Неизвестная история автора песни «Звёздочка моя ясная»

9 3291
Такой была Оля ФОКИНА, когда написала своё самое известное стихотворение (середина 1960-х гг.) Фото из личного архива

Есть песни - как люди: без возраста. Кажется, они были всегда. Песня «Звездочка моя ясная», прозвучавшая первый раз в 1973 году в исполнении группы «Цветы», - из таких. Автор трогающих душу слов - поэт Ольга ФОКИНА - очень похожа на свою «звездочку». Светлая, добрая. В сентябре Ольге Александровне исполнилось 80. Но что годы!.. Она рассказывает, как поднимается без отдыха на пятый этаж (лифт сняли еще в начале перестройки - дескать, не положен он в малоэтажках), вспоминает, как еще недавно ходила на лыжах, рассекала на коньках, и улыбка озорными лучиками разбегается по ее лицу.

О том, что «Звездочка…» стала песней, Ольга Фокина узнала случайно: с композитором Владимиром Семеновым, положившим текст на музыку, она так ни разу не встретилась. Признается: в душе всегда хотела, чтобы ее стихи зазвучали. Они и правда очень мелодичны. «Черемуха», «Храни огонь», «Не приближай к себе звезду», «Косынка» - композиции на слова Фокиной включали в репертуар Валентина Толкунова, Людмила Сенчина, Елена Камбурова, Альберт Ассадулин, Олег Анофриев.

Особое звучание «Звёздочка…» приобрела после смерти сына солиста ВИА «Цветы» Александра ЛОСЕВА (первый слева) - 18-летнего Николая

…С Ольгой Александровной мы познакомились в Вологде, куда ночной поезд примчал меня из Москвы. В городе, «где резной палисад», поэт живет уже много лет. Недавно в издательстве «Классика» вышел сборник ее стихов «В нашу честь» с лирикой разных лет.

- Раньше такие произведения задвигали на задний план, «романсовость» осуждалась, - объясняет Ольга Фокина. - В 1962 году я написала стихотворение на другую тему - о Ленине. В нем рассказала, как моя мама первый раз приехала в Москву и, насмотревшись столичных красот, попросила отвести ее к Мавзолею. Есть там такие строчки:

Торопилась в очередь большую,

В ту, где люди к Ленину стоят.

Долгим взглядом, чуточку согретым,

У вождя надумала спросить:

«Тесно тут народушку, в Москве-то,

А в колхозе - некому косить.

Я до жалоб сроду не повадна!

Может, стала к старости глупа,

Но неужто, Ленин, это ладно:

На корню гниют у нас хлеба?

Дом в Вологде, в котором живет Ольга Александровна, не простой, а писательский...

- За это стихотворение меня поставили на учет в КГБ, - смеется моя собеседница. - Хотя сначала все было хорошо. По приглашению бюро пропаганды художественной литературы мы, поэты, целый месяц выступали в разных аудиториях. Как-то пригласили в Концертный зал имени Чайковского. На той же сцене должна была выступать Белла Ахмадулина. Помню, она опоздала, пришла уже когда зал сидел, под аплодисменты. Стали читать. Я среди прочего выдала «Мать приехала в Москву…» - и меня вызывали на бис. В общем, был успех. Назавтра вместе с Беллой мы должны были выступать в МГУ. И Белла не появилась. Пришлось разогревать аудиторию одной, и тоже была овация. Но в бюро пропаганды мне сказали: больше это не читай. Я думаю: «Почему? Ведь так хорошо принимают». Выступила с этим стихотворением в Колонном зале Дома союзов. И попала на крючок: за мной стали приглядывать. Но зато обо мне узнали. Роберт Рождественский даже звал куда-то поехать агитировать, говорил: у тебя появилось имя.

Достояние Севера

Мы пьем чай дома у Ольги Александровны, перебираем старые фотографии. Звонит телефон, и Фокина, положив после разговора трубку, с улыбкой докладывает:

- Сын сообщил, что в Архангельской области, на моей родине, мне присвоили звание «Достояние Севера». Поздравил.

