Вы недоумеваете, почему Православная Церковь позволяет такой блеск и роскошь в храмах: драгоценные иконы, серебряные лампадки, золотые потиры, парчовые облачения и другие дорогостоящие предметы.
Потому, что хочет этим убогим земным сиянием напомнить нам о вечном небесном сиянии:
-чтобы отвлечь людей хотя бы ненадолго от их земного убожества и напомнить о другом мире, о небесной родине, о Царстве вечной радости и блаженства;
-чтобы показать им, насколько это возможно на земле, зримым и символическим образом те благолепие и богатство, которыми изобилует духовный мир и которыми должна изобиловать душа христианина, заключенная в тело, так же как это сияние заключено внутри каменных стен храма.
Но все это только общее напоминание.
Между тем каждый из церковных предметов сообразно со своей формой, цветом, рисунком имеет в православной традиции свое особое значение.
Вместе и отдельно символически они выражают учение Христа о пути ко спасению, обетования Христа или какую-то из тайн Царства Небесного.
Вы бы хотели все это превратить в хлеб и съесть! Съедим, и что тогда? Если тело съест и духовную пищу, что останется душе?
Разве вы не слышали, что безбожники в России все превратили в хлеб и съели и все-таки голодают*, и так голодают, как не голодали со времен Аскольда и Дира?
Не хлебом единым жив человек, но и духовной пищей. А все предметы в святом храме предназначены в пищу духовную человеческим душам.
Изучите христианское учение: оно для нас, земных странников, важнее любого другого учения и науки, и Вы это поймете, а поняв, измените образ мыслей.
На Ваш вопрос: “Разве Христос потерпел бы такую роскошь в храме?” отвечаю: конечно. Терпел ее тогда, потерпел бы и сейчас.
Тогда в Иерусалиме был храм Соломона, редчайшее во всем мире чудо архитектуры и богатства.
На убранство этого храма ушло больше золота и драгоценных камней, чем на все балканские храмы, вместе взятые. Весь храм Соломона был выложен золотом: и его алтарь, и стены.
Христос много раз входил в этот храм, но ни разу Он не выразил Вашей мысли о том, что все это нужно превратить в хлеб и съесть.
Он предсказал гибель этого храма, и храм погиб, но не из-за золота, находящегося в нем, а из-за нечистоты в человеческих душах.
Меня радует, что Вы проявляете милосердие к бедным, но я бы еще больше радовался, если бы Вы проявляли его за счет своего имущества, а не за счет чужого.
Ни в коем случае я не хотел бы Вас видеть по одну сторону с Иудой. Знаете притчу, как Иуда хотел показаться милостивее Христа? Прочтите двенадцатую главу Евангелия от Иоанна.
Там говорится о том, как одна женщина пришла ко Христу, взяв фунт нардового чистого драгоценного масла, и помазала ноги Иисуса. Иуда, который вскоре предал своего Учителя за сребреники, рассердился и воскликнул: “Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?” На это благий Господь, Который пришел жизнь Свою положить за нищих, ответил: “нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда” [Ин. 12, 5, 8].
Послушайте же, что я Вам скажу: если бы мы всегда имели с собой Христа, не было бы среди нас нищих.
Те, кто имеет с собой Христа, жертвуют Церкви все то, что вы называете “роскошью”. Они подают и бедным.
Любовь ко Христу вдохновляет их на две жертвы – на жертву своей церкви и на жертву своим бедным братьям.
А те, кто не имеет Христа, не имеют и нищих.
Они хотели бы взять у Церкви и отдать нищим только затем, чтобы не давать свое и чтобы нищие не досаждали им.
Вот истинная причина подобных мыслей, носящая маску добродетели.
Святитель Николай Сербский "Миссионерские письма"
* Голод в России в 20-е годы ХХ-го века.
Оценили 25 человек
37 кармы