"Тесто" для терракотовой армии - 2

10 2589

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Я заканчиваю вольный (в союзе с машиной гугля) перевод научной статьи об изследовании состава "теста", из которого была вылеплена терракотовая армия первого императора Китая. Только остаётся удивляться мастерству и организованности мастеровых, строителей и ремесленников древнего Китая. Начало здесь.

Место производства

Наше изтолкование сырья, используемого при изготовлении фигур терракотовых воинов и других керамических объектов, решает еще не выясненный вопрос о месте их производства. Происхождение или «източник» археологической керамики можно интерпретировать путем нахождения источников её сырья. В таких изследованиях предположения заключаются в том, что глина и темперирующие компоненты были добыты вблизи участка керамического производства, что в нашем случае представляется вероятным. Предыдущие научные исследования применяли геохимический метод поиска източников сырья, чтобы продемонстрировать, что местные месторождения глины действительно использовались. Одним из таких местных "кандидатов" является тонкий иловатый лесс, который лежит в основании центральной и северной провинции Шэньси. Однако сходство этого принесённого ветром материала, отложившегося на больших площадях, означает, что, например, может быть сложно провести различие между лессом области Линьтун и лёссом из области, расположенной дальше в районе Сиань. Пересмотр статистической классификации Gao et al.  и Шан и др. указывает на то, что на самом деле существует довольно плохое соответствие между местными образцами глины и проанализированными фрагментами терракотовой статуи. Это можно объяснить использованием других, возможно, более отдаленных источников глины, или, возможно, модификации местного материала с помощью таких процессов, как рафинирование, смешивание или термической закалки глины.

Рис.1

Детальная характеристика песчаной темперы, добавленной к терракотовому воину, статуям акробата и глиняным стержням бронзовых водоплавающих птиц, дает дополнительные доказательства расположения источников их сырья, которые не учитывались в предыдущих исследованиях мест происхождения материалов. Рассмотрение геологии коренных пород Линьтун и Сиань указывает на то, что разнообразные минеральные и горные породы, которые встречаются в материале с темперой, можно найти на горе Лишан к югу от участка (рис. 1b). Она состоит из гранита, гнейса, сланца, амфибола, песчаника, алевролита и других литологий и геологически отлична от низменности на севере и западе. В основе комплекса мавзолея лежит сложное расположение лессовых, речных террас  близлежащей реки Вэй и аллювиальных выносов, происходящих из горы Лишан. (Рисунок 1b). Можно предусмотреть ювенильный, субугловой и субкруглый полиминеральный песок такого типа, который, скорее всего, используется в качестве темперы из этих аллювиальных конусов. Несмотря на то, что в настоящем исследовании не было проведено отбора и анализа сырья, наблюдения за выходами такого материала подтверждают их разнообразную кластерную композицию.

Изходя из этого, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что глиняные фигуры терракотовой армии были изготовлены из местного сырья. Учитывая, что перевозка на дальние расстояния приблизительно 1050 метрических тонн глины и темперы представляется маловероятной, можно сделать вывод о том, что производственные цеха расположены где-то в районе Линьтуна. Перемещение  7000 хрупких весом  около 150-200 кг воинов, генералов и лошадей также было бы колоссальной операцией; поэтому, вероятно, место производства было близко к самому мавзолею. Местными фермерами во время строительства музея сообщалось о терракотовых фрагментах скульптур и остатках печей  примерно в 200 м от ямы 1, но они никогда не исследовались подробно. Последующие обследования и строительные работы внутри и за пределами известной части комплекса мавзолея не смогли обнаружить дополнительных доказательств этого типа. Одним из объяснений может быть то, что керамические мастерские и печи были демонтированы после завершения мавзолея в 210 г. до н.э.

Марки, надписи и нарисованные символы на некоторых статуях терракотовых воинов могут указывать на деятельность нескольких различных мастерских, как в районе Линьтуна, так и, возможно, в 50 км от столицы Цинь Сянян. Хотя наш первоначальный набор данных не поддерживает эту идею, возможно, что Gao et al. (2003: 68, рис.3) обнаружили такие доказательства. Их композиционная классификация показывает, что проанализированные терракотовые статуи ям 1, 2 и 3 отличаются друг от друга по составу их элементов. Правда, они не изучали конкретные элементы, отвечающие за эту закономерность, и поэтому мы не можем исключать возможность дифференциального сохранения или пост-погребального загрязнения, идея о том, что конкретные мастерские ответственны за производство статуй для конкретных ям, является привлекательной. Детальный микроскопический анализ дополнительных образцов из ям 2 и 3, а также штампованных фрагментов - это будущее направление исследований, которое, мы надеемся, рассмотрит эту теорию.

