Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Гонения на церковь. Кто сбрасывал попов с колоколен?

63 1108

Рас­хо­жее пред­став­ле­ние о том, что попов сбра­сы­ва­ли с ко­ло­ко­лен после ре­во­лю­ции 1917 года, рас­про­стра­ня­ет­ся среди сто­рон­ни­ков церкви и среди про­тив­ни­ков. Мифов вокруг этой ис­то­рии много, а при­ни­мать утвер­жде­ние на веру только по при­чине того, что многие так го­во­рят — нелепо.

Ис­точ­ни­ки оче­вид­ны. Это эмо­ци­о­наль­ные об­ви­не­ния вроде:

«Но придя к власти боль­ше­ви­ки залили страну кровью, ор­га­ни­зо­вав граж­дан­скую войну, ски­ды­ва­ли свя­щен­ни­ков с церк­вей».

«Потом боль­ше­ви­ки пришли к власти, начали Граж­дан­скую войну, брали за­лож­ни­ков, ор­га­ни­зо­вы­ва­ли конц­ла­ге­ря, уби­ва­ли свя­щен­ни­ков, офи­це­ров, кре­стьян, ра­бо­чих, жгли и раз­ру­ша­ли церкви, глу­ми­лись над пра­во­слав­ны­ми свя­ты­ня­ми»[1].

Факты таких людей не ин­те­ре­су­ют. У них есть свет­лый период ис­то­рии — от кре­ще­ния Руси до ре­во­лю­ции 1917 — и темный. В свет­лые вре­ме­на все иде­аль­но, а о темном же­ла­тель­но забыть. При­чи­на, почему про­изо­шла про­кля­тая ре­во­лю­ция, кро­ет­ся в том, что кучку евреев под­ку­пи­ли немцы, а затем эта кучка устро­и­ла кро­ва­вую баню просто по при­чине нена­ви­сти «ко всему рус­ско­му».

Ис­то­рия всегда иг­но­ри­ру­ет­ся, как будто ис­точ­ни­ком яв­ля­ют­ся не ис­сле­до­ва­ния, а тен­ден­ци­оз­ная ли­те­ра­ту­ра из цер­ков­ной лавки и ре­пли­ки слу­жи­те­лей культа, ко­то­рые к ис­то­ри­че­ской науке от­но­ше­ния не имеют.

Почему нена­ви­де­ли цер­ковь?

Уди­ви­тель­но, но до ре­во­лю­ции на­хо­ди­лись люди, ко­то­рые пре­зи­ра­ли цер­ковь. В это вряд ли по­ве­рит че­ло­век, ко­то­рый ничего не читал по теме, кроме ли­те­ра­ту­ры из цер­ков­ных лавок, по­свя­щен­ной ис­то­рии с точки зрения РПЦ. В чем же при­чи­на? Воз­мож­но, их тоже под­ку­пи­ли немцы?

Хотя нет, на­вер­ное, другие лица, также по­пу­ляр­ные в пра­во­слав­ной среде. Святой Иоанн Крон­штадт­ский вол­не­ния объ­яс­нял так:

«По всему ви­нов­ни­ки — евреи, под­ку­пив­шие наших ху­ли­га­нов уби­вать, гра­бить, из­во­дить по­жа­ра­ми рус­ских людей»[2].

По­доб­ные объ­яс­не­ния просты, но, пе­ча­лит­ся цер­ковь, далеко не каждый готов их при­нять. Иде­аль­ные пред­став­ле­ния об ис­то­рии со сто­ро­ны церкви к науке от­но­ше­ния не имеют, а вот при­чи­ны, почему цер­ковь нена­ви­дел люд, об­на­ру­жить не так уж и сложно.

Попы часто пред­став­ля­ют си­ту­а­цию так, как будто все дело именно в XX веке; про­бле­ма якобы в том, что люди в этот период мас­со­во отошли от церкви из-за тле­твор­но­го вли­я­ния ин­тел­ли­ген­ции. Но дело точно не в ин­тел­ли­ген­ции.

Боль­шин­ство в России до­ре­во­лю­ци­он­ной — кре­стьяне. Цер­ковь для них — глав­ный и без­аль­тер­на­тив­ный со­ци­аль­ный ин­сти­тут, потому что власть имущие если и стал­ки­ва­лись с на­се­ле­ни­ем на­пря­мую, то только как сбор­щик из­лиш­ков или машина на­си­лия. Слу­жи­те­ли культа не только оби­ра­ли на­се­ле­ние, но также были един­ствен­ным ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции. Они го­во­ри­ли не только то, что го­су­дарь «от бога», но и общую ин­фор­ма­цию о России. По­нят­но, что эти све­де­ния были со­мни­тель­ны­ми, но аль­тер­на­ти­вы не было.

Свя­щен­но­слу­жи­те­ли под­дер­жи­ва­ли со­ци­аль­ную си­сте­му, ко­то­рая зи­жди­лась на за­ка­ба­ле­нии людей — речь идет о кре­пост­ни­че­стве. Попы не только не воз­ра­жа­ли против того, чтобы про­да­вать людей, как скот, но и сами вла­де­ли кре­пост­ны­ми, по­лу­ча­ли их в ка­че­стве по­дар­ка от князей или другой элиты, и, ко­неч­но, не осво­бож­да­ли от по­вин­но­сти, даже когда такая воз­мож­ность была. Более того, кре­пост­ни­че­ство именно среди попов раньше всего рас­про­стра­ня­лось. В Троице-Сер­ги­е­вой лавре слу­жи­те­ли культа по­лу­чи­ли от го­су­дар­ства право разыс­ки­вать беглых кре­стьян, фак­ти­че­ски «за­кре­пи­ли» их еще до вве­де­ния кре­пост­ни­че­ства на всей тер­ри­то­рии.