Александр ЧУРБАНОВ

Родом Ольга Александровна из деревни Артемьевская Верхнетоемского района из бедной крестьянской семьи. Отец Александр Иванович, бригадир в колхозе, образования имел полкласса, мама, Клавдия Андреевна, проучилась четыре года, но всегда поощряла тягу дочки и четверых сыновей к знаниям, баюкала их маленьких, напевая стихи Пушкина и Лермонтова. Старший брат Ольги Акиндин - Кеня - прекрасно декламировал, средний, Валя, в 13 лет взялся сочинять повесть о бессмертии. Писателем-то он хотел стать, а сестра ему подражала.

Свои стихи Оля отправила в Литинститут, ни на что особо не надеясь. Вскоре пришел ответ. Неутешительный.

Лес да лес...

А за лесом что?

Море ли? Горы ли?

Грусть да грусть...

А за грустью что?

Радость ли? Горе ли?

Верно, радость -

Ведь ты придешь,

Пусть мы с тобой

И спорили,

- в этих строках члены приемной комиссии усмотрели подражание Цветаевой.

- Ответственный секретарь приемной комиссии Нина Бондарева написала мне: «Знаете ли вы Марину Цветаеву?» А почерк у Нины Александровны размашистый - букву Ц я приняла за У и честно призналась: «К сожалению, Марину Уветаеву я не знаю». Ее же не публиковали тогда. Мне приходит ответ: «Приезжайте сдавать экзамены». Поняли, что никакого подражания быть не может, - рассказывает Фокина.

Инга ЧУРБАНОВА, как и её мама, пишет стихи. Фото из личного архива

В Москву Ольга прибыла, уже отучившись в медучилище в Архангельске и год проработав фельдшером на лесоучастке. Стихи там тоже писала - зеленкой на горчичниках или на старых бюллетенях. Но в основном, конечно, занималась тем, что спасала всех от всего.

- Один раз пришел начальник лесоучастка: «Рви мне зуб! Всю ночь не спал». Инструмент у меня был. Я быстренько вырвала, начальник говорит: «Проси, чего хочешь». Я говорю: «Дайте лошадь - домой съездить». А это километров 40 - 45. Он мне лучшую лошадь выделил, и я помчалась. Вброд через реку, чуть коня не утопила. А назавтра обратно вернулась.

Ездить верхом я умею с детства. Помню, нам, ребятишкам, поручали гонять колхозных лошадей в ночное на луг. Без седла, голой попой на голой спине, повод в руки и вперед - вот это было счастье! - вспоминает Фокина.

Трагедия гения

- В Литинституте ко мне очень хорошо относились, - продолжает Ольга Александровна. - После его окончания предлагали остаться в Москве, но я рвалась к себе в деревню. Был у нас поэт Толя Заяц - крупный такой мужчина, так вот директор бюро пропаганды Дмитрий Ляшкевич подшучивал: Заяц - коротенький хвостик, и тот всеми способами пытается зацепиться за Москву, а вы не хотите.

В институте я познакомилась с будущим мужем Сашей Чурбановым - он прозаик, позже стал членом Союза писателей. Там же судьба свела меня с Колей Рубцовым - мы с ним земляки, оба с Севера. Помню, захожу на кухню общежития, а там пальто его лежит. Из кармана торчит конверт с переводом на мое имя. Оказалось, Николай решил отнести мне перевод, надеясь занять денежку.

Нашли его тогда, по-моему, в комнате Васи Белова... Потом, когда мы с Сашей уже жили в Вологде, Рубцов часто к нам приезжал. Они с Чурбановым - бывшие моряки Северного флота, на этой почве и общались. Был и другой повод для встреч: оба любили выпить. Николая я старалась вразумить: «Коля, не злоупотребляй». Ему это, конечно, не нравилось.

- Как вы узнали о его гибели 19 января 1971 года?

- Позвонили из Вологодского отделения Союза писателей. В тот момент я не знала, кого больше жалеть: Николая или его возлюбленную Людмилу Дербину, которая, обороняясь, его задушила. Она к нам за неделю до этого заходила, плакала, жаловалась на Колю. Люда тоже писала стихи, но характер у нее… Умела за себя постоять. Конечно, покушаться на чужую жизнь - преступление, но Дербина признала вину, хотя потом и начала отыгрывать, дескать, сам умер. Да что говорить: Коля, как большинство людей во хмелю, мог довести до исступления.

