Как оболгали Ивана Грозного

16 3846

Политический посыл учебника сводится к мысли, что русские нуждались не в своей истории, а в чем-то ином, о чем им сейчас расскажут. Сопоставляя идеологемы настоящего и «проклятое прошлое», историки МГУ вместо понимания русской истории шаг за шагом формируют негативное отношение к ней.

 Портрет Ивана Грозного, произведенный коллективом под водительством Л. Милова, выглядит удручающе:

 «Воспитанный в духе представлений об особой миссии, возложенной самим Богом на русского правителя, о его власти — всесторонней и ничем не ограниченной, молодой правитель стал горячим приверженцем такого представления о власти. Такому развитию его взглядов содействовало то, что в 1547 г. он, в отличие от своих предшественников, великих князей, был коронован царским венцом как глава всего христианского мира, задачей которого является освобождение православных и утверждение православия. Важность задачи, возложенной на царя, по убеждению его и современников, самим Богом, была дополнительным основанием для того, чтобы требовать от подданных абсолютного повиновения».

 – «История России с древнейших времен до конца XVII века». – М: ЭКСМО, 2006. 

Волюнтаризму Ивана, вдохновленному исключительно воспитанием, по версии учебника Л. Милова, противостояло формировавшееся в России сословное общество, которое требовало прав представительства во власти.

 К сословиям, требовавшим ограничить претензии центральной власти, учебник Л. Милова относит скопом и древнейшие княжеские роды многочисленных Рюриковичей, и древних бояр, и сравнительно недавно появившихся (не ранее времени Александра Невского) детей боярских, и гостей, и крестьян, хотя, в любом случае, трудно понять, чем этика общественного (соборного) служения царю и единому для всех закону хуже таких «прогрессивных» идей, когда считалось справедливым женам «великих бояр» выплачивать в качестве штрафа за «сором» (оскорбление) 250 гривен серебра, женам «меньших бояр» — 150 гривен серебра, жене из «городских людей» назначить 3 гривны серебра, жене крестьянина — только 1 гривну серебра.

 А то, что царь противился таким представлениям, видимо, и делает его тираном. Возможно, авторы учебника далеки от того, чтобы сравнивать прошлых великих бояр и нынешних генералов ФСБ, надзирающих и за ректоратом тоже. Вряд ли, ратуя за расширение прав состоятельных сословий прошлого, те же авторы имели в виду необходимость восстановлений крепостного права в интересах нынешних олигархий. Мне неизвестно об отношении историков МГУ к распаду СССР и лозунгам Б.Н. Ельцина вроде «берите суверенитета сколько хотите». И все же, определенные параллели с впечатлениями сильных мира сего о себе, с которыми историки не хотели бы спорить, напрашиваются. 

Вот как, в итоге, выглядит русская история, желательная для авторов учебника «Истории России»: 

«Русское государство оказалось на, своего рода, историческом перекрестке. Развитие могло пойти по пути европейского типа, пути дальнейшего расширения прав сословий, возникновения в дополнение к органам сословного самоуправления на местах органов сословного представительства в общегосударственном масштабе и превращения России в сословно-представительную монархию, где власть монарха была бы серьезно ограничена сословиями. Но развитие могло пойти и по иному пути — по пути дальнейшего усиления центральной власти и полного и всестороннего подчинения формирующихся сословий власти государства и его аппарата. Историческое значение деятельности Ивана IV состояло в том, что с помощью жестоких, насильственных мер он направил развитие страны по второму пути».

 Претензии к этой оценке могут быть предъявлены с разных точек зрения. Но раз уж авторы учебника стремятся выглядеть европейцами, напомним о некоторых ярких страницах европейской истории, которые они пропустили.

 Например, Йохан Хойзинга сообщает о шествиях в Париже в 1412 году, продолжавшихся с мая по июль: «в них участвовали сменявшие друг друга ордена, гильдии и корпорации; все шли босиком – советники парламента, так же как беднейшие горожане». Короля в это время не было в городе, а шествия были устроены в его честь.

