Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Российские дворяне еврейского происхождения. Часть 2

9 3993

(Часть 1 в https://cont.ws/@vita1chuk/772... )

Итак, положение евреев на присоединенных к России в ходе раздела Польши землях, их фактическое влияние и власть над местным населением – не есть результат российских порядков, установленных властью, а лишь унаследованный российской империей порядок вещей, установившийся под крылом польского Белого Орла. Для Польши же вхождение евреев в состав правящего класса, породнение с польским дворянством и обретение дворянского статуса давно не было ни новостью, ни редкостью к моменту ее первого раздела.

В России первым законодательным актом, регламентировавшим еврейское землевладение, стало лишь «Положение о евреях» 1804 года, официально дозволившее евреям покупку, владение и передачу в наследство земли. Без крепостных, естественно.

Но вот что касается владения крепостными в России, тут закон высказывался вполне жестко и определенно. Именным указом императрицы от 22 февраля 1784 года был наложен однозначный запрет: «Никто в империи, не будучи в христианском законе, пользоваться не может правом покупать, приобретать и иметь крепостных»

Известно, что евреи в России постоянно пытались торпедировать это законоположение. Они не только предпринимали усилия по легализации и укреплению еврейского землевладения, но и предлагали предоставить евреям право владения крепостными.

Подчеркну: богатые, влиятельные евреи на вновь присоединенных территориях пытались проэксплуатировать хоть кого-нибудь, даже своих же соплеменников на худой конец. Так, Минский кагал в 1804 году направил в межминистерский Еврейский комитет, учрежденный Александром I для подготовки нового законодательства о евреях, свои предложения по еврейскому землевладению. Кагал предложил «позволить достаточным из евреев купцам покупать земли» и заводить на них фабрики, на которых работали бы бедные евреи. Предполагалось, что когда они «привыкнут к работе» и «поправят свое состояние», то их можно будет там же перевести на земледельческую работу. 

В 1799 году купец второй гильдии Гецель Лейзарович из Белицы в прошениях в Сенат и на высочайшее имя добивался разрешения на покупку двухсот крестьян для работы на кожевенном заводе.

Однако из всех подобных попыток ни у кого ничего не получалось Но были исключения.

"Потемкинские евреи"

Еврейский историк Б. Клейн в тексте с характерным названием «Потемкинские евреи»: «Ключевую роль при потемкинском дворе играла личность, отмеченная исследователями давно, но значение которой, по-видимому, еще предстоит полностью оценить. Иошуа Цейтлин, крупный купец и ученый гебраист, путешествовал с князем, управлял его имениями, строил города, заключал займы для снабжения армии, и даже управлял монетным двором в Крыму.

По описаниям современников, он “расхаживал вместе с Потемкиным как его брат и друг”, с гордостью сохраняя традиционную одежду, набожность, и на глазах у окружающих вел беседы с раввинами. В талмудических дискуссиях иногда участвовал и лично Светлейший. При нем, правда, находились также поп и мулла. Такое зрелище было поразительным не только для России, но и для Европы.

Во время пребывания Екатерины Второй на Юге России, Потемкин добился даже аудиенции для своего еврея, по ходатайству которого императрица распорядилась о повсеместном использовании слова «евреи» вместо слова «жиды». Впрочем, его предложения о расширении прав евреев она оставила без удовлетворения. 

Обладая титулом надворного советника, Цейтлин в 1791 году вступил во владение имением Устье (900 душ крепостных) там же, откуда был сам, в Могилевской губернии. По соседству, на Могилевщине, было огромное поместье самого Потемкина Кричев – Дубровна. Понятно, что при таком соседстве российские законы были писаны не для Цейтлина. «Некрещеный еврей по воле своего покровителя стал владельцем крепостных». Формально он отчасти имел на это право как российский дворянин, но вероисповедный вопрос путал карты, и протекция светлейшего сыграла тут, конечно же, свою роль.

Цейтлину повезло: Потемкин умер в октябре того же 1791 года, успев облагодетельствовать своего протеже, а российское дворянское сообщество было вынуждено стерпеть очередную причуду всесильного фаворита. Временно удачная сложилась судьба Ноты Хаимовича Ноткина, который был одним из основателей еврейской общины Петербурга. Как и Цейтлин, он был связан с Потемкиным особыми отношениями, с 1788 года поставляя тому для армии провиант и фураж и активно помогая «осваивать» Новороссию.

