Как должны зарабатывать писатели

31 2409



Однажды плотник и писатель решили обеспечить себе будущее. Плотник взял топор и за пять лет построил крепкую деревянную гостиницу. Писатель взял клавиатуру и за те же пять лет написал отличный роман.

Шли годы. Гостиница приносила плотнику доход, а когда плотник умер, он завещал её своим внукам. Писатель получил гонорар за издание книги, а потом ему сказали, что книга теперь принадлежит не ему, а обществу, и что с его стороны большое свинство просить деньги за труд, который был закончен много лет назад.

Получилось не очень справедливо. Право плотника вечно получать деньги с построенной один раз гостиницы не пытается оспаривать никто, кроме самых уж ярых последователей Полиграфа Полиграфовича. Право писателя вечно получать деньги с сочинённого один раз романа оспаривают все, кому не лень, как будто жамкать клавиши сколько-нибудь проще, чем махать топором.

На мой взгляд, доставшаяся нам в наследство от прошлых неустроенных веков система собственности не только несправедлива, но и не оптимальна. Лично я изменил бы в ней следующее.

1. «Священное» право собственности на материальные объекты я бы ограничил по европейскому образцу. Пускай все меня назовут подлым урбанистом, пускай презирают за это, но я против хаотично вывешенных кондиционеров, дикого остекленения балконов и уродливых вывесок. Внешний вид дома должен полностью определяться соответствующими городскими службами.

Мало того — конкретное назначение даже частного коммерческого помещения тоже должно определяться городом. Если город считает, что микрофинансовые организации ему не нужны, значит сдать помещение под очередную «Заначку-гилячку» не имеет права ни один собственник. Если город считает, что на такой-то улице рюмочных уже достаточно, то собственнику очередного коммерческого помещения предложат разместить в нём кафе-мороженое, магазин настольных игр или веломастерскую.

Само собой, эта схема подразумевает деятельное участие граждан в управлении гордом, однако опыт жизнелюбивой Франции показывает, что ничего фантастического тут нет.

2. Права собственности на книги я бы отобрал у издателей, у книжных магазинов и у прочих не имеющих прямого отношения к творчеству людей. Покупать у автора право на произведение за 200 тысяч рублей, а потом делать на нём 20 миллионов — это очень неправильно, со всех точек зрения.

Давайте честно подсчитаем расходы, необходимые для создания книги. Опытный писатель тратит на создание книги, допустим, один год. Для того, чтобы жить писательским мастерством, ему нужна, допустим, средняя по стране зарплата, 40 тысяч рублей в месяц. Ещё 80 тысяч накинем на работу корректора и редактора, без них никак. Добавим ещё 40 на создание аудиокниги, чтобы охватить все форматы. Итого 600 тысяч рублей — это себестоимость одной книги. Если её прочтут 10 тысяч человек, каждый из которых заплатит по 100 рублей, книга окупится.

У нас есть отличный пример компьютерных игр. Там есть система «Стим», которая установлена практически у каждого игрока. Появилась новая игра? Зашёл в «Стим», нашёл её за 30 секунд, оплатил 250-1000 рублей по карточке и через 20 минут уже играешь. Настолько удобно, что большая часть взрослых людей даже не заморачивается с пиратством — нет смысла тратить время ради мелкой экономии.

Есть куча историй успеха, когда какой-нибудь студент делает на коленке оригинальную игру, выкладывает её в «ранний доступ» в «Стим», получает первые деньги с продаж, берёт в команду художника с композитором и через несколько месяцев таки доводит проект до ума.

Ровно то же самое следует сделать и с книгами. Заходишь в эдакий «Стим» для книг, платишь 100 рублей, скачиваешь книгу в удобном формате и читаешь в своё удовольствие. Нечто подобное, кстати, сделал уже буржуйский «Амазон» — у них есть своя читалка, в которую можно удобно закачивать книги прямо с сайта. Однако заточен «Амазон» всё же под английский язык, на русском выбор весьма скуден.

Если бы существовал подобный «Стиму» крупный сервис, куда начинающие писатели могли бы сами выкладывать книги, даже я, пожалуй, задумался бы о том, чтобы собраться с духом и издать те несколько книг, которые есть у меня в отдалённых планах.

Полагаю, в конечном итоге мы к этому и придём — книжный рынок изменится подобно рынку легковых такси. Посредники, зарабатывающие сейчас совершенно ненормальные деньги на читателях и писателях, будут убраны с рынка при помощи рыночных же методов.

Добавлю также, что к бумажным книгам я отношусь с некоторой нежностью, но без иллюзий. Примерно так я отношусь к лошадям и лифтёрам: приятно, конечно, прокатиться на лошади или на пилотируемом лифте, однако в реальной жизни большая часть людей всё же предпочитает более современные способы передвижения в пространстве.

Фриц Моисеевич Морген

Алмазы поставили в длинную очередь

Европейские санкции против российских драгоценных камней вызвали хаос в Антверпене Одиннадцать пакетов санкций против российских интересов в странах ЕС не могли остановить импорт алмазов...

Обсудить
  • Аналогия не верна. Плотник продал построенную гостиницу, а дальше никакой разницы.
  • высер не отследили передачу права
  • Высосано из одного места. Плотник должен содержать свою гостиницу, вкладывать деньги, ремонтировать, модернизировать, платить налоги.  Автор книги единожды создал продукт, который может продавать бесчисленное количество раз, причем налоги платит только когда получает прибыль.  
  • Нет упоминания о том, кому принадлежит земля, на которой располагается гостиница. ИМХО это самое главное.