 Тот же автор сообщает и о жестоком отношении центральной власти к представителям сословий, чуть только их поведение становилось менее верноподданным: «голова мэтра Одара де Бюсси, позволившего себе отказаться от места в парламенте, по особому повелению Людовика XI была извлечена из могилы и выставлена на рыночной площади Эдена, покрытая алым капюшоном, отороченным мехом, “selon la mode des conseillers de Parlement” [«как носил, по обычаю, советник Парламента»], голову сопровождала стихотворная эпитафия. Король сам с язвительным остроумием описывает этот случай». – Й. Хойзинга, «Осень Средневековья». – М: Айрис-пресс, 2004.

 Конечно, мы не смеем настаивать на том, чтобы российские историки непременно цитировали своих европейских коллег и остались без европейских грантов. И без того в непростое время живем! Однако, мы также не испытываем сожалений по поводу того, что Иван IV поминал казненных им убийц его жен и детей в церкви, а не издевался над ними после казни.

 Если уж мы встали на точку зрения прогрессивности европейского пути, и с этой позиции судим русского царя, тогда уместно вспомнить, каким был лозунг момента в Европе в 1549 году, когда молодой царь впервые выступил перед своим парламентом? 

В 1532 году в Италии был опубликован труд Никколо Макиавелли «Князь», где впервые в европейской мысли понятие «stato» применяется не к имуществу правителя, а к идее полного и всестороннего подчинения сословий (как и любых других местных особенностей) некого политического образования центральной власти правителя и его аппарата.

 Именно это, а вовсе не расширение прав сословий, по мнению Макиавелли, является смыслом властвования. Получается так, что авторы учебника под редакцией Л. Милова, будь на то их воля, охотно позвали бы московского царя на 150 лет назад, в европейское прошлое, тогда как Иван IV видел перед собой европейское будущее, как его описывала новейшая европейская литература его времени.

 Родившийся через год после смерти Ивана будущий кардинал-герцог Ришелье, которого французские историки почитают как государственного деятеля, открывшего Франции путь к величию, будто слепец следовал принципам политики Ивана Грозного, не расширяя, а подавляя права сословий и религиозных конфессий. В первом абзаце политического завещания Ришелье перечисляет поверженных врагов: тут и гугеноты, которые «чувствовали себя хозяевами в государстве наравне с Вашим Величеством», и вельможи, и губернаторы, «зараженные мятежным духом». 

Вот интересно, как теперь французским историкам смотреть в глаза их российским коллегам? Они, что, не понимали, что политика Ришелье – пошлая азиатчина?

 Наконец, в довершение европейского Средневековья, вовсе не расширение прав прежних сословий, а ликвидация сословных привилегий становится главным отличительным признаком перехода Европы к современности. А российские историки – против. Русского царя, следовавшего самым передовым для своего времени политическим идеям, предвосхитившего во многих отношениях европейскую политическую практику, они стремятся представить, в любом случае, в роли деспота.

 Так врать все-таки нельзя. Неприлично.

 https://civil-disput.livejournal.com/1000009.html


Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Что произойдет с организмом, если каждый день пить чесночную воду

Водный баланс помогает обеспечить нормальную работу организма. Нередко рекомендуют пить воду с лимоном.Есть еще один чудесный напиток, который улучшает самочувствие – это чесночная вода. ...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

Обсудить
    • rusfor
    • 14 сентября 2017 г. 17:46
    - Ваша национальность ? - Да !
    • rusfor
    • 14 сентября 2017 г. 17:51
    Эту мышару в шляпи помню постоянно в теле-ящик засовывали и он нудно гундосил мыше-версии истории. Отвратительная рожа...
  • Всех этих горе ученых давно пора засадить куда-нибудь в один ящик и сказать делайте что хотите, но выйдет от сюда только тот и только тогда пока все не подпишутся под единой мировой историей раз и навсегда.
  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА ИВАН IV ФактыВ 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля, - были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного,  царевича Иоанна,  царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского.При исследовании останков была проверена версия об отравлении царя Иоанна Грозного.Ученые обнаружили, что содержание мышьяка примерно одинаково во всех четырех скелетах и не превышает нормы. Но в костях царя Иоанна и царевича Иоанна было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.Некоторые историки пытались утверждать, что это вовсе не отравление, а последствие лечения сифилиса ртутными мазями. Однако исследования показали, что сифилитических изменений в останках царя и царевича не обнаружено.После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же сулемой матери Иоанна Васильевича, Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году), и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году).Это свидетельствует о том, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей.Данные этих исследований позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен. Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Таким образом, ещё советская историческая наука опровергла версию об убийстве царем Иоанном Васильевичем своего сына.Документы В Московском летописце за 7090 (1581 .- Н.Ш.) год написано: "...преставися царевич Иоанн Иоаннович". Пискаревский летописец указывает более подробно: "... в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день... преставление царевича Иоанна Иоанновича".В Новгородской четвертой летописи говорится: "Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе..."Морозовская летопись констатирует: "... не стало царевича Иоанна Иоанновича".Как видим, об убийстве ни слова.Что же касается фактов, свидетельствующих о смерти царевича Иоанна от отравления, то они вполне обоснованны.В.В. Манягин в книге "Вождь Воинствующей Церкви" (2003) пишет: "По поводу болезни можно сказать определенно - это было отравление сулемой. Смерть, вызванная ею, мучительна, а доза, вызывающая такой исход, не превышает 0,18 грамма".Тем не менее «факт» убийства царем Иоанном Васильевичем Грозным своего сына царевича Иоанна всем кажется бесспорным, ведь он нашел отражение даже в школьных учебниках, как одно из свидетельств о якобы существовавшей жестокости Русского Православного Самодержавия. И никто не задумывался, откуда попал этот факт в историческую литературу.Никто не отрицает того, что в Византии «славяне» выполняли полицейские функции....и вдруг возникает такой финт конём:"Во времена бироновщины, в Петербурге, в среде приглашенных из немецких княжеств ученых, родилась идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен.  Славяне IХ-Х веков были признаны "живущими звериньским образом" (выражение норманнистов),  а строителями и создателями государства были объявлены северные разбойничьи отряды варягов-норманнов, нанимавшихся на службу к разным властителям и державших в страхе Северную Европу. Так, под пером Зигфрида Байера, Герарда Миллера и Августа Шлецера родилась идея норманнизма, которую часто называют норманнской теорией, хотя вся сумма норманнистических высказываний за два столетия не дает права на наименование норманнизма не только теорией, но даже гипотезой, так как здесь нет ни анализа источников, ни обзора всех известных фактов". – пишет академик Б.А.Рыбаков"С "легкой руки" Карамзина стало признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской, - писал митрополит Иоанн. - Даже самые консервативные историки-марксисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о "дикости", "свирепости", "невежестве", "терроре" как о само собой разумеющихся чертах эпохи". Причем доказательствами якобы имевших место ужасов той эпохи для историков явились не свидетельства очевидцев, не архивные данные, не показания придворных, записанные и сохраненные архивами, а клеветнические измышления западных посланников. "Начиная с Карамзина, - писал митрополит Иоанн, - русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные "гости", и творческое "наследие" таких, как Штаден и Поссевин, долгое время воспринималось в качестве свидетельства о жизни и нравах русского народа".Автора в студию"Царевич, исполненный ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: "Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола", - и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью!" Вот эти строки, которые сочинил Антоний Поссевин (папский шпион), подхватил Генрих Штаден (германский шпион) и процитировал слишком доверчивый (?) Карамзин - действительный член масонской "шотландской ложи"ПричиныМонах-иезуит Антоний Поссевин приехал в Москву в 1581 году, чтобы послужить посредником в переговорах русского царя с польским королем Стефаном Баторием, вторгшимся в ходе Ливонской войны в русские земли. Будучи легатом папы Григория XIII, Поссевин надеялся с помощью иезуитов добиться уступок от Иоанна IV, пользуясь сложным внешнеполитическим положением Руси. Его целью было вовсе не примирение враждующих, а подчинение Русской Церкви папскому престолу..."Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом.  Иоанн Васильевич оказал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость, отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви,  отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима. Католическая церковь, потеряв надежду сломить Русскую Державу и Православную Русскую Церковь открыто, путем крестовых походов, и тайно, с помощью ересей, стремилась теперь добиться этого обманом, обещая Иоанну Грозному, в случае, если он предаст истинную веру, приобретение территорий, принадлежавших ранее Византии."- писал М.В. Толстой в "Истории Русской ЦерквиА почему вдруг подверглись клевете именно Иоанн Васильевич Грозный и время его царствования?Ответ прост: сильная Россия Западу страшна, а Иоанн Грозный создавал Московское царство могучим, Личность Ивана ГрозногоИоанна Грозного называют тираном, приписывают ему непомерные жестокости, между тем факты опровергают жестокость царя и бесчеловечность опричного "террора".Сталин, который внимательно изучил политику царя, сделал вывод, что тот наоброт проявил излишнюю мягкость к враждебным боярским семействам, помиловав их и тем самым позволил ввергнуть Россию в Смутное время, унесшее почти половину населения Московии.Н.Скуратов в статье "Иван Грозный - взгляд на время царствования с точки зрения укрепления государства Российского" пишет:"Обычному, несведущему в истории человеку, который не прочь иногда посмотреть фильмы и почитать газету, может показаться, что опричники Иоанна Грозного перебили половину населения страны.  Между тем число жертв политических репрессий 50-летнего царствования хорошо известно по достоверным историческим источникам. Подавляющее большинство погибших названо в них поименно... казненные принадлежали к высшим сословиям и были виновны во вполне реальных, а не в мифических заговорах и изменах... Почти все они ранее бывали прощаемы под крестные целовальные клятвы, то есть являлись клятвопреступниками, политическими рецидивистами". Итого за 50 лет правления Грозного царя к смертной казни были приговорены не более 4-5 тысяч человек. Но из этой цифры надо убрать казненных бояр до 1547 года, то есть до венчания Иоанна Васильевича на царство. Не может же он отвечать за взаимные убийства различных боярских кланов, рвавшихся к власти." Манягин пишет:"Во времена царствования Иоанна IV смертной казнью карали за: убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену. Для сравнения: во время правления царя Алексея Михайловича смертной казнью карались уже 80 видов преступлений, а при Петре I - более 120!. Каждый смертный приговор при Иоанне IV выносился только в Москве и утверждался лично царем".Говоря о казнях, не следует забывать, что именно "не уничтоженное" боярское семейство Шуйских было одним из тех семейств, что толкнули Россию к Смутному времени, в период которого из 15 миллионов человек потеряла 7 миллионов, а спасена была от полной гибели и превращения в польско-литовскую колонию лишь благодаря тому гениальному изобретению Иоанна Грозного, о котором мы незаслуженно забыли.Именно Земский собор, созванный в 1613 году по законам и правилам, внедренным Иоанном Грозным, смог возродить самодержавное правление.На этом Московском Земско-поместном соборе были окончательно отвергнуты посягательства на престол зарубежных самозванцев и избран русским царем Михаил Федорович Романов.Подвиг князя Дмитрия Михайловича Пожарского состоял не в том, что он освободил Москву, а в том, что он не польстился на царский престол - не "крикнул" себя тут же царем, подобно Шуйскому и согласился лишь на временное управление страной, немедленно начав подготовку к созыву Московского Земско-поместного собора всея Русской земли, Сравнительные характеристикиВ 1572 году во время Варфоломеевской ночи во Франции перебито свыше 80 тысяч протестантов.В Англии за первую половину XVI века было повешено только за бродяжничество 70 тысяч человек.В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 тысяч человек.Герцог Альба уничтожил при взятии Антверпена 8 тысяч и в Гарлеме 20 тысяч человек, а всего в Нидерландах испанцы убили около 100 тысяч человек".Итак, в "просвещенной" и "милосердной" Европе примерно за тот же период казнили более 378 тысяч человек, большей частью безвинных, а в России при Иоанне Грозном за конкретные тяжкие преступления были казнены 4-5 тысяч. Почему же Грозный царь-тиран, а европейцы - само милосердие?За время царствования Иоанна Грозного прирост населения составил 30-50%, за время правления Петра I убыль населения составила 40%.Поэтому царь Грозный - тиран, а Петр - Великий.Кто пишет России «Историю»?
  • Задание у них такое.  Внушить русским стыд за свою историю и желание заслужить похвалу белых господ.