 В связи с чем приобрел в 1794 году у генерал-майора Б.Б. Леццано имение в 10 тыс. десятин земли (10.900 га) в Екатеринославской губернии  «при Столбовой балке, по обеим сторонам речки Чичиклей со всем на оных строениями, поселенными людьми и всего, что есть по реестрам, при сем приложенным, за 100 тысяч 500 рублей»[23]. Но вскоре Ноткин разорился (после смерти Потемкина казна пересмотрела свое к нему отношение и перестала столь щедро расплачиваться), обанкротился и удалился в свой родной Шклов.

Своими поставками государству Ноткин, однако, заслужил особое благорасположение Павла I, который подарил-таки ему имение, но… все в той же Могилевской губернии, в черте оседлости. Черта оседлости, на которую столько жалоб поступало во все времена от евреев, на деле обозначала для них не столько гетто, сколько особая экономическая зона, заповедник-эдем, особую зону их эксклюзивных прав и возможностей. Где евреям было позволено очень многое и где ослабевало действие законов, ограничивавших еврейские права на любой другой территории России.

Второй такой зоной еврейской свободы стала, по прагматическим соображениям, Новороссия, требовавшая незамедлительного и активного заселения и освоения. Поэтому именно во вновь образованных Екатеринославской и Херсонской губерниях, равно как и в Белоруссии, мы можем обнаружить по документам рубежа XVIII–XIX веков примеры еврейского земле- и душевладения.

Еврейская исследовательница. Ольга Минкина в специальной статье «”Еврейское дворянство” на рубеже эпох» отмечает:

«В смене власти и административного устройства еврейское население Польско-Литовского королевства и прежде всего верхние слои еврейского общества увидели реальную возможность повышения своего статуса…

Стремление еврейских лидеров к интеграции в высшее общество выражалось не только в выдвигаемых ими проектах социальных преобразований, но и в деятельности, направленной на укрепление своего влияния в новых условиях. В действиях еврейской элиты в первые десятилетия после разделов Польши проявлялись претензии на прерогативы аристократии, такие, как участие в государственном управлении, владение землей и крепостными крестьянами и особые модели поведения…».

Еврейское дворянство XIX века.

 До реформ Александра Второго дворянином мог стать только крещеный еврей, а такие случаи были редки. К числу их можно отнести единственного еврея-декабриста Григория Перетца, внука того самого банкира Иошуа Цейтлина, а также Александра (Израиля) Бланка, дедушку Владимира Ульянова-Ленина.

Упомянутый царь (памятник ему недаром поставлен в Москве иждивением Бориса Немцова и Альфреда Коха) нарушил эту традицию, и некрещеные евреи получили возможность получать российское дворянство обычным для всех способом, через медицинское или другое высшее университетское образование, службу, чины и некоторые награды. Но службу исключительно гражданскую, т.к. в доступ в офицерский корпус был закрыт для евреев вплоть до 1917 г. 

Крепостное право было отменено, и русскими душами владеть новоиспеченным дворянам-евреям уже не довелось. А вот земли они покупали. Судьба этих земель сильно беспокоила, к примеру, писателя Федора Достоевского, который отозвался о еврейском землевладении так: «Вон жиды становятся помещиками, – и вот, повсеместно, кричат и пишут, что они умерщвляют почву России, что жид, затратив капитал на покупку поместья, тот час же, чтобы воротить капитал и проценты, иссушает все силы и средства купленной земли... Тут не только истощение почвы, но и грядущее истощение мужика нашего, который, освободясь от помещиков, несомненно и очень скоро попадёт теперь, всей своей общиной, в гораздо худшее рабство и к гораздо худшим помещикам, которые высосали соки западнорусского мужика, и тем самым которые не только поместья и мужиков теперь закупают, но и мнение либеральное начали уже закупать и продолжают это весьма успешно»

Всего по переписи 1897 г. в 50 губерниях Европейской России насчитывается 108 потомственных дворян (обоего пола и всех возрастов) еврейского происхождения; еще 88 — в других частях Империи. Еще 2905 евреев имело личное дворянство. Всего в России того времени было примерно 200 тысяч дворянских семей, на этом фоне процент евреев нельзя назвать значительным.

Согласно постановлениям Сената 1898 и 1901 гг., дворяне еврейского происхождения не имели, в отличие от всех других, безусловного права поступления на государственную службу, но только при наличии высшего образования.

http://www.apn.ru/publications...

