Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Разница между итальянским и русским антифашизмом

20 7050

Некоторым сегодня кажется парадоксальным наблюдать, как европейские правые силы, в том числе правые радикалы, симпатизируют Путину и России, поддерживая нас даже в том, что касается позиции по Юго-Востоку Украины.

На самом деле этому феномену есть логическое объяснение, которое нужно искать в истории и в ценностях, которые присуще разным политическим силам. Одной из тем, которые необходимо проанализировать для понимания происходящего, как ни странно, является тема антифашизма.

Часто приходится наблюдать, как термин «антифашизм» неверно используется как общий знаменатель, используемый для объединения абсолютно разных реальностей, существующих в Италии и России. Очевидно, что это происходит либо из-за неосведомлённости, либо делается намеренно. Каждому образованному человеку очевидно, что между итальянским и русским антифашизмом существует большая разница, особенно если рассматривать это понятие в свете международных событий 2014-2015 гг.

Русский антифашизм – это противодействие (в том числе военное) иностранному вторжению, пришедшему на русскую землю с целью её завоевания, контроля и доминирования путём разрушений и убийства как военных, так и мирных жителей. Исторически так сложилось, что термин антифашизм ассоциируется с противостоянием Советского Союза внешней политики Нацистской Германии.

Фашизмом, в общепринятом русском понимании, является немецкий нацизм, направленный на уничтожение советского/русского мира (геноцид советского народа на его же родной земле). Символами фашизма для русских являются Гитлер и свастика.

Итальянский антифашизм – это противостояние (в том числе юридическое) действиям итальянских соотечественников, продвигающим идеи национализма и приверженности традициям, черпающим историческое вдохновение во внутренней политике Муссолини 20-ых и 30-ых годов. Речь идет о политическом периоде, начавшимся с появлением «Итальянского союза борьбы» (1919) и последующим созданием Национальной Фашистской Партии (1921). Феномен итальянского антифашизма особенно проявил себя во времена «Сопротивления» (1943-1945), противостояв военному фашистскому строю и немецкой оккупации Италии. Итальянский антифашизм является «многоликим»: либеральным, социалистическим, коммунистическим или анархическим. Для коммунистов тема антифашизма является одним из основных политических аргументов.

Фашизм для итальянцев, по сути, является режимом, исторически возникшим в Италии во времена правления Бенито Муссолини. Символами фашизма в Италии являются Муссолини и фасции*.

Как мы видим, разница между русским и итальянским антифашизмом велика и требует более детального анализа. Стоит отметить, что антифашизм является удобными политическими инструментом. Его использование в политике России и Италии приводит к абсолютно противоположным результатам.

Исторические причины

Для того, чтобы добраться до причины смыслового расхождения между двумя «антифашизмами», необходимо вспомнить какие исторические события привели к зарождению этих понятий в Италии и в России (СССР).

Патриотический антифашизм. Не углубляясь в анализ различных версий начала Второй Мировой Войны, остаётся фактом нападение в 1941 году, последовавшее со стороны нацистской Германии на СССР. Нацизм оставил глубочайшую рану в сознании русского народа, понёсшего наибольшее количество жертв во время Второй Мировой Войны (от 25 до 30 миллионов погибших). Поэтому победа над так называемыми «фашистами» и «фашизмом» для граждан бывшего Советского Союза имеет особое значение.

Во время войны антифашизм в СССР стал символом народного единения (мало чем по смыслу отличающегося от значения от той же фашистской фасции*) для защиты своей Родины. Парадоксально, но концепция русского антифашизма аналогична задаче, которую поставил перед собой фашизм на территории Италии.

Антифашизм, который разделяет. Италии, будучи по итогам Второй Мировой Войны побеждённой страной, было предписано отношение как к побеждённому государству. Для того, чтобы забраться на «повозку победителей», многие итальянцы предали фашистский режим, который деградировал, в том числе из-за вхождения Италии в войну, стал для всеобщего сознания причиной всех бед.