Случилось все недалеко отсюда, на улице Александра Яшина, дом 3. Узнав о трагедии, я с дочкой Ингой пошла в Союз писателей. По дороге купила ей механического зайчика. Он скакал по столу, а я слушала страшные подробности. Кстати, заяц наш оказался мистическим. Заметили, что, как только его заведем, кто-то из знакомых умирает. Игрушка и сейчас цела, но мы ее не достаем, да и механизм в ней давно сломан.

- Вы общались с Дербиной после ее выхода из заключения?

- Людмилу приговорили к восьми годам. Когда ее условно-досрочно освободили, она мне позвонила, спросила, как отнесутся, если она вернется в Вологду. Я сказала, что прощения от аудитории ей не будет, посоветовала сменить фамилию и куда-нибудь уехать. С тех пор она здесь не появлялась.

- Каким вы запомнили Николая Михайловича?

- Когда они с мужем сидели за бутылкой, он часто повторял: «Сашка, ты знаешь, с кем ты пьешь? Ты пьешь с гением!» Мне кажется, вот эта компания, окружавшая его в Москве, - Куняев, Кожинов - злоупотребляла его популярностью. Это они внушали ему, что он великий поэт, а значит, все позволено. Водили по злачным местам. Это его и сгубило. Мне всегда было жаль Колю. Мой брат Валентин, бывавший у меня в Москве, тоже писал: «Держись, Рубцов, держись за жизнь!»

Крымский разбойник

- Вы общались со многими поэтами-шестидесятниками. Недавно о них показали фильм «Таинственная страсть»? Все так и было?

- Из всех героев того времени я не знакома только с Василием Аксеновым. А так Евтушенко знала, Вознесенского, Окуджаву... Было много совместных выступлений. Помню, перед очередным съездом партии в Колонный зал Дома союзов я взяла с собой Ингочку, ей было четыре года. Огромный Роберт Рождественский, заикающийся, подал ей свою лапу: «Зздорово, сстаруха». Потом я вместе с ним и Расулом Гамзатовым летала в Италию, и Роберт про Ингу вспомнил: «Как моя сстаруха поживает?»

В «Таинственной страсти» очень много несправедливого. Ну никто так, как показали, не жил - только пили и развратничали. Евтушенко не зря выказывал неудовлетворительное отношение к фильму. Кстати, самого его не из-за Пастернака из Литинститута исключили, а за неуспеваемость. И о Белле мы представления не имели, что какая-то она распутная. У меня к этим людям более святое отношение. Мы были как одна семья.

- Ольга Александровна, а ведь в молодости вы были красавицей!

- Прям уж красавицей. Спасибо, конечно, но вот про моего супруга действительно говорили, что он очень видный парень. У него внешность - как у Вячеслава Тихонова. Я рядом с ним - и не одета, и не обута, но он предпочел меня. Помню, я уехала из Москвы домой, а у него в кармане вошь на аркане - сел на крышу вагона и отправился следом. Прислал телеграмму: встречай! Сашка отчаянный был, его все любили. С деревенскими мужиками на рыбалку ходил, на сенокос, на баяне играл. Наговорит кучу, где и приврет.

Мы недолго прожили вместе: мне пришлось выбирать - или дети, или Саша. 15 лет мужа нет в живых. А детки у нас прекрасные. Дочка Инга Чурбанова - тоже поэт, член Союза писателей, сын Александр - окончил физмат, подполковник, инженер-компьютерщик. Шестеро внуков подрастают.

В сериале «Таинственная страсть» много неправдоподобного, считает ФОКИНА. Фото пресс-службы Первого канала

- Уточните, пожалуйста, такой момент: говорят, что стихотворение «Звездочка…» вы посвятили стюардессе Надежде Курченко, которая была застрелена террористами на борту самолета, летевшего из Батуми в Сухуми. Это правда?

