрибутами национал-социализма, но не обязательно присущими классическому фашизму. Сутью фашизма является крайний этатизм, когда, как это четко выразил Бенито Муссолини, - «все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства» (2).

Это интересно, ведь давно изучая работы Дугина и его последователей я всегда критиковал их за искривление классического евразийства именно в эту сторону, т.е. в сторону крайнего этатизма, близкого к традиционному европейскому фашизму. Я никогда не обвинял Дугина в расизме и прочем.

Я солидарен с Дугиным в том моменте, когда совершенно необоснованно либералы и нацдемы различных национальностей обвиняют его в нацизме, расизме и т.д. И чаще всего когда они даже не читали его труды. Такое реально раздражает, так как не соответствует правде.

Однако, те люди, которые критикуют Дугина ПО ДЕЛУ, критикуют его именно за его фетишизм сильного государства, сильной Империи, представляющие из себя противоположенную альтернативу либеральному индивидуализму, и поэтому ДРУГУЮ КРАЙНОСТЬ, и оттого — вредную крайность.

Несомненно, либерализм в чистом виде, со своим культом индивидуума, культом потребления, культом развлечения есть зло. Но отвращенный от либерализма Дугин впадает в другую крайность, не менее пошлую: в обоготворение крайнего абсолютизма, т.е. абсолютизма идейного (по Платону) и организационного (по образу тоталитарных обществ). Отвращенный от Мирового Государства А. Хаксли Дугин мечтает построить Евразийскую Империю Дж. Оруэлла. Но этим не решается старая проблема человеческого предназначения и счастья.

Этим поведением также хорошо объясняется культ врага, который как красная линия идет сквозь все мышление Дугина. Кто не согласен с дугинской доктриной либо враг (если он из лагеря оранжевых), либо предатель (если он из патриотического лагеря). И все без исключения по его мнению подлежат уничтожению. «Кто не с нами, тот под нами» — вот лозунг дугинцев. Но Дугин и Ко. не только отвергают концепцию идейного плюрализма. Они, к тому же, объявляя кого хотят врагом, оправдывают его уничтожение «законами военного времени». Данное мое заявление можно хорошо проверить прочитав последнюю десятку постов на странице Дугина в социальных сетях.

Вместо того, чтобы действительно стараться найти новый идейный исход в рамках Четвертой политической теории Дугин снова и снова впадает в объятия третьей политической теории. Без расизма естественно, но со всеми грехами утопического этатизма и культа врага. Данная картина логически пополняется идеологической самопрезентацией ЕСМ как последователей опричнины И. Грозного и НКВД И. Сталина, со своим черным стягом и золотой звездой хаоса.

Удивительно, но именно об этой опасности извращения евразийства в сторону государственнического фашизма еще в 20-х годах прошлого века как ни лучше предупредил великий русский философ Николай Бердяев в своих статях «Евразийцы» (1925) и «Утопический этатизм евразийцев» (1927).

Из второй этих двух работ хотелось бы привести достаточно длинную, но очень важную для данного контекста цитату, которая, по-моему, довольно четко описывает проблему дугинского движения: «Я не вижу, чтобы евразийцы защищали свободу человеческого духа, которой грозят со всех сторон опасности. Они — коллективисты почти в такой же степени, как и коммунисты, как и крайние правые монархисты, они склонны признавать абсолютный примат коллектива и его господство над личностью. Человеческая личность будет принуждаться к симфоническому мышлению путем муштровки. Отсюда пафос ортодоксии в мышлении — он всегда ведь обусловлен тем, что творцом почитается коллектив, а не личность».

Я бы не написал этот комментарии, если бы не Четвертая политическая теория. Она мне положительно нравится, особенно концепция ее альтернативности трем предыдущим полит-теориям — либерализму, коммунизму, фашизму. Но считаю, что Александр Гельевич делает ошибку, когда он не оставляет положительного от либерализма в ЧПТ, отвергая все плохое в нем. И это странно. Ведь на семинаре в Институте динамического консерватизма (3) он еще признал (хотя с неохотой, что чувствуется), что существует положительный момент в либеральной школе, а именно ее концепция о свободе. Считаю, что именно христианское учение об ответственной свободе, основанной на религиозной нравственности, должно стать костяком новой, Четвертой политической теории. Конечно, такая свобода не будет иметь ничего общего со западным индивидуализмом, поп-культурой, вседозволенностью и т.п. Но она будет также далека от всякого (языческого по своей природе) коллективизма и тоталитаризма. По крайне мере я вижу, что дух свободы в ЧПТ чужд культу врага и культу этатизма, свойственного высказываниям А.Г. Дугина.

Здесь стоит отметить тот важный момент, что между классической теорией либерализма и современными всеми известными нам российскими либералами такая же разница, как между пальцем и ж. Последние являются русофобами, западниками чистой воды, также мало признающими концепцию идейного плюрализма. Именно по их вине, а также по вине олигархов и тех, кого мы именуем «либеральной башней» в Кремле, сегодня народ на дух не переносит слово «либерал». Но опять, при отбрасывании западничества (с чем полностью я согласен), и отрицательных моментов в либерализме, это обстоятельство не должно мешать нам перенять положительные концепции в первой политической теории, т.е. в либерализме. Также как мы должны перенять все положительные моменты во второй и третьей политических теориях, отвергая, при этом, и их грехи и ошибки.

Юрий Кофнер

Председатель Евразийского Движения «Молодая Евразия»

9 августа 2014 г.

Примечания:

1. Дугин А.Г. «Четвертая политическая теория как идеология Новой России». 2014 г.

2. Семинар в ИДК. http://www.dynacon.ru/content/articles/584/

Автор картины: Стилист ЕСМ А. Беляев-Гинтовт.

Секретное дело КГБ-Потопы, Полая Земля, Тайные знания.

В этой видео-статьи, будут рассмотрены факты изложены в Секретном Деле КГБ от 1983 года. Можно бесконечно спорить о том является ли это дело подлинным, или это просто чей-то вброс, или...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...