Приобретение дворянства

В 1897 году по личному ходатайству министра юстиции Муравьева некрещёного иудея Якова Соломоновича Полякова, купца и банкира,произвели таки в потомственное российское дворянство.

Евреи иудейского исповедания становились потомственными русскими дворянами как по пожалованию императора (в том числе и титулованными — обычно баронами), так и по выслуге классных чинов и пожалованиям в мануфактур- и коммерции-советники. Были и факты пожалования потомственного дворянства по ордену, а также по присвоению статского чина научным работникам и преподавателям.

Начало массовому процессу получения евреями потомственного дворянства было положено именным указом Екатерины Великой от 1780 года, которая первой из европейских правителей разрешила своим подданным иудейского исповедания приписываться ко всем сословиям, включая дворянство и духовенство(иудейское), с получением всех соответствующих прав. При проведении в жизнь норм этого указа власти столкнулись с протестами христианского населения, однако на эти протесты был дан ответ в именном указе 1785 года, в котором говорилось [1]:

«когда еврейского закона люди вошли уже на основании указов Ее Величества в состояние, равное с другими, то и надлежит при всяком случае соблюдать правило, Ее Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами без различия закона и народа» 

Вполне понятно, почему мэр Одессы Гурвич Эдуард Иосифович поддержал решение Горсовета  о восстановлении памятника Екатерине Великой в Одессе.

Список родов русского дворянства иудейского исповедания

Блидины — потомственное дворянство пожаловано по чину Василию Львовичу Блидину

Василевские — потомственное дворянство пожаловано по чину Даниилу Иосифовичу Василевскому

Венявские — потомственное дворянство пожаловано по ученому званию Генриху Иосифовичу Венявскому

Возницыны — за добровольный переход в иудаизм А. Возницын в 1738 году сожжен на костре

Гендриковы — потомственное дворянство пожаловано Симону Леонтьевичу Гендрикову после брака с Кристиной Самуиловной Скавронской, родной сестрой императрицы Екатерины I, вскоре после этого Симон Гендриков перешел в православие, с 1742 года - графский род

Гинцбурги или Гинзбурги — потомственное дворянство пожаловано по ордену Горацию Евзелевичу (Осиповичу) Гинцбургу, затем титул барона закреплён за Евзелем Гинцбургом как потомственный Александром II

Драшковичи — потомственное дворянство пожаловано по чину Марку Балтазаровичу Драшковичу

Ефимовские — потомственное дворянство пожаловано Михаилу Ефимовичу Ефимовскому после брака с Анной Самуиловной Скавронской, родной сестрой императрицы Екатерины I

Ефроны — потомственное дворянство пожаловано по чину Илье Абрамовичу Ефрону

Канегиссеры — потомственное дворянство пожаловано по чину Иоакиму Самуиловичу Канегиссеру

Кёне — титул барона закреплён за Борисом (Борухом, Бернгардтом) Васильевичем Кёне как потомственный Александром II

Лилиентали — с 1841 года, потомственное дворянство пожаловано по чину М.Лилиенталю, после его бегства в 1844 году в США он возможно был лишен дворянства заочно

Липманы — потомственное дворянство пожаловано по придворному чину Леви Липману 

Мандельштамы — потомственное дворянство пожаловано по ученому званию Леону (Лейбе) Иосифовичу Мандельштаму

Поляковы — с 1897 года, потомственное дворянство пожаловано по чину Лазарю Соломоновичу Полякову 

Пропперы — потомственное дворянство пожаловано по чину Станиславу Максимовичу Пропперу

Розенблюмы — потомственное дворянство пожаловано по чину Герману Яковлевичу Розенблюму

Розентали — потомственное дворянство пожаловано по почетному званию Леону (Йехуде Лейбе) Розенталю

Скавронские — потомственное дворянство пожаловано отцу (Самуилу) и братьям (Карлу и Фридриху, Федору) императрицы Екатерины I после ее брака с Петром I, в 1727 году после пожалования титула графов братья императрицы стали первыми русскими титулованными дворянами иудейского исповедания из-за бюрократического казуса - они номинально приняли крещение уже после указа о возведении в графское достоинство

Трумпельдоры — с 1906 года, потомственное дворянство пожаловано по ордену Иосифу Трумпельдору

Фридлянды — потомственное дворянство пожаловано по почетному званию Льву (Арье Лейбу) Павловичу (Файвелевичу) Фридлянду

Эйзенбеты — потомственное дворянство пожаловано по ученому званию Илье Гиларовичу Эйзенбету. 