Счи­тать, что кре­стья­нам нра­ви­лось кре­пост­ное право, когда могли раз­де­лить семью, про­иг­рать че­ло­ве­ка в карты или на­си­ло­вать и уби­вать по про­из­во­лу — могут только де­я­те­ли вроде лидера ком­му­ни­сти­че­ской партии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Зю­га­но­ва:

«Такая си­сте­ма неко­то­рое время даже со­хра­ня­ла весьма вы­со­кий по тем вре­ме­нам уро­вень свое­об­раз­но­го со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ско­го ра­вен­ства. Любой дво­ря­нин яв­лял­ся таким же кре­пост­ным у го­су­дар­ства, как кре­стья­нин у по­ме­щи­ка»[3].

В ре­аль­но­сти это было не так, о чем сви­де­тель­ству­ет, во-первых, рост при­ви­ле­гий знати, во-вторых, ре­гу­ляр­ные вос­ста­ния. Кре­стьяне — сила, ко­то­рая плохо ор­га­ни­зо­ва­на, а по­это­му об­ре­че­на на провал. Даже в случае победы кре­стьяне не спо­соб­ны ор­га­ни­зо­вать свое го­су­дар­ство или хоть какую-то цель­ную струк­ту­ру, в чем винить их глупо.

Но раб­ство, или кре­пост­ни­че­ство, или хо­лоп­ство, их точно не устра­и­ва­ло. Епи­скоп Кав­каз­ский и Чер­но­мор­ский Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов) всего за 2 года до отмены кре­пост­но­го права за­яв­лял:

«Раб­ство, как кре­пост­ная за­ви­си­мость кре­стьян от по­ме­щи­ков, вполне за­кон­но и, как бо­го­учре­жден­ное, должно быть всегда, хотя в раз­лич­ных формах»[4].

Стан­дарт­ная ис­то­рия из про­шло­го:

«Когда, в нач. 16 в. пре­по­доб­ный Даниил Пе­ре­я­с­лав­ский решил ос­но­вать новый мо­на­стырь, сель­чане «с дре­ко­льем пришли и не давали инокам копать землю для ограды и, про­ти­вясь, го­во­ри­ли свя­то­му: «Почто на нашей земле по­ста­вил мо­на­стырь? Или хочешь зем­ля­ми и селами нашими об­ла­дать?». «Что и сбы­лось впо­след­ствии», - до­бав­ля­ет монах-автор. Ос­но­ва­тель Сий­ско­го мо­на­сты­ря Ан­то­ний в 1543 году писал, «что со­сед­ние кре­стьяне чинят стар­цам вся­че­ские обиды», «пожары-деи от них бывают не один год, а сожгли-деи у них в мо­на­сты­ре четыре церкви»[5].

Это про­ис­хо­ди­ло не после и даже не перед ре­во­лю­ци­ей 1917 года. Про­бле­ма в со­ци­аль­ных ос­но­вах рос­сий­ско­го до­ре­во­лю­ци­он­но­го об­ще­ства, потому что такие кон­флик­ты (чаще всего мелкие, но бывали и круп­ные) про­ис­хо­ди­ли по­сто­ян­но. Во время вос­ста­ний кре­стьяне всегда пы­та­лись убить свя­щен­ни­ков и мо­на­хов вместе с власть иму­щи­ми. Это про­ис­хо­ди­ло и во вре­ме­на вос­ста­ния Бо­лот­ни­ко­ва, и Разина, и Пу­га­че­ва.

Говоря о кре­пост­ном праве, не стоит за­бы­вать того факта, что цер­ковь не просто его под­дер­жи­ва­ла на словах, за­яв­ляя, что нужно слу­шать любую власть, но еще и при­ня­ла «Со­бор­ное уло­же­ние о за­пре­ще­нии пе­ре­хо­да кре­стьян». А там ука­за­но: «А буде ко­то­рые отныне, из-за кого выйдя, пе­рей­дут к иному кому бы то ни было, и тот, к кому придет, примет против сего нашего со­бор­но­го уло­же­ния, у того кре­стья­ни­на взять и пе­ре­ве­сти со всем его кре­стья­ни­на иму­ще­ством туда, откуда он пе­ре­бе­жал, да с него же на царя го­су­да­ря за то, что принял про­тив­но уло­же­нию, взять 10 рублей: не при­ни­май чужого»[6].

Видно, что к боль­шин­ству жи­те­лей России цер­ковь от­но­си­лась как к живым ору­ди­ям. За что в таком случае люди должны были любить цер­ковь? Их за­став­ля­ли силой ее любить. И ни­ка­ко­го выбора у живого товара не было. По­ло­же­ние мо­на­стыр­ских кре­стьян было самое ужас­ное:

«В 40—50-х годах, осо­бен­но в конце 50-х годов по всей стране про­ка­ты­ва­ет­ся мо­гу­чая волна вы­ступ­ле­ний мо­на­стыр­ских кре­стьян. Эта ка­те­го­рия кре­стьян­ства, на­счи­ты­ва­ю­щая к се­ре­дине века около I млн. душ муж­ско­го пола, при­над­ле­жа­ла мо­на­сты­рям, церк­вам, цер­ков­ным иерар­хам (ар­хи­ере­ям и т.д.). По­ло­же­ние мо­на­стыр­ских кре­стьян в этот период от­ли­ча­ет­ся особой тя­же­стью. С них тре­бо­ва­ли и ис­пол­не­ния бар­щин­ных работ, и по­став­ки про­дук­тов сель­ско­го хо­зяй­ства, про­мыс­лов, и де­неж­ных по­бо­ров. Так, в че­ло­бит­ной кре­стьян Савво-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря на­зва­но до 30 де­неж­ных и на­ту­раль­ных по­бо­ров. Кре­стьяне Во­ло­со­ва мо­на­сты­ря Вла­ди­мир­ско­го уезда должны были пла­тить до восьми раз­но­вид­но­стей де­неж­ных по­бо­ров, об­ра­ба­ты­вать свыше 80 де­ся­тин пашен и по­став­лять в мо­на­стырь про­дук­то­вый оброк (скот, птицу и т.п.). По­доб­ное по­ло­же­ние было в сотнях мо­на­стыр­ских вотчин. Резко воз­рос­ли во второй чет­вер­ти XVIII в. раз­лич­но­го рода работы кре­стьян по за­го­тов­ке стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла для мо­на­стыр­ских по­стро­ек, по за­го­тов­ке дров, ре­мон­ту церк­вей и хо­зяй­ствен­ных по­ме­ще­ний. Про­све­щен­ная мо­на­стыр­ская братия наряду с тра­ди­ци­он­ным хлебом в зерне и пе­че­ным хлебом, наряду с мясом, салом, медом, кру­па­ми, ку­ри­ны­ми и гу­си­ны­ми яйцами, со­ле­ны­ми и су­ше­ны­ми гри­ба­ми тре­бо­ва­ла с кре­стьян и таких ори­ги­наль­ных по­бо­ров, как ягоды ши­пов­ни­ка или живые му­равьи по пол­фун­ту с души муж­ско­го пола»[7].

А вот как в по­след­ние годы кре­пост­ни­че­ства «успо­ка­и­ва­ли» кре­стьян:

«Сквер­но у нас! Кре­стьяне бун­ту­ют, не хотят от­прав­лять бар­щи­ну, со­би­ра­ют­ся тол­па­ми. Фли­гель-адъ­ютант с попом… разъ­ез­жа­ют по име­ни­ям, а им вслед несколь­ко сот му­жи­ков кричат: «Не пойдем, мы воль­ные, не поз­во­лим бить наших!» Гу­бер­на­тор ничего не делает, а фли­гель-адъ­ютант На­рыш­кин, как видно, в по­доб­ных делах еще не бывал, не знает, что делать с толпой; войска здесь мало, попа мужики об­ру­га­ли пья­ни­цей»[8].

И в за­вер­ше­нии этой темы стоит вспом­нить еще одно со­бы­тие:

«В 1735 г. кре­стьяне села Смо­ро­дин­но­го, близ кур­ско­го Зна­мен­ско­го Бо­го­ро­диц­ко­го мо­на­сты­ря, жа­ло­ва­лись синоду на ар­хи­манд­ри­та и мо­на­хов. Ока­зы­ва­ет­ся, те пре­вра­ти­ли мо­на­стырь в пуб­лич­ный дом, «Ар­хи­манд­рит Мит­ро­фан, — го­во­ри­лось в жалобе, — чинит непо­доб­ные дела, сби­ра­ет с кре­стьян непо­ло­жен­ные деньги и строит на них за­бав­ные свет­ли­цы и по­теш­ные покои, держит в них кре­стьян­ских женок и пре­лю­бо­дей­ству­ет с ними, ездя к ним по ночам с иеро­ди­а­ко­ном Алек­сан­дром и дру­ги­ми своими со­глас­ни­ка­ми. Устра­и­ва­ет за­бав­ные бан­ке­ты с играми в гудки и скрип­ки, скач­ка­ми и пляс­ка­ми и ест все мясное, На мо­на­сты­ре по­стро­ил ненуж­ные де­ре­вян­ные хоромы с по­зем­ны­ми по­ко­я­ми и гуль­би­щем на­вер­ху, а лес для них за­став­лял кре­стьян при­во­зить за двести верст».

Дальше шло опи­са­ние неслы­хан­ных мо­на­стыр­ских по­бо­ров с кре­стьян. Всего было вы­дви­ну­то против ар­хи­манд­ри­та Мит­ро­фа­на 89 об­ви­не­ний.

Жалоба ни к чему не при­ве­ла. Синод считал раз­врат мо­на­хов и гра­бе­жи обыч­ным делом. Тогда до­ве­ден­ные до от­ча­я­ния кре­стьяне вос­ста­ли. Мо­на­стыр­ское гнездо они смели с лица земли.

Из Курска по­сла­ли во­ен­ную ко­ман­ду на усми­ре­ние, но кре­стьяне дер­жа­лись четыре года, В 1740 г. против кре­стьян села Смо­ро­дин­но­го снова по­сла­ли по­ен­ную силу. Боль­шое село было уни­что­же­но. Трид­цать кре­стьян каз­ни­ли после звер­ских пыток»[9].

Как можно понять, причин для нена­ви­сти у кре­стьян было до­ста­точ­но. Есте­ствен­но, это от­но­сит­ся не только к ран­не­му пе­ри­о­ду «святой Руси». И в позд­ний период это по­ло­же­ние со­хра­ня­ло ак­ту­аль­ность, только власти у попов было меньше, осо­бен­но после отмены пат­ри­ар­ше­ства и се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных земель.

До конца XIX века по­ло­же­ние кре­стьян было об­ре­чен­ным. Здесь дело не только в кре­пост­ни­че­стве — от­сут­ство­ва­ла со­ци­аль­ная мо­биль­ность и после отмены кре­пост­ни­че­ства. Ми­нистр на­род­но­го про­све­ще­ния Алек­сандр Шишков го­во­рил по поводу об­ра­зо­ва­ния:

«…Науки по­лез­ны только тогда, когда, как соль, упо­треб­ля­ют­ся и пре­по­да­ют­ся в меру, смотря по со­сто­я­нию людей и по на­доб­но­сти, какую всякое звание в них имеет. Обу­чать гра­мо­те весь народ или несо­раз­мер­ное числу оного ко­ли­че­ство людей при­нес­ло бы более вреда, чем пользы. На­став­лять зем­ле­дель­че­ско­го сына в ри­то­ри­ке было бы при­уго­тов­лять его быть худым и бес­по­лез­ным или ещё вред­ным граж­да­ни­ном»[10].

