Недавно мне попались открытки Москвы начала 20 века. Это первые цветные открытки, выполненные в технике фотохром, конечно, они ещё «не настоящие» цветные фотографии, но обладают неподражаемым обаянием времени и вместе с тем являются ценным документом, который с наибольшей достоверностью передаёт атмосферу Российской империи в конце 19-го – начале 20-го века.
Технология требовала кропотливого труда. Светочувствительную эмульсию наносили на литографские камни и выставляли при солнечном свете через негатив. В течение нескольких часов она застывала пропорционально тонам негатива, и на камне оставалось фиксированное изображение. Для каждого оттенка изготавливалась отдельная печатная форма. Поэтому в производстве одной открытки могли задействовать до десяти и более печатных камней.
Фотохромы пользовались огромным спросом у массового покупателя и быстро стали предметом любительского коллекционирования. Это были и открытки, и эффектные крупноформатные панорамы, и среднего размера отпечатки на тонкой бумаге, вклеивавшиеся в альбомы или обрамлявшиеся и украшавшие стены буржуазных гостиных.
Дошедшие до нас открытки поражают масштабностью, панорамным взглядом и, вместе с тем, тончайшей детализацией.
Вознесенский монастырь
Церковь Новоспасского монастыря
Почти одновременно наткнулась я на открытки 1914 года, столь же блестящие и яркие, но безмерно далекие от реальности.
На них изображена Москва такой, как представляли себе «первопрестольную столицу» в 2259 русские художники 1914 года
Ещё при царской власти в России выпустили серию открыток, в которых художники изобразили, как могла бы выглядеть Москва в будущем. Они нарисовали сцены из повседневной жизни в разных частях города, уделив особое внимание общественному транспорту. Предполагалось, что в будущем распространённым станет перемещение пассажиров по воздуху.
Центральный железнодорожный вокзал
Лубянская площадь
Москва-река
Петровский Парк
Красная площадь
Театральная площадь
Оценили 34 человека
53 кармы