На надгробных памятниках некоторых представителей русского дворянства, похороненных вне кладбищ (в фамильных усыпальницах), можно обнаружить Звезду Давида.

 https://antisys.wikispaces.com...

Кагал

В 1802 году еврейскую общину Брест-Литовска постигло большое несчастье: сгорела кагальная изба (место заседаний кагала, на идише именуемая кол-штибл). От пожара пострадали также дома многих членов кагала. Главы кагала  обратились с прошением к императору Александру I. Осознавая свое выступление как «ощутительную дерзость», хуцпу, кагальные тем не менее старались доказать, что кагал является частью государственного аппарата, и, следовательно, восстановление сгоревшей кагальной избы и домов членов кагала следует осуществить за казенный счет. «Кагальная изба», таким образом, приравнивалась к «присутственному месту», а дома членов кагала – к «казенным квартирам».

Включение кагала в бюрократическую систему Российской империи было заложено и в законодательстве того периода. В 1772 году новой властью были подтверждены полномочия кагала, на него возлагался сбор налогов с евреев и контакты с администрацией, а «Положение о евреях» в 1804 году обязывало кагалы перевести свое делопроизводство на русский, польский или немецкий языки. Главы же еврейских общин, по-видимому, желали, чтобы модернизация кагала была связана не только с тягостными обязанностями и усилением государственного контроля, но и с повышением его статуса. 

Так, известный подрядчик и общественный деятель Нота Ноткин в своем проекте еврейской реформы в 1803 году предлагал переименовать кагалы в «депутатские комиссии», приравнять деятельность членов кагала к государственной службе и присваивать еврейским лидерам чины и звания. Открыть евреям доступ к государственной службе предлагал и один из первых российских просветителей – маскилим – врач Илья Франк из местечка Креславка.

 https://lechaim.ru/ARHIV/190/m...

(Продолжение следует)

"Половина французов висят на деревьях". А "Правый сектор" вообще расформировывают
  • ATRcons
  • Сегодня 10:19
  • В топе

Когда утром 15 апреля хорошо прилетело в Славянск, куда накануне, по слухам, прибыло в районе 100 французов - "артиллеристов" и "консультантов", известный координатор николаевс...

"Евреи — нация львов". Израиль сбросил маску жертвы

Гилад Эрдан, постоянный представитель Израиля при ООН: «Эта атака пересекла все возможные красные линии, и Израиль оставляет за собой право ответить. Мы не лягушки в кипящей воде ...

"Это пустые полки, просто пустые" - прогноз для России уволенного сооснователя ВШЭ. Констатация "катастрофы"
  • Beria
  • Сегодня 12:05
  • В топе

Один  из  основателей  ВШЭ (с  2023 уволенный),  экономист  Игорь Липсиц,   свою  кандидатскую  защитивший  ещё   при Брежневе,  а ныне ...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Кому интересно, читайте "200 лет вместе" - книжка А.И. Солженицына. Том всё про евреев и Россию. С начала начал и почти по сегодняшний день. 50% сего огромного труда составляют цытаты из первоисточников. Под каждой главой перечень ссылок на нескольких страницах. Кароче, целый научный труд (легко яндексуется и свободно читается). Не хвалит он, Александр Исаич, евреев этой книжка толстющей, но и не ругает особо. За што евреи его, наверное, таки невзлюбили шыбко. Мы так щитаем. Но виду не подают. Есть у Нас такое подозрение. Что позволяет отнестись к этой книге Александра Исаича, всё-таки, как к источнику бель-мень объективной и достоверной информацыи. да. Грибы.
  • Снова брехня про деда Ленина по материнской линии. 
  • ПЁРНУТЬ НЕ МОГУТ БЕЗ ВЫГОДЫ,ВОНЮЧИЕ ЧЕРВИ!
  • "Евреев в мире 13 миллионов. А, например, бенгальцев — 250 миллионов. Но ты слышал хоть один анекдот о бенгальце?" -это ваш эпиграф! Я уже несколько лет живу в сельской местности,мало того,на окраине России,приграничный район!Так вот и тут есть достаточно евреев,и у власти всех уровней!Так что ,это глубокое заблуждение про 13млн. в мире ! Может в России ?   Как то правдоподобней будет,хотя уже побольше их уже,если считать всех полукровок,выкресты!