Это обыч­ное по­ло­же­ние для со­слов­но­го об­ще­ства, и законы вы­ра­жа­ли ин­те­ре­сы пра­вя­ще­го класса, пред­став­ляя ин­те­ре­сы этой узкой группы как ин­те­ре­сы всего об­ще­ства. Это, мол, в ин­те­ре­сах кре­стьян, что их можно про­да­вать, как собак. Есте­ствен­но, каждый раз пред­ста­ви­те­ли пра­вя­ще­го класса «воз­му­ща­лись» вос­ста­ни­ям, по­ра­жа­ясь звер­ствам живого товара. При­чи­на по­нят­на — нелюди, в пред­став­ле­нии по­ме­щи­ков и попов, уби­ва­ют людей.

Ре­ли­гия опи­ра­лась на законы. До Петра Ве­ли­ко­го законы были же­сто­чай­шие, то есть выход из пра­во­сла­вия ка­рал­ся смер­тью. Ересь от­но­сит­ся сюда же. А вот законы от 1845 года дей­ство­ва­ли долгое время. Неко­то­рые вы­держ­ки:

Статья 186. Бо­го­хуль­ство, по­но­ше­ние, по­ри­ца­ние, кри­ти­ка Хри­сти­ан­ства без умысла — за­клю­че­ние в сми­ри­тель­ном доме до 2 лет, за­клю­че­ние в тюрьме до 2 лет.

Статья 187. Пе­чат­ная и пись­мен­ная кри­ти­ка Хри­сти­ан­ства — ссылка в Сибирь, те­лес­ные на­ка­за­ния.

Статья 188. На­смеш­ки над Хри­сти­ан­ством, умыш­лен­но — за­клю­че­ние года, неумыш­лен­но — до 3 ме­ся­цев.

Статья 189. Из­го­тов­ле­ние, рас­про­стра­не­ние пред­ме­тов веры в непри­стой­ной форме — по умыслу — на­ка­за­ние со­глас­но ст. 183; без умысла — за­клю­че­ние до 6 ме­ся­цев или арест до 3 недель.

Ин­те­рес­на по­зи­ция церкви по те­лес­ным на­ка­за­ни­ям. Отмечу, что мит­ро­по­лит Фи­ла­рет вы­ска­зы­ва­ет­ся об этом после отмены кре­пост­но­го права:

«Неко­то­рые по­ла­га­ют, что те­лес­ные на­ка­за­ния дей­ству­ют раз­ру­ши­тель­но на на­род­ную нрав­ствен­ность. Нельзя думать, чтобы гос­подь бог через Моисея уза­ко­нил те­лес­ные на­ка­за­ния ви­нов­но­му: „числом четыре десять ран да на­ло­жат ему“ („Вто­ро­за­ко­ние“, гл. XXV, стих 3) с тем, чтобы это раз­ру­ши­тель­но дей­ство­ва­ло на нрав­ствен­ность ев­рей­ско­го народа. Итак, по хри­сти­ан­ско­му суж­де­нию, те­лес­ное на­ка­за­ние само по себе не бес­чест­но»[11].

А вот пред­ста­ви­те­ли высших со­сло­вий в этот период осво­бож­де­ны от те­лес­ных на­ка­за­ний, так что вы­ска­зы­ва­ние слу­жи­те­ля культа от­но­сит­ся прак­ти­че­ски во всех слу­ча­ях к кре­стьян­ству.

В XX веке в слав­ной Рос­сий­ской им­пе­рии ду­хов­ные по­ряд­ки со­хра­ня­лись. Неко­то­рые по­ло­же­ния стали не столь жест­ки­ми после ре­во­лю­ции 1905 года, но это по­ка­за­тель­но, что до столк­но­ве­ния на­род­ных масс с вла­стью по­след­няя и не думала ис­прав­лять­ся, и при­нять ра­зум­ные ре­ше­ния (до­воль­но огра­ни­чен­ные и прак­ти­че­ски не ис­пол­ня­ю­щи­е­ся) вы­ну­ди­ла сила. Права не дают — права берут. Во время ре­во­лю­ции:

«С фев­ра­ля 1905 г. по май 1906 г. в Рос­сий­ской им­пе­рии 31 свя­щен­ник был убит, а 12 церк­вей и 2 мо­на­сты­ря пол­но­стью раз­гром­ле­ны»[16].

Когда по­яви­лась воз­мож­ность, кре­стьяне жа­ло­ва­лись:

«Мы, ни­же­под­пи­сав­ши­е­ся, села Се­ме­нов­ско­го кре­стьяне, со­брав­шись на сель­ский сход для об­суж­де­ния во­про­са о вы­мо­га­тель­стве свя­щен­ством с нас, кре­стьян, за требы денег, по­со­ве­то­вав­шись между собой, еди­но­глас­но по­ста­но­ви­ли: в Рож­де­ство Хри­сто­во пла­тить 10 к., а сбор льна от­ме­нить, в ни­щен­ские семьи им не за­би­рать­ся, в Кре­ще­нье и в первый Спас мы, кре­стьяне, не на­хо­дим нужным при­ни­мать свя­щен­ни­ков, в Пасху Хри­сто­ву пла­тить 25 коп., в день свя­то­го Про­ро­ка Илии - 10 коп., в пре­столь­ный празд­ник 10 коп., в Воз­не­се­ние Гос­подне - 10 коп., а что ка­са­ет­ся со­вер­ше­ния треб, как то: кре­ще­ние, бра­ко­со­че­та­ние, по­хо­ро­ны, ис­по­ведь, святое при­ча­ще­ние, то вы обя­за­ны знать, что вос­пре­ще­но за­ко­ном на­силь­но брать деньги, а должны брать то, что дадут. Сбор яиц в Петров день просим от­ме­нить. Сле­ду­ют под­пи­си»[12].

Это 1906 год. Как можно понять из текста, бес­пре­дел после цар­ско­го ма­ни­фе­ста от 1905 года не за­вер­шил­ся. Но непри­язнь к церкви рас­про­стра­ня­лась, под­держ­ка со сто­ро­ны вла­стей не по­мо­га­ла, а только мешала, по­сколь­ку боль­шин­ство уже явно пре­зи­ра­ло власть и от­но­си­лось к ре­во­лю­ции 1905 года, не как к тем­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии, а как к по­ра­же­нию народа. Ха­рак­тер­ный пример из ис­то­рии:

«После ре­во­лю­ции 1905—1907 гг. среди кре­стьян-шах­те­ров все чаще про­яв­ля­лись ан­ти­кле­ри­каль­ные и даже ате­и­сти­че­ские на­стро­е­ния. Не слу­чай­но шах­те­ров счи­та­ли в селе без­бож­ни­ка­ми. Те­пе­реш­ние ста­ри­ки сами свя­зы­ва­ют свой отход от церкви с ра­бо­той в Дон­бас­се. «Какой уж там бог, — го­во­рит старый кол­хоз­ник, бывший шахтер Д. А. Дьяков, девять лет про­ра­бо­тав­ший в шахтах.— Бывало, вы­ле­зешь из-под земли на черта по­хо­жий, тут не до бога»[13].

Вот что про­ис­хо­дит с ре­ли­ги­ей, когда она пе­ре­ста­ет быть чем-то обя­за­тель­ным. Но цер­ков­ни­ки со­про­тив­ля­лись, как могли. Но по­пыт­ки уже­сто­чить закон и на­силь­но на­вя­зать ре­ли­гию уже ни к чему не при­во­ди­ли. Ре­зуль­та­ты для попов пла­чев­ные:

«Неуро­жай­ные годы очень пе­чаль­но от­ра­зи­лись на ре­ли­ги­оз­ной жизни кре­стьян; кре­стья­нин и в храм не ходит, и мо­леб­нов не служит, и умер­ших род­ствен­ни­ков забыл, а оттого цер­ковь стра­да­ет в ма­те­ри­аль­ном от­но­ше­нии, не говоря уже о скуд­ном со­дер­жа­нии притча»[14].

А на местах, где все еще про­дол­жа­лись кре­стьян­ские вол­не­ния:

«Со­вер­ша­лись под­жо­ги и гра­бе­жи домов при­ход­ских свя­щен­ни­ков»[15].

В это время ни о каких боль­ше­ви­ках в сель­ской среде го­во­рить не при­хо­ди­лось. По­доб­ные мо­мен­ты не осо­бен­но впи­сы­ва­ют­ся в ис­то­рию РПЦ, если она пе­ре­ска­зы­ва­ет­ся попами. В их пред­став­ле­нии кре­стьян­ство — столп РПЦ.

К ду­хов­ной скрепе от­но­си­лись нега­тив­но, о чем писали в цер­ков­ных жур­на­лах:

«Ду­хо­вен­ству нашему даже среди бла­го­че­сти­вых и прежде сми­рен­но по­кор­ных кре­стьян весьма нелег­ко жи­вет­ся. Там свя­щен­ни­ку не хотят со­вер­шен­но пла­тить за требы, тут оскорб­ля­ют его вся­че­ски. Тут при­хо­дит­ся за­кры­вать цер­ковь и причт пе­ре­во­дить в другой приход, потому что кре­стьяне ре­ши­тель­но от­ка­за­лись со­дер­жать свой причт; есть еще при­скорб­ные факты — это случаи убийств, со­жже­ния свя­щен­ни­ков, случаи раз­лич­ных грубых из­де­ва­тельств над ними»[17].

О си­ту­а­ции в СССР

Перед Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ци­ей 1917 года слу­жи­те­лей культа пре­зи­ра­ли люди. Это стало на­столь­ко обыч­ным делом, что пра­во­слав­ным свя­щен­ни­кам при­хо­ди­лось это при­зна­вать в офи­ци­оз­ных из­да­ни­ях:

«На со­бра­ни­ях нас ругают, при встре­че с нами плюют, в ве­се­лой ком­па­нии рас­ска­зы­ва­ют про нас смеш­ные и непри­лич­ные анек­до­ты, а в по­след­нее время стали изоб­ра­жать нас в непри­лич­ном виде на кар­тин­ках и от­крыт­ках... О наших при­хо­жа­нах, наших чадах ду­хов­ных, я уже и не говорю. Те смот­рят на нас очень и очень часто как на лютых врагов, ко­то­рые только и думают о том, как бы их по­боль­ше «обо­драть», до­ста­вив им ма­те­ри­аль­ный ущерб»[18].

Цер­ковь вы­сту­пи­ла против новой власти. В массах это вос­при­ни­ма­лось как вы­ступ­ле­ние против реформ (на­при­мер, зе­мель­ных реформ — де­кре­та о земле). Многие цер­ков­ни­ки под­дер­жа­ли контр­ре­во­лю­ци­о­не­ров. Они не только участ­во­ва­ли в пра­ви­тель­ствах, ко­то­рые от­ме­ня­ли декрет о земле (глав­ная ре­фор­ма для кре­стьян), но и даже участ­во­ва­ли в боевых дей­стви­ях.

По­нят­но, что даже таких се­год­ня иногда за­пи­сы­ва­ют в невин­ные жертвы, но в данном случае по­доб­ное рас­смат­ри­вать бес­смыс­лен­но, так как в войне, когда люди с ору­жи­ем по обе сто­ро­ны сра­жа­ют­ся за вы­жи­ва­ние, нет особой раз­ни­цы, кто там — поп или не поп.

По­сколь­ку часто го­во­рят о невин­ных жерт­вах, стоит за­тро­нуть эту тему. В годы граж­дан­ской войны неви­нов­но по­стра­дав­ших хва­та­ло. Это спе­ци­фи­ка любой граж­дан­ской войны такого мас­шта­ба.

Если верить попам, то после ре­во­лю­ции попов уни­что­жа­ли чуть ли не под корень. Однако ис­то­ри­че­ские ис­сле­до­ва­ния, есте­ствен­но, по­доб­ные до­мыс­лы не под­твер­жда­ют. Что из­вест­но на се­год­ня:

«Даже по данным самой церкви за 1918 г. ко­ли­че­ство каз­нен­ных свя­щен­ни­ков при всех явных на­тяж­ках вряд ли пре­вы­ша­ет 300 чел., а убитых в ходе экс­цес­сов — 100, при этом рас­стре­лы свя­за­ны с ак­тив­ным уча­сти­ем ду­хо­вен­ства в ан­ти­со­вет­ской борьбе. Кос­вен­но мас­шта­бы по­ка­зы­ва­ет гибель иерар­хов (епи­ско­пов, ар­хи­епи­ско­пов и мит­ро­по­ли­тов) церкви — 13 че­ло­век (7% от общего до­ре­во­лю­ци­он­но­го числа). У нас вряд ли есть ос­но­ва­ния счи­тать, что в даль­ней­шем ре­прес­сии уси­ли­лись. Таким об­ра­зом, вряд ли общее ко­ли­че­ство жертв крас­но­го тер­ро­ра среди свя­щен­ни­ков пре­вы­ша­ет 1 000 чел., однако в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре, в том числе и цер­ков­ной, неред­ко го­во­рят о ты­ся­чах, а иногда и де­сят­ках тысяч жертв среди свя­щен­ни­ков»[19].

В период граж­дан­ской войны дей­ство­ва­ли разные силы, в том числе не от­но­ся­щи­е­ся ни к крас­ным, ни к белым. Часто целью по­доб­ных от­ря­дов, где со­сто­я­ли де­сят­ки тысяч че­ло­век, было просто фи­зи­че­ское вы­жи­ва­ние, а по­это­му в ходе экс­цес­сов также были уни­что­же­ны как свя­щен­ни­ки, так и пред­ста­ви­те­ли других со­ци­аль­ных слоев. Нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний вы­де­лять свя­щен­ни­ков среди прочих, как это пы­та­ют­ся сде­лать се­год­ня. В любом случае боль­шин­ство жертв — кре­стьяне.

Со­вре­мен­ная цер­ковь за­пи­сы­ва­ет в жертвы многих людей, ко­то­рые умерли своей смер­тью. На­при­мер, ар­хи­епи­скоп Силь­вестр (Оль­шев­ский) умер от ки­шеч­но­го рака[20]. Но его по какой-то при­чине на­зва­ли му­че­ни­ком.

Часто ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции яв­ля­ют­ся ме­му­а­ры бе­ло­эми­гран­тов. Там, помимо кра­соч­но­го опи­са­ния убийств, также утвер­жда­лось, что боль­ше­ви­ки про­да­ва­ли на рынках мясо людей и по­стро­и­ли па­мят­ник Иуде[21]. За­ча­стую речь шла об ав­то­рах, ко­то­рые бежали еще до начала граж­дан­ской войны, и их све­де­ния пред­став­ля­ли собой го­род­ские ле­ген­ды. Многие же лгали спе­ци­аль­но, так как за­ра­ба­ты­ва­ли ис­клю­чи­тель­но тем, что опи­сы­ва­ли ужасы Со­вет­ской России. Нельзя ска­зать, что все све­де­ния были лож­ны­ми, но лжи было до­воль­но много. Есте­ствен­но, предо­став­ля­лись све­де­ния без каких-либо до­ка­за­тельств, ис­точ­ни­ков.

Так почему же го­во­рят о сбра­сы­ва­нии попов с ко­ло­ко­лен? Судя по всему, рас­смат­ри­ва­ют­ся ме­му­а­ры бе­ло­гвар­дей­цев и пуб­ли­ци­сти­ки конца 80-х и начала 90-х годов про­шло­го века. Тогда об­ру­ши­ва­лись на период, но с до­ка­за­тель­ства­ми было плохо.

Се­рьез­ных ис­точ­ни­ков о том, что сбра­сы­ва­ли попов с ко­ло­ко­лен — нет. Если такие случаи и бывали, то это боль­шая ред­кость. Даже в таком случае попа с ко­ло­коль­ни не ски­ну­ли:

«В начале сен­тяб­ря 1918 г. де­сант­ный отряд мо­ря­ков Волж­ской во­ен­ной фло­ти­лии, в ко­то­ром на­хо­дил­ся и я, вел на­ступ­ле­ние на Казань. Чехи под на­по­ром нашего отряда отошли к де­ревне Верх­ний Услон. Моряки бро­си­лись на штурм этой де­рев­ни. Нас встре­тил убий­ствен­ный пу­ле­мет­ный огонь с ко­ло­коль­ни.

Белые не вы­дер­жа­ли на­тис­ка и по­спеш­но бежали.

Когда моряки во­рва­лись в де­рев­ню, то первым долгом бро­си­лись на ко­ло­коль­ню. И что же ока­за­лось? За пу­ле­ме­том на ко­ло­кольне сидели поп и дьякон. Они так увлек­лись убий­ством мат­ро­сов и крас­но­гвар­дей­цев, что даже не слы­ша­ли, как мы к ним по­до­шли.

