Каин и Авель: поучительная история

29 6716


Размышления об одном из сюжетов древней истории приводят к интересным выводам. История эта такова: «Расскажи им правдиво историю о двух сыновьях Адама. Когда принесли они оба жертву, то было принято оно от одного из них, и не было принято от другого. Он сказал: «Воистину, убью я тебя». Другой сказал: «Бог принимает лишь от остерегающихся» (Коран, 5: 27).

Попробуем разобраться в этой известной истории. О чем она, и что произошло на самом деле?

Итак, сыновья первого человека приносят жертву Богу. При этом, ни один из них не является грешником, оба они честно и усердно трудились, оба одинаково помнили о Всевышнем и, не сговариваясь заранее, в назначенный день пришли к Нему с плодами трудов своих, дабы почтить Его.

Но произошло, мягко говоря, странное: Бог принял жертву одного из сыновей Адама и не принял у другого. В чем причина такой несправедливости?

Конечно, можно сослаться на неисповедимость божьей воли. Точнее, согласиться с тем, что Бог творит произвол, делает что хочет и как хочет, а простому смертному не понять Его логики. Это легкий путь и им можно воспользоваться.

Однако, в одном из своих откровений, которые не вошли в Коран, Бог говорит, что он таков, каким мы его себе представляем. Это значит, что, если мы допускаем, что Бог не блюдет справедливость. И это при том, что одним из его прекрасных имен является имя аль-Адль т.е. Справедливый, и это при том, что он воздает за добро и зло сполна, не обижая даже «на толщину пленки на финиковой косточке» (Коран, 4: 49).

И если мы согласимся с тем, что для это нормальное поведение для Бога, то это будет означать, что мы и сами такие, мы сами непостоянны, наше настроение переменчиво, и стандарты у нас двойные и, соответственно, Бога мы не можем представить как-то иначе. В таком случае он для нас будет непредсказуемым в своем произволе. И мы покорно миримся с несправедливостью, которая нас окружает в мирской жизни, кивая на волю Бога...

Но Бог мудр и, напомним, что он назвал себя Рабб аль-алямин, т.е. «Воспитатель миров», т.е. он заботится о нас и воспитывает нас так, чтобы мы росли и крепли духом. А для того, чтобы мы росли, он не только поместил нас в мир, сотканный из его знания, но и заложил в нас некое устройство, которое непрерывно «сканирует» рутину жизни и обнаруживает в ней изъяны, которых, как следует понимать, не должно быть в совершенном мире, созданном совершенным Богом. Вот это устройство и не позволяет нам мириться с вышеупомянутым решением Бога по отношению к двум братьям, к сыновьям Адама. Я говорю о чувстве справедливости.

Конечно, можно попытаться заглушить это протестующее в глубине нас чувство, пытаясь обойти острый вопрос или перешагнуть его. Но, заглушая внутренний протест, мы тем самым игнорируем лишь человеку данный великий дар и важнейший инструмент приближения к Богу и постижения его. Мы попираем справедливость, которая является не только одним из прекрасных имен Бога, но и сущностной характеристикой человека. Мы пытаемся обойти вызов, который Бог посредством истории о жертвоприношении двух братьев предложил нам принять и разгадать ради нашего же роста. Поэтому, заглушая голос протестующей справедливости, мы отворачиваемся от Бога, объясняя это тем, что ему, мол так угодно.

В коранических аятах об Авеле и Каине Бог задал нам всем вопрос. Да, этот вопрос не очевиден, и аяты Корана можно прочитать просто как сюжеты древней истории. Но можно и вдуматься в священный текст, который сам Бог охарактеризовал как откровение «для людей размышляющих».

Прежде всего, обратим внимание на то, как выглядит в оригинале слово, которое переводится как «жертва». В Коране использовано слово курбан. Это слово восходит к корню со значением «приближение». Иными словами, Коран утверждает, что сыновья Адама стремились приблизиться к Богу, и оба были искренни в этом. Запомним это и пойдем дальше.

В своем откровении, т.е. в Коране, Бог заявляет, что оно было ниспослано в подтверждение истинности того, что было ниспослано ранее: «А прежде нее была Книга Моисея в качестве наставления и милости. А это (Коран) - Книга подтверждающая (Книгу Моисея)» (46: 12). «Ниспослали Мы Тору, содержащую наставления и свет...» (5: 44). Коль так, то нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться к Торе, к Ветхому Завету и узнать из него подробности истории об Авеле и Каине:

«И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?..." (Быт 5:2-7).

Сообщается, что после убийства, совершенного Каином, Бог проклял его:

«... ты будешь изгнанником и скитальцем на земле... И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт 5: 12, 15).

Ключ к разгадке смысла этой истории, как мне кажется, кроется в видах деятельности, которыми занимались два брата. Задумаемся о том, что отличает труд пастуха от труда земледельца? Пожалуй, отношение к природе: так, пастух-скотовод не изменяет ее облик, он полностью от природы зависим. А земледелец активно изменяет окружающую среду, вырубает леса, осушает болота, меняет русла рек... Каждый из этих видов деятельности приводит к возникновению принципиально отличающихся друг от друга цивилизаций. Так, скотоводство порождает кочевничество. А земледелие порождает города, а затем и промышленность. На протяжении известной нам истории кочевые цивилизации неуклонно исчезают с лица земли, т.е. можно сказать, что Каин продолжает убивать Авеля. Земледелие набирает обороты и именно оно лежит в основе современной промышленно-техногенной цивилизации.

Но это только то, что лежит на поверхности. Если заглянуть глубже, то мы увидим не только эти различия. На мой взгляд, кочевая культура основана на гармонии с природой, она сердечна по отношению к ней. Так, в Золотой Орде, которую западное сознание рисует как обитель зла и варварства, существовала специальная государственная служба, занимавшаяся подкормкой птиц и животных в суровое зимнее время. Или возьмем классическую обувь тюрка-кочевника - сапоги из мягкой кожи, без каблука и с загнутым кверху носком. Такой сапог не продавливал землю каблуком и не рвал ее носком, не калечил траву. Земля для кочевника была матерью, которую он любил и о которой заботился. Отсюда и особое отношение кочевых народов не только к кормилице-земле, но и к ее обитателям. В конце концов, возьмем Ислам: он хоть и возник в среде городских арабов, но расцвел в среде арабов-кочевников. Интересно также, что большинство пророков были пастухами…

Что касается земледельческой цивилизации, то в своем отношении к природе она «опирается на ум». Наилучший пример тому - практика генетического «усовершенствования» сельскохозяйственных культур, создание ГМО, хотя нельзя сбрасывать со счетов и удобрения, и пестициды, и прочую отраву, которой поливают все и вся, ради прибыли. Тех, кто делает деньги, мало заботят последствия использования людьми выращенных таким образом продуктов, их не заботит и убивание природы, хотя, при этом, якобы забота о благополучии людей выставлена на витрину и звучат бодрые рапорты о соблюдении экологических норм.

Итак, история о Каине и Авеле это на самом деле история о противостоянии сердца и ума: не символизирует ли скотовод Авель приближение к Богу посредством сердца? А что касается земледельца Каина… не пытается ли он достичь Бога посредством ума? Таким образом, как мне кажется, эта древняя история учит, что попытки прийти к Богу посредством ума обречены на провал. Равно как и Бог приходит к человеку не через ум, но нисходит в сердце его. Но для этого сердце должно быть открытым для встречи Гостя.

И, наконец, что за знамение сделал Господь Каину, имея которое он оказался в безопасности?

По моему мнению, речь идет о том, что ум или решения ума воспринимаются человеком, который еще не обрел способность жить по велению сердца, как его собственные решения. Это и произошло с Каином. Понятно, что «самого себя», т.е. свой ум не убьешь. Этим и пользуется дьявол, который: «обещает вам бедность и велит вам делать мерзость» (Коран. 2: 268), ведь ему дана способность заставить человека «признать правдой его [т.е. дьявола] мысль» (Коран. 34: 20). Иными словами, дьявол влияет на человека через ум. И не просто так возникла фраза «мудрствовать лукаво».

Такое положение дел, а именно: дарованная человеку способность поступать «по уму» или «по сердцу», в конечном счете, и дает нам возможность научиться различать между умом и сердцем. За мерзость, содеянную по наущению ума, и которая кажется несущим благо решением, раскаяние придет рано или поздно, но придет неизбежно. А за поступок, совершенный по велению сердца, даже если кажется, что человек оказался в проигрыше, раскаяния не будет. Будет только чувство правды, ощущение движения в правильном направлении, по Прямому пути.

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • Спасибо, Айдар! Когда-то нашёл ту же аналогию - борьбу сердца и ума - в "Братьях Карамазовых" Достоевского. Там тоже чёткая грань проведена. И выводы те же вытекают.
    • rst
    • 24 декабря 2016 г. 03:44
    Да я уже писал, свою трактовку. Путь Авеля принимать бытность, путь Каина, менять её под себя. В том числе не только материальную сторону. Путь Каина будет ложь о прошлом, желание скрыть правду, тоже крысятничество в жаргонной трактовке, или приписывание себе большей роли, или кумовство в иудейской традиции. Отстоять своего даже если он подлец и лжец и преступник, отстоять, подставить другого. Кстати очень многие русские люди именно в этом видят преимущество кавказских и еврейских диаспор. Т.е. подстраивание под себя! И вот когда не получается идёт, злость и обида и поиск виновных. Да обобщенно это можно рассматривать как следствие познания Добра и Зла! Черно-белая картинка, свой-чужой, правда - ложь. И как следствие нетерпимость к другому. Тут связно от самого корня - змея - т.е. времени, через понимание возможности прогнозирования, появляется возможность обустроить будущее, деля на хорошо и плохо. Т.е. ожидание результата! Вот поэтому сейчас за исключением немногих все под печатью ходят Князя мира сего. Не знаю как это будет в Ваших трактовках звучать, но смысл понятен. Конец войны увидят пятаки на глазах, до коле продлиться святая война, пока не подружат Бог и Сатана. Еще у Полозковой есть хорошие строки о безумии построения планов, ну и конечно же Мастер и Маргарита, Воланд идеален в разговоре на патриарших. +++++ Спасибо! Вы расширили моё понимание, надеюсь я равноценный обмен произвел.
    • rst
    • 24 декабря 2016 г. 03:47
    У меня к вам вопрос есть! В Библии очень важно знание значения имен персонажей, и это скрыто, многочислеными подтасовками при переводах и переизданиях. Как обстоит дело с именами в Коране?
    • rst
    • 24 декабря 2016 г. 03:52
    Айдар я вам как-то предлагал уже в журнале писать. У нас новый проект https://cont.ws/jr/momentsily строим Вселенную как видим, т.е. с одной стороны фантастика, с другой много смысловых слоёв, для понимающих. Может захотите себе персонажа. Пишем не сговариваясь, на чувствовании текста друг друга, как в пошаговой игре, но без подсчета каких либо балов. Цель создать не противоречащий мир и желательно выявляющий системные ошибки сегодняшнего мировоззренческого тупика.
  • Мысли о том что Авель принёс дары любви,без всяких камней за пазухой, а Каин видимо возгордился трудами рук своих верны. Что касается остальных рассуждений,то они спорны. Это дети Адама так, и чуть ли не первые, верно.Что определил человеку в пищу Бог изначально - плоды деревьев и зелень травную,то есть в том числе и злаки.Не знаю что по этому поводу прописано в Коране,но в ветхом завете именно так,а Тору Коран считает верным источником. Бог не давал в пищу человеку животных,птиц и рыб,только растения.Живность человек должен был только взращивать и охранять,а не жрать подобно хищникам. Кто из братьев выполнял это постановление Бога, а кто нарушал...Немудрено что Каин считал себя правым и осуждал Авеля,а суд как известно подлежит лишь Богу. Не суди,да не судим будешь. Насчёт безмерной любви кочевников ко всему живому не надо,это даже не смешно. По поводу цивилизации - ножом можно хлеб порезать,а можно убить,смотря в чьих руках он находится. Безспорно цивилизация кочевников для земли более безопасна,так как она не развивается и подобна животному миру и природе,даже при всём желании навредить природе она быстрее загнётся сама. Цивилизация земледельцев и ремесленников постоянно в росте и развитии,так же как человек она проходит стадии взросления и чем старше и больше,тем выше уровень ответственности и опасностей. Так что не стоит сравнивать вечного ребёнка(это ещё мягко сказано) и взрослого человека.