Антифашистское движение, объединившее различные силы, заняло политическую арену новоиспечённой Итальянской Республики, ценой потери государственного суверенитета. После окончания войны Италия присоединилась к плану Маршала, войдя в финансовую экономическую систему, предложенную США, стала членом НАТО и содействовала созданию Экономического Европейского Пространства, превратившегося впоследствии в Европейский Союз. В то время как антифашизм, стал, по сути, удобным инструментом для дискредитации политических оппонентов, чьи ценности отличались от тех, которыми руководствовались победители. У Италии не было другого выбора, как войти в НАТО, так как с момента высадки американцев на Сицилии во времена войны в 1943 году, она стала оккупированной страной, какой и является до сих пор, имея на своей территории 113 американских/НАТОвских военных баз.

Несовместимость русского и итальянского антифашизма

В Италии, если твоими ценностями являются Родина, традиционная семья, традиции, порядок, национальный суверенитет, социальное государство, регулирование потоков иммиграции, экстрадиция нелегальных мигрантов; если ты против законов, которые принуждают писать «родитель 1 – родитель 2» вместо «мама - папа»; если ты против гендерных законов – большой риск быть названым фашистом, ксенофобом, нацистом и гомофобом.

В Италии антифашизм стал синонимом борьбы против каждого отрицания «прав», даже если эти «права» противоречат природе человека. Таким образом, можно сказать, что понятие антифашизма приняло новую форму уже вне исторических границ. В итоге, очень легко быть прозванным фашистом, по существу им не являясь, а всего лишь противостоя гендерной идеологии и феномену массовой миграции. В Италии большинство антифашистов позиционируют себя противниками христианской веры, борются за права секс-меньшинств и легализацию наркотиков, поддерживают либерализацию миграционного законодательства и право на аборт.

В то время в России, если твоими ценностями являются Родина, традиционная семья, традиции, порядок, национальный суверенитет, социальное государство, регулирование потоков иммиграции, экстрадиция нелегальных мигрантов; ты против законов, которые принуждают писать «родитель 1 – родитель 2» вместо «мама - папа»; если ты против гендерных законов – общество признаёт тебя здравомыслящим человеком. И, отстаивая свою точку зрения, тебя не будут ассоциировать с Гитлером, Муссолини или даже Сталиным. Но в тоже самое время ты можешь быть антифашистом, потому что быть антифашистом в России обозначает, в том числе, защищать Родину от иностранного «западного» влияния, которое в след за своей агрессивной политикой зачастую несёт за собой набор новых западных ценностей (например, навязывание идеологии ЛГБТ).

Русская неосведомлённость об итальянском антифашизме

В то время как в Италии фашизм и его история известны населению независимо от точки зрения по данной теме, то в России в учебниках истории до сих пор присутствует влияние наследия риторики советской пропаганды. Русские в большинстве своём не разделяют понятий фашизма и нацизма. Стоит отметить, во избежание недоразумений, разницу между итальянским фашизмом и немецким национал-социализм.

Несмотря на то, что фашизм часто называют тоталитарной диктатурой, на самом деле он являлся авторитарным правительством, главой которого был премьер-министр Бенито Муссолини, подчинявшийся власти короля (который де-факто и отправил в отставку Дуче 25 июля 1943 при содействии Большого Фашистского Совета). Муссолини заключил договор с Ватиканом (Латеранские Соглашения 1929 года), благодаря которым, будучи внесённым в седьмую статью итальянской республиканской Конституции, именно Католической церкви с тех пор отводится полное право влиять на духовное воспитание населения страны.

Нацистская Германия, как и коммунизм, например, отвергали роль церкви как духовной составляющей общества. Принимая во внимание эти факты, не совсем верно называть фашизм – тоталитарным строем. Идеология фашизма ставила перед собой целью сплочение всех слоёв итальянской нации во имя сильного, процветающего и суверенного государства. Фашизм предлагал политическую модель альтернативную либеральному капиталистическому строю и марксистской идеологии. Тот же «расизм» и «антисемитизм» являлись в фашизме маргинальным явлением (расовые законы были приняты в 1938 году уже после начала сближения Муссолини с Гитлером). А депортация евреев в немецкие концлагеря началась с 8 сентября 1943 года, уже после отставки Муссолини с поста премьер министра (25 июля 1943). О внутренней политике Муссолини за пределами Италии мало кому известно – например, такие темы как «социальное фашистское законодательство», «осушение болот Агро Понтино и Латины» и т.д.

В немецком национал-социализме конечной целью было расовое доминирование, совмещённое с абсолютной властью фюрера, который до последнего момента не подал в отставку и не перед кем никогда не отчитывался за свои действия.

С самых первых лет появления фашизма, коммунизм идентифицировал фашистскими все государства, которые приняли за политическую модель «третий путь» по отношению к либерализму и коммунизму. До сих пор термином «фашизм» в России называют все те политические режимы, которые союзничали с Гитлером. А сам Гитлер для русских является главным фашистом. Свастики тоже называются фашистскими символами, в то время как Римская фасция* является мало кому известным символом, несмотря на то, что она присутствует во многих архитектурных элементах и в России. Например, никто из русских никогда не писал петиции о сносе забора, целиком состоящего из фасций, который защищает вход в Александровский сад (со стороны Манежной площади), внутри которого находится «святое» место для россиян – вечный огонь памяти неизвестному солдату, павшему за Родину (1941-1945). Рана советских людей, связанная со Второй Мировой Войной, переданная внукам и детям от людей, увидевших ужасы войны, не заживает до сих пор. В каждой семье есть своя история, связанная с теми трагическими событиями.

Детали Великой Отечественной Войны на восточном фронте достаточно детально описываются в российских учебниках истории. В то время как исторические события, касающиеся отношений между странами Оси (Италия, Германия, Япония) ими абсолютно игнорируются. В российских учебниках не найти упоминаний, например, о коллаборационистах (власовцах, которых по некоторым подсчётам насчитывалось более миллиона), сотрудничавших с нацистами. Историю пишут победители и, к сожалению, исключают из учебников изучение истории с точки зрения побеждённых сторон. Например, тема нацизма и фашизма является неким табу в России – особенно сегодня, когда Запад под эгидой США при поддержке на Украине неонацистских настроений устраивает геноцид русскоязычного населения на Юго-Востоке Украины.

В России существует запрет исторического ревизионизма. Это происходит по причине того, что сегодня набирают популярность западные теории на Мировую Войну, принижающие вклад советского народа в Победу, пытающиеся посадить на основной трон победителей войны США. Также мы видим элементы исторического ревизионизма в странах Балтики и на Украине, в которых хорошим тоном в политике является причастность к неонацистской идеологии как составной частью антироссийского вектора. В тоже самое время на российском телевидении иногда можно увидеть документальные фильмы о Муссолини, который не демонизируется наравне с Гилером, а представляется как идеолог «итальянского фашизма, отличающегося от немецкого».

Итальянская неосведомлённость о русском антифашизме

Что касается итальянских учебников, названных людьми с правыми политическими убеждениями «книгами режима», «книгами коммунистов», «левыми книгами» – в них совсем не представлена «советская» трактовка событий XX века. В официальной историографии Италии точка зрения на события Мировых Войн является близкой к американской. Наличие лингвистической преграды между Россией и Италией ограничивает итальянцам доступ к русским историческим источникам.

Среднестатистический итальянец очень редко интересуется тем, что происходит за границами его страны, предпочитая упрощения и стереотипы. То же самое касается и антифашизма. Итальянский антифашист рад слышать о существовании антифашизма где-либо ещё – вне зависимости от того, что это понятие может означать за рубежом. Главное – общность лозунгов.

Например, одним из объединяющих лозунгов антифашистов по всему миру является «No pasaran!». Лозунг, который использовали испанские коммунисты по время войны (1936-1939) со сторонниками Франциско Франко в Испании, означающий «Не пройдут!», звучащий в русской версии как «Фашизм не пройдёт!». Единственное, в случае Испании, Франко всё же пришёл к власти и умер своей смертью в 1975 году, а лозунг испанских антифашистов в Италии всё также популярен.

В Италии существует и определённый процент неофашистов, не склонных к изучению трактовки терминологии и истории победителей. Они таят в себе обиду на фронт победителей, которые, приняв законы запрещающие апологию фашизма (Закон Шельба и Манчино), не разрешают им свободно высказываться на данную тему. Для них антифашиз – это исторический и политический враг. И проявление антифашизма в России они принимают близко к сердцу, будучи уверенными, что это понятие и для русских схоже с итальянским современным антифашизмом. И даже те, кто знает, что это не так, зацикливаются на звучании самого слова.

Таким образом, «неосведомлённость» побеждает.

Политическое использование антифашизма

Политическое использование антифашизма в России. Сегодня в России и на Юго-Востоке Украины антифашизм используется как политический инструмент с целью создания духовного единства среди русских и русскоязычных для противостояния агрессии военным силам Украины. Таким образом, трактовка словосочетания «русский антифашизм» полностью находит себе оправдание.

При этом, на Донбассе воюют абсолютно разные силы с разными идеологическими убеждениями, но объединённые общим чувством принадлежности к русскому миру и противостоянию западной агрессивной политике. Среди ополченцев есть и радикальные националисты с симпатиями к итальянскому фашизму.

Если разобраться, то исторически ни фашистов, ни нацистов на Украине нет. Ведь ни нацистская Германия, ни тем более фашистская Италия не вела войны против части своей же страны и своих же граждан. И ни одна из этих стран не желала и не получала поддержки США во времена Второй Мировой. Концентрация внимания лишь на символике и массовых убийствах населения, напоминающих нацистские преступления по отношению к русскому и украинскому народу, очень сильно ограничивают рамки анализа. Преступления во время войны были совершены нацистами и их коллаборационистами. О фашистских солдатах из Италии больше известно о дезертирствах, сдачах оружия, плохой экипировке солдат – хотя ничто из этого не избавляет от ответственности за военное вторжение в СССР и пособничество нацизму.

Политическое использование антифашизма в Италии. Использование понятия антифашизма с момента его появления способствует идеологическому расколу населения в Италии. Столкновения между антифашистами и неофашистами в 70-ых годах привели к множеству жертв. Эта эпоха вошла в историю как «свинцовые годы». Годы, когда столкновения между «красными» и «чёрными» террористами не обошлись без вмешательства американских спецслужб, способствующих реализации стратегии страха и напряжения в обществе с целью дискредитации политических движений с радикальными взглядами. Это приводило к ситуации, когда на выборах к победе приходили лояльные к Вашингтону центристские партии. Таким образом, посеянная на годы вперёд обоюдная ненависть «красных» и «чёрных» продолжает использоваться как политический инструмент и сегодня.

Современные итальянские газеты дважды не задумаются, прежде чем прозвать фашистами тех, кто, в первую очередь, предлагает думать об итальянцах, о восстановлении национального суверенитета, стимулируя, таким образом, антифашистские настроения и продолжая делить страну на два лагеря.

Касательно темы войны на Украине также применяется использование термина «антифашизм» в качестве политического инструмента со стороны итальянских антифашистов. Многие итальянские коммунисты поддерживают антифашизм на Донбассе, но закрывают глаза на очевидные идеологические нестыковки, так как основными ценностями для граждан ДНР и ЛНР провозглашены вера, родина, традиционная семья и отстаивание национального суверенитета. Речь идёт о ценностях, в корне противоречащих итальянскому пониманию антифашизма. Многие антифашисты в Италии, несмотря на поддержку антифашизма на Юго-Востоке Украины, не имеют симпатий к президенту России Владимиру Путину. Например, не разрешают на антифашистских митингах размахивать российским триколором, причисляя его к фашиствующим флагам, продвигающим политику, по их мнению, не дающую прав сексуальным меньшинствам и т.д. Для чего же симпатизировать русским антифашистам? Для того, чтобы занимать политическое пространство, пока его не заняли другие политические силы.

Заключение

«Правые» европейцы, имеющие часто антисоветские взгляды (но не антирусские), сегодня видят в России страну, где реализуется их давняя мечта – построение государства на базе третьего пути по отношению к либерально-американской и советско-коммунистической моделям. Третья политическая модель всегда ставила в свои политические приоритеты идеи патриотизма, национального суверенитета, сохранение национальной идентичности, социальное государство, традиционные ценности и противостояние глобальной финансовой системе под эгидой США.

Подводя итоги, становится очевидным, насколько разными могут быть трактовки тех или иных терминов, насколько осторожными необходимо быть, прежде чем прибегать к их использованию. Налаживание диалога, исторический анализ, разговоры о понятиях и отход от тех или иных клише – залог дружбы между народами и конструктивности в международных отношениях.

*Фасции / ликторские пучки – атрибут, присутствующий в символике итальянского полуострова с древности, символизирующий власть высших магистратов в эпоху римской республики. Фасции имеют вид вазовых пучков или берёзовых прутьев перетянутых шнуром или связанных ремнями. Во времена древнего Рима ликторские пучки символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Иногда в фасции втыкался топор или секира, символизировавшие право магистрата казнить и миловать. Право ношения фасций закреплялось за ликторами, откуда и пошло название атрибута. Впоследствии, ликторские фасции стали использоваться как символ государственного, национального и духовного единства, а также как символ защиты государственности. До сих пор фасции используются в геральдике многих государств и организаций. 

"Сафари открыто" Прибывшие зуавы дезавуированы на аминокислоты
  • pretty
  • Вчера 16:31
  • В топе

АМАРАНТ"Полславянска закрыто!" Висюшники рыщут по городу, в поиске наводчиков. Кто спалил зуавов? С прибытием, мусью!Иностранный легион - соединение, входящее в состав сухопутных сил Фра...

Крым отказался от мигрантов. Если у Аксёнова получится, то остальным регионам придётся последовать его примеру
  • pretty
  • Вчера 16:24
  • В топе

ГЕОПОЛИТИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. сё больше регионов присоединяется к введению ограничений в отношении мигрантов. К Калининградской, Калужской областя...

Стало известно, что ждет смелого тракториста за снос нелегальных торговых точек в Новосибирске

Все очень переживали за судьбу народного героя, который расчистил площадку от незаконных торговых точек. Рассказываем, что его теперь ждет.Сибиряк, который снес нелегальный блошиный рын...

Обсудить
  • Хорошая статья , мягко подошли к этой теме.
  • Накинул Вам свои 20, за старание, но напутали Вы... Почему вдруг национализм чуть ли не отождествляется с фашизмом? Национализм вообще — это что-то плохое?! Ещё один «нюанс», их коммунисты — ближе всего к нашим либералам, тогда как наша КПРФ — ближе к их правым. Но при этом и европейские, и наши коммунисты — против фашистов. Тогда что из себя представляют сами фашисты, если диаметрально разные коммунисты против них? Выходит, что они тоже очень разные... И ещё... Либерализм в своём развитии неминуемо приходит к фашизму. Такова уж его природа. Поэтому те европейские правые, которые против европейских же коммунистов и фашистов, сближаются с нашими коммунистами и консерваторами.
  • Очень полезная для единения наших стран статья, удивительно расширяющая кругозор. Было бы интересно и в дальнейшем читать ваши вести из Италии)
  • «Ведь ни нацистская Германия, ни тем более фашистская Италия не вела войны против части своей же страны и своих же граждан. И ни одна из этих стран не желала и не получала поддержки США во времена Второй Мировой». А ленд-лиз? Германия лишь недавно покончила с долгами по ленд-лизу. Да и не ограничивалась помощь американцев Германии одним ленд-лизом... Гитлера к власти привели? Привели! Новую армию Германии создать помогли? Помогли! Создать заново оборонку помогли? Помогли! И ещё как! В Германию уже с начала тридцатых направлялись специалисты, технологии, станки... А во время войны в Германию нескончаемым потоком шли машины, танковые моторы... И так до самого конца войны. То есть и после того, как Америка вступила в войну на стороне Советского Союза. Так что Америка не просто помогала Германии. Именно она с нами и воевала, руками немцев.