Дол­го­гри­вых спу­сти­ли с ко­ло­коль­ни и под­ве­ли к группе плен­ных белых солдат. Те узнали попа и рас­ска­за­ли нам, как он при­хо­дил в окопы и сулил им «цар­ствие небес­ное» за из­би­е­ние боль­ше­ви­ков»[22].

По­счи­та­ем, что «сбра­сы­ва­ли попов с ко­ло­ко­лен» — это просто обоб­ще­ние, го­во­ря­щее о непри­яз­ни по от­но­ше­нию к церкви со сто­ро­ны народа. Такой метод рас­пра­вы не ха­рак­те­рен для тех же во­ен­ных. А вот для кре­стьян — да. Пример из ис­то­рии:

«Отряды Ма­мон­то­ва, Ива­но­ва, Пет­рен­ко про­яв­ля­ли порою в боях чудеса ге­ро­из­ма, му­же­ства, отваги. Но это не были отряды со­зна­тель­ных, стой­ких ре­во­лю­ци­о­не­ров. Это были кре­стьян­ские пар­ти­зан­ские отряды, по­стро­ен­ные по прин­ци­пу полной неза­ви­си­мо­сти не только одного отряда от дру­го­го, но неза­ви­си­мо­сти и между от­дель­ны­ми ча­стя­ми одного и того же отряда, если только он еще дро­бил­ся на части. Неза­ви­си­мость эта, воль­ность пар­ти­зан­ская родила, ко­неч­но, са­мо­управ­ство, бес­кон­троль­ность в дей­стви­ях и по­ступ­ках, без­от­чет­ность, без­от­вет­ствен­ность. Ху­ли­ган­ство ма­мон­тов­ско­го отряда дошло, на­при­мер, до того, что из до­маш­ней церкви пьяною ва­та­гой был вы­хва­чен ар­хи­ерей [епи­скоп Се­ми­ре­чен­ский и Вер­нен­ский Пимен (Бе­ло­ли­ков)] и за го­ро­дом рас­стре­лян — без суда, без предъ­яв­ле­ния долж­ных об­ви­не­ний»[23].

Власть к по­доб­ным вы­ход­кам от­но­си­лась нега­тив­но, потому что в первые годы граж­дан­ской войны кре­стьян­ские отряды могли убить не только свя­щен­ни­ка или быв­ше­го по­ме­щи­ка, но и со­вет­ско­го ра­бот­ни­ка, что слу­ча­лось неред­ко.

Экс­цес­сы также бывали и у бе­ло­гвар­дей­цев. Что они делали, когда нужны были деньги? Гра­би­ли церкви. Ге­не­рал Ма­мон­тов:

«Гро­мад­ную ценную добычу привёз он. Чего в ней только не было – тысячи зо­ло­тых и се­реб­ря­ных вещей, иконы в зо­ло­тых окла­дах, цер­ков­ные сосуды, жем­чу­га и брил­ли­ан­ты»[24].

Ра­зо­рил святой ге­не­рал около 80 церк­вей. Сам ха­рак­тер этого дей­ствия го­во­рит о многом: по­доб­ные случаи были не чем-то неор­ди­нар­ным, а нормой. По­это­му стран­ны­ми ка­жут­ся об­ви­не­ния только в адрес боль­ше­ви­ков, ко­то­рые «по­ку­си­лись на святое». Есте­ствен­но, если против бе­ло­гвар­дей­цев вы­сту­па­ли попы, ко­то­рые хотели оста­вить зо­ло­тиш­ко себе, то их под нож, а обос­но­вать это могли просто: об­ви­нить в боль­ше­виз­ме.

Ду­хов­ность белых не оста­нав­ли­ва­ла:

«В 1922 году в Ка­тар­ро при­бы­ла группа аме­ри­кан­ских мил­ли­о­не­ров. Осмот­рев цен­но­сти, они за­яви­ли, что в таком виде, боясь скан­да­ла и оглас­ки, они их не купят – необ­хо­ди­мо всё об­ра­тить в лом. Для кру­ше­ния цен­но­стей была при­гла­ше­на офи­цер­ская мо­ло­дёжь, всего около 40 че­ло­век. Ло­ма­лись часы из драг­ме­тал­лов (3 тыс. штук), тра­ур­ные венки с гроб­ниц ис­то­ри­че­ских лиц, ризы с икон, вы­ни­ма­лись камни, се­реб­ро дро­би­лось в муку».

Нельзя ска­зать, что все кре­стьяне пре­зи­ра­ли попов, на­хо­ди­лись и те, ко­то­рые под­дер­жи­ва­ли, но за боль­шин­ство зверств в от­но­ше­нии слу­жи­те­лей культа, несо­мнен­но, от­вет­ствен­ны кре­стьян­ские сти­хий­ные отряды. Они гро­ми­ли не только церкви, а сме­та­ли все на своем пути. Осуж­дать их с со­вре­мен­ных по­зи­ций легко, но нужно по­ни­мать, что власть имущие классы бук­валь­но пре­вра­ти­ли боль­шин­ство на­се­ле­ния в скотов. Ожи­дать хо­ро­ших манер от людей, у ко­то­рых даже не было об­ра­зо­ва­ния и к ко­то­рым при­ме­ня­лись те­лес­ные на­ка­за­ния в случае чего (иногда до смерти) — несколь­ко наивно.

После ре­во­лю­ции кре­стьян при­хо­ди­лось не только учить гра­мот­но­сти, но и эле­мен­тар­ным нормам по­ве­де­ния, ги­ги­ене. На­при­мер, весели пла­ка­ты в де­ревне до се­ре­ди­ны 20-х годов: «Прось­ба на пол не пле­вать»[25].

Ис­точ­ни­ки

Зубова Е. О Ленине, Ста­лине и «пра­во­слав­ных ком­му­ни­стах», 2016.

Игу­ме­ни­и­Та­и­сии. URL: www.​ioann.​name/​Pisma/​ig_​taisii_​311005.​htm

На­ци­о­наль­ная элита. URL: http://​zavtra.​ru/​blogs/​1996-​11-​125zuzu

Про­то­и­рей Симеон Ни­коль­ский. Осво­бож­де­ние кре­стьян и ду­хо­вен­ство // Труды Став­ро­поль­ской ученой ар­хив­ной ко­мис­сии, учре­жден­ной в 1906 г. Вып. 1. — Став­ро­поль, 1911. — С. 10

Пра­во­слав­ная цер­ковь и кре­пост­ные. URL: https://​scisne.​net/​a-​740

Там же.

Ис­то­рия России / Ин­сти­тут рос­сий­ской ис­то­рии РАН, под ред. член-корр. А.Н. Са­ха­ро­ва. – М.: АСТ, 1996. – С. 161.

Конец кре­пост­ни­че­ства в России: До­ку­мен­ты, письма, ме­му­а­ры, статьи. – М.: МГУ, 1994. - С. 267-268.

«До­ку­мен­ты и дела архива синода», т. 16, стр. 17–26.

Штрайх С. Н. И. Пи­ро­гов, 1933. — С. 29.

Го­су­дар­ствен­ное учение Фи­ла­ре­та. URL: www.​pagez.​ru/​philaret/​nasl_​058.​php

На­род­ная газета. 1906. №14.

Алек­сан­дров В. Село Ви­ря­ти­но в про­шлом и на­сто­я­щем, 1958.

1908, ГАПО. Ф. 368. Оп. 1. Д. 6.

ГАПО. Ф.5. Оп. 1. Д. 7421.

Ма­ли­нов­ский И. А. Кро­ва­вая месть и смерт­ная казнь. Т. 2. При­ло­же­ние. Томск, 1909.

Журнал «Хри­сти­а­нин». 1907. N 1.

Пас­тырь и паства, 1915, № 1, с. 24.

К во­про­су о мас­шта­бах крас­но­го тер­ро­ра в годы Граж­дан­ской войны. URL: http://​scepsis.​net/​library/​id_​3807.​html

Миф о гибели ар­хи­епи­ско­па Силь­ве­ст­ра. URL: http://​voencomuezd.​livejournal.​com/​1034489.​html

Па­мят­ник Иуде. URL: http://​wiki.​istmat.​info/миф:па­мят­ни­к_и­уде

Ка­лен­дарь ан­ти­ре­ли­ги­оз­ни­ка на 1941 год.

Фур­ма­нов Д. Мятеж, 1979.

Как бе­ло­гвар­дей­цы гра­би­ли церкви. URL: http://​ttolk.​ru/?​p=16772&​post=429309_​7072

Чи­сто­та по-со­вет­ски. URL: www.​russian7.​ru/​post/​chistota-​po-​sovetski-​kak-​obstoyali-​dela/


Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки: Го­не­ния на цер­ковь. Кто сбра­сы­вал попов с ко­ло­ко­лен?

https://aftershock.news/?q=nod...

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

ВСУ не смогли уничтожить российский «Солнцепек», оставленный на ночь в поле. Им помешал «Волнорез»

Вооруженным силам Украины (ВСУ) не удалось уничтожить тяжелую огнеметную систему «Солнцепек», которую российские военные оставили на ночь в поле. Она была обор...

Обсудить
  • Дружище, а позволь каверзный вопрос: ты за большевиков, аль за коммунистов? :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • Grand, мне странно видеть публикации от одного и того же человека, в которых с одной стороны обвиняется  духовенство в соучастии в свержении Императора, а с другой стороны - утверждается, что "попы го­во­ри­ли,что го­су­дарь «от бога»". И таки да - крепостное право отменили  еще в 19 веке.
  • То есть большевики не организовывали гонений на церковь,а все существующие свидетельств этого-неправда?
  • Мой родной город родился в середине прошлого века, как поселение строителей ГЭС. В СССР церкви были не нужны, поэтому первая появилась в моём городе в девяностых годах, с возвратом капитализма. Верховодил в ней бывший секретарь комитета ВЛКСМ, одновременно занимался распространением палёной водки, из - за чего, в последствии и сбежал из нашего города. Внутри второй церкви побывал по поводу отпевания ушедшего в мир иной знакомого. Был поражён огромным золотым пластинам, с написанными на них фамилиями многих местных капиталистов, "пожертвовавших" на строительство этого сооружения. Некоторых я знал. Редкостные негодяи, жулики и мошенники. И как любой вор, который рассчитывает на фарт, строят они церкви, что бы намолить себе удачу. И крестятся как старые бабки на купола, когда проезжают мимо церкви. Тем, кто пашет в прямом и переносном смысле, и живёт самодостаточно, церковь не нужна. А паразитам да, только фарт поможет усидеть на шее пахаря, да наглость сверхмеры.
  • Автор , либо сознательно манипулирет фактами (тогда подлец) , либо имеет узкозаточенное мировозрение (тогда дурак) "...Уди­ви­тель­но, но до ре­во­лю­ции на­хо­ди­лись люди, ко­то­рые пре­зи­ра­ли цер­ковь. !" Кому удивительно ? Всегда есть люди , которые не верят ни во что . Ксения Собчак и раньше была в широком формате и что ? Если автор считает , что не было репрессий то тогда читайте первую строку , если автор .. жаждет кайлом строить Беломор канал или Колымский шлях тогда он точно дурак ! Я не понимаю на хрена автору вообще сей опус понадобился ? Его что насильно в прорубь кинули на Крещение ??? Может блогер работу найдет , тогда на бред времени не останется .