Если мы сделаем вывод, что большинство статуй терракотовых воинов были произведены в мавзолее императора Цинь Шихуана или очень близко к нему, тогда их связи с другими типами артефактов в нашем наборе данных могут предполагать расположение производства этих менее известных керамических объектов. То, что терракотовые акробаты были произведены рядом с их находкой, возможно, не удивительно, учитывая их сходный размер и способ изготовления с статуями Терракотовой армии. Необработанные кирпичи, найденные в яме 2, предполагают, что они также были сделаны вблизи мавзолея. Однако предположение о том, что глиняные ядра, найденные в декоративных скульптурах водоплавающих птиц, были сделаны на месте,  является новым и имеет важные последствия для нашего знания о месте производства этих и других богато украшенных бронзовых артефактов, таких как две крупномасштабные лошади - колесницы нашли погребеными во внутренней стене мавзолея (рис. 1а). Можно предположить, что из-за хрупкой природы основного материала, используемого для литья металлических предметов (особенно, если они не были обожжены перед использованием, как это может быть в случае с скульптурами водоплавающих птиц), они были изготовлены в том же общем месте, как и оболочка опалубки (для отливок).

Выводы

Детальный микроскопический анализ нескольких фрагментов керамических статуй, изготовленных в натуральную величину, Терракотовой армии Императора Цинь Шихуана и других объектов на основе глины, извлеченных из его мавзолея, был использован для восстановления нескольких аспектов технологии изготовления этих впечатляющих, численно обильных артефактов. В частности, наши анализы показали, что вместо использования необработанной сырой глины, как было предположено ранее, для получения подходящей пасты для изготовления фигур использовался удивительно сложный процесс получения и обработки сырья. Глина, по-видимому, была извлечена из обширного лесса около месторазположения мавзолея и смешана с темперой из минералогически разнообразного аллювиального песка, размытого с горы Лишан, на небольшом расстоянии с южной стороны. Эта геологическая интерпретация дает дополнительные доказательства того, что 7000 статуй были сделаны где-то в комплексе мавзолея, скорее всего, близко к месту их установки в трех подземных ямах. Наш анализ показывает, что изготовленные на заказ изящные бронзовые скульптуры, обнаруженные на месте, также были произведены на месте, для включения в коллекцию  мавзолея.

Сильные композиционные и технологические связи существуют между терракотовыми статуями и другими глиняными артефактами из некрополя Первого Императора с точки зрения использования общей основы из глины и других общих ингредиентов, которые обрабатывались по-разному в соответствии с изготовляемыми объектами. Это может свидетельствовать о том, что мастерские отвечали за более чем один тип керамического продукта - сценарий, предложенный совместными методами формирования терракотовых статуй и определенной архитектурной керамики, и аналогичными надписями на этих объектах. Такая интерпретация указывает на существование межпланового взаимодействия между гончарами и металлистами на месте мавзолея.

Альтернативное объяснение, а также то, что здесь выгодно, заключается в том, что глина была заготовлена ​​и обработана отдельным подразделением 700000  работников, закреплённых на создании мавзолея, а затем раздавалась в различные керамические мастерские. Это обеспечило бы строгое соблюдение точновыдержанной, стандартизованной рецептуры пасты, которая, несомненно, представляла собой ключевой фактор в плавном производстве большого количества статуй, кирпичей и других объектов. Централизация этой части производственной операции позволила бы цементным мастерским сосредоточиться на физическом процессе производства керамики.

Внимание, которое, по-видимому, уделяется микроскопическому составу глинистой пасты, используемой для строительства терракотовых статуй, соответствует жесткому контролю, применяемому к другим аспектам  изготовления статуй, включая использование предварительно изготовленных форм для получения ряда идентичных составных частей, сборку из этих модулей во множестве различных комбинаций и маркировке статуй для административных целей или целей контроля качества. По-видимому, высокий уровень стандартизации был применен для производства других артефактов, извлеченных с сайта, таких как пучки бронзовых наконечников стрел и арбалетных триггеров, которые были найдены в комплексе с Терракотовой армией.

Строительство огромного и сложного мавзолея Цинь Шихуан в течение относительно короткого периода между его возведением на трон и его безвременной смертью, несомненно, потребовало бы высокой степени организации на многих уровнях. Полагают, что империя Цинь превзошла другие китайские государства в плане мобилизации масс людей и тщательной координации их усилий по достижению амбициозных целей. Производство керамики, металлов и других артефактов, заложенных в мавзолее Первого императора, ясно отражает степень организации и эффективности, которая характеризовала многие аспекты империи и заложила основы для имперского Китая.

Източник

***

<...

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

Бессмысленность украинской капитуляции

Всё больше западных аналитиков и отставных военных торопятся отметиться в качестве авторов негативных прогнозов для Украины. Неизбежность и близость украинской катастрофы настолько очев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
    • KAMAS
    • 23 ноября 2017 г. 15:21
    Сыма Цянь пишет, что в могилу императора были опущены фигуры чиновников. Может быть это не солдаты, а его чиновники в виде воинов?
  • В Сиане не был. Но несколько фигур, стоящих в Военном музее Пекина внушают. И весьма.
  • Бронзы не было!!! ...не было.... не было..... не было.... :cry:
  • Но там же не только были статуи воинов, но и лошадей в натуральную величину. причем , головы и туловище делали в разных местах...
  • Интереснейший материал Вы выложили!(!!!)