Друзья! Помните, совсем недавно мы с вами рассуждали вот в таком ракурсе:
«„Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам” (Мф 6:33). Обращали внимание? – не „найдите – и приложится,” а „ищите – и приложится.” Не по факту, а в процессе»...
А что, если и здесь нам отпустить мысль дальше? Что, если сделать акцент на этом «ищите»? То есть смысл поиска – в самом поиске. Ведь как только нам покажется, что мы нашли, мы останавливаемся; а остановившись, мгновенно обнаруживаем, что ни на йоту и не поднялись. Что, если смысл поиска вообще никогда не сводится к нахождению?
И ведь это вовсе не про Царствие Божие, это про нашу оценку вообще. «Мнение – второе падение», помните? Как только мы формируем некую законченную парадигму, она тотчас же оборачивается иллюзией. Любая наша оценка, любое мнение существует только в наших глазах и никогда не становится атрибутом объекта – а это звонко говорит о том, что в заскорузлой оценке (читай: остановке поиска) попросту не может быть ничего объективного!
* * *
Отсюда сразу вторая мысль. О бунтарях – ну о ком же ещё! Как видится, бунтарь – это не тот, кто не приемлет мир вокруг себя и потому хочет его изменить. Ведь что ему делать, если мир всё-таки изменится и предстанет в том виде, за который этот парень изорвал столько рубах? Принять? Удовлетвориться? А дальше – тёплый плед и пресловутый фруктовый кефир?.. В таком случае это уже не бунтарь, а скорее, карьерист – не больше.
Настоящий бунтарь, думаю, это тот, кто ни при каких условиях не примет компромисса с миром, не впустит внутрь себя того, что считает ниже идеала. И это не имеет отношения к миру вокруг, не правда ли? Это всё остаётся внутри непокорного сердца. Поиск не прекращается. А если вдруг он остановлен, бунтарь просто исчезает. Вместе с носителем бунта. Вспомним того же лондоновского Мартина Идена, к примеру.
Как вы чувствуете, друзья?
* * *
Идём дальше. Итак, поиск не должен прекращаться, даже если кажется, что он привёл к измеримому результату. Почему? Хотя бы потому уже, что, как мы говорили раньше, «всё измеримое можно с лёгкостью приравнять к нулю». Поиск – это движение, результат – это остановка; всякая остановка – это уже ноль в известном смысле. И вот теперь ещё один смелый шаг.
Любой измеримый процесс существует для нас только в приложении к точке отсчёта, а таковой в случае с движением как раз и является «нулевая точка» – точка остановки. Но если мы её убрали, то и само движение перестаёт быть движением. Ничто не может быть измерено без точки отсчёта, без начала координат.
Так же точно и поиск, будучи лишён возможного обретения, перестаёт быть поиском! Удалив из него идею что-то получить в некоем умозрительном «результате», мы остаёмся... – с чем? Давайте разбираться.
Получить что-то мы не можем, так как это было бы «результатом», а следовательно – остановкой. Что-то отдать? – а что? Поиск изначально не предполагает владения чем-либо априори. Но ведь без получения и отдавания любой процесс теряет смысл. Неужели фраза «Ищите Царствия Божия» бессмысленна? Разумеется, нет. В ней не просто есть смысл, в ней содержится – и это никакой не пафос – смысл нашей жизни вообще. Просто, как и во всём Евангелии, его не стоит искать в рамках привычной ортогональной логики.
Давайте задумаемся: а всё же существует-таки процесс, в котором обретение сливается с отдаванием воедино! – Это созидание, творчество. Деятельность, в которой нет человека-творца, но есть человек-«ретранслятор», преобразующий получаемую энергию в энергию раздаваемую. Созидание, как процесс «претворения неявленного в явленное», одновременно содержит и получение, и отдавание – и обратите внимание, немного не в том смысле, в каком эти слова привычно понимаются социумом.
Тогда получается, что созидание – это и есть смысл поиска? – а значит и любого движения вообще? А может быть, и всей жизни? Что ж, по крайней мере, именно это, как представляется, и заложено в принцип функционирования всего живого в окружающем мире.
У созидания нет смысла в обретении чего-либо, как нет его и в каком бы то ни было результате. Созидание само по себе нельзя измерить – сколько бы измеримыми для нас ни выглядели его плоды. Созидание, будучи самовоспроизводимым (клетка рождает другую клетку), освобождается от концепции смерти – и так становится бесконечным. Созидание приводит к развитию – но только тогда, когда не занимается самоизмерением. Парадокс? – Потому и полагаю, что «логика» здесь не привычна и не ортогональна.
А вы как чувствуете, друзья?
;-)
Оценили 35 человек
68 кармы