- Почему-то все решили, что это о Наде, заслонившей собой кабину пилотов. Но я написала стихотворение в 1964 году, а трагедия случилась в 1970-м… «Звездочка…» - моя очень личная история. Как и многие другие лирические стихи, они посвящены одному человеку. Когда я работала медиком, у нас было взаимное притяжение с одним парнишкой. Он очень не хотел, чтобы я уезжала учиться в Москву. Помню, провожал меня на пароход в Тойме и спросил: «Может, поцелуешь меня?» Я засмеялась: «Только когда поступлю!» Такие ребяческие отношения. Он был хулиганистый, из Крыма - крымский разбойник, как я его называла. Отцу с матерью послал мою фотографию, на которой написал: «Эта девочка сделала меня человеком».

Мы потом не раз виделись - у него хорошая семья, дети. Ему хватило мудрости не привязывать меня к себе. У меня есть стихотворение, тоже ставшее песней:

Здравствуй, речка Паленьга, золотое донышко!

Под мосточком-бревнышком не таись.

От тебя мы с Аленькой в разные сторонушки,

В разные сторонушки разошлись.

Это - мой ответ на «Звездочку…», которую я написала от имени своего героя. Наша дружба ничем не омрачена. Поэтому и стихи такие светлые.

ЛУЧШЕ ХОРОМ

Песни у людей разные, а моя - одна на века:

Звездочка моя ясная, как ты от меня далека!

Поздно мы с тобой поняли, что вдвоем - вдвойне

Веселей даже проплывать по небу,

А не то что жить на земле.

Облако тебя трогает, хочет от меня закрыть…

Чистая моя, строгая, как же я хочу рядом быть!

Только для тебя я не бог, крылья, говорят, не те,

Мне нельзя к тебе на небо прилететь!

Бродят за тобой тученьки, около кружат они…

Протяни ж ко мне лучики, ясная моя, протяни!

АВТОР:ПАНТЕЛЕЕВА НАДЕЖДА

Замминистра обороны Иванова подозревают в получении взятки «космической суммы»

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов, по некоторым данным, получил «космическую сумму взятки» от строительных компаний за то, чтобы они получали подряды от военного ведомства, пишет Telegr...

Отважные зачистили Очеретино и освободили Новобахмутовку, штурмуют Новокалиново, Семеновку и подходят к Керамику

Украинские военные аналитики публикуют новые карты, признавая полный провал ВСУ на Авдеевском направлении:➖«ВС РФ взяли Очеретино и Новобахмутовку, имели успех в направлении Керамика и в Семеновке».➖«...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • Прекрасная подборка..! Удивительные люди были в Советском Союзе...! И куда все подевались...? Остались только рэперы гнойные и макоронычи...
  • :thumbsup:
  • Интервью хорошее, видно чувствующего, думающего, даже - образованного - человека, хотя, конечно, ЛитИнститут - это оч-ч-чень специфически. В советские годы - он был один такой во всем мире, остальные страны как-то факультетами журналистики обходились, ну и еще, разумеется, лингвистикой разнообразной, разнокалиберной... От языковых вузов, до литературоведческих штудий по каноническим авторам и произведениям. А Горьковский - был удивительным! Причем, он же был разветвленный весьма, были, например, курсы художественного письма при ЛитФонде, а на семинаре поэтов в этот фонд - настоящий, не чета нынешним, которые только об окладах начальников бьются, - ходили ребята с гитарами, например, или дело чуть не до драк у них, поэтов, доходило, когда выходили курить на улицу Писемского, из помещения старого НовогоМира, где эти занятия проходили... Да, живые были времена, а для меня - и молодые тоже... Ха! Напомнило...
  • Весьма. Спасибо.
  • Да, про песню еще забыл сказать... Цветы - ее классно пели, очень уверенно и правильно. Я как-то оказался поблизости с Наминым, спросил, в том числе и об этой песне, почему-то думал, что они ее записали на платинку в студии, которую Стас получил в Парке Горького, в эдакой рощице... Ну да многие про нее помнят, это была одна из первых студий у нас, где всерьез занимались роком, через нее много московских прошло, и даже из других - приезжали, питерцы и е-бурги, например, точно там были в весьма звездных составах...  А оказалось, что писали ее чуть ли не на улице Качалова, в радийной какой-то студии, подработанную под музыкалку. Да, вот и опять - навеяло.Хорошая публикация, видимо, вызывает воспоминания и - главное - желание вспоминать, да.  :exclamation: