5 марта - 65 лет со дня смерти Иосифа Виссарионовича Сталина. Эта историческая фигура не ушла в небытие. По разным опросам (либеральных, патриотических, государственных СМИ, социологических институтов) Сталин в тройке самых авторитетных личностей в многовековой истории страны.
Это удивительный феномен, если учесть, что после смерти Сталина было написано, сказано такое количество негатива о красном тиране, что он должен был исчезнуть из памяти народа. Или остаться в истории таким, как Чикатило – серийный убийца в 70-80-х года прошлого века.
Однако Сталин востребован в обществе как олицетворение великих побед: самого успешного строительства общества социальной справедливости, мощной индустриализации страны, разгрома немецкого фашизма и всей европейской экономики, которая работала на третий рейх.
Захар Прилепин в программе "Уроки русского", размышляя о феномене Сталина, назвал его имя в современном обществе ключом для мгновенного определения "свой-чужой".
При упоминании имени Сталина равнодушных нет. Почему? По мнению Прилепина, Сталин – бог мщения. И этот бог востребован в настоящем времени.
Люди при его жизни и сейчас не хотели и не хотят ждать правды и справедливости в другой, загробной жизни. Они предпочитают торжество своей правды, своей справедливости при их земной жизни.
Машина утверждения справедливости работала эффективно и беспощадно. По архивным данным НКВД, которые уже неоднократно обсуждались и ревизировались, около 2 млн. человек пострадали от политических репрессий.
В кампании по разоблачению врагов народа около 4 миллионов граждан СССР приняли непосредственное участие, написав по совести или по злобе донос на товарища, соседа, коллегу. Каждый такой донос – обращение к Сталину, как к богу мщения. В скором и беспощадном суде погибали не только реальные враги народа, но и безвинные, оклеветанные люди. Каждая невинная смерть – техническая издержка государственной машины мщения.
Народ при жизни и после смерти Сталина все неправедные смертные приговоры своим родным, друзьям, известным политикам, военным, деятелям науки, культуры, образования, медицины воспринимал как недоразумение или как происки врагов в ближайшем окружении вождя.
Давно, в 73-ом мне довелось разговаривать с одним мужиком, который отбыл 15 лет на Колыме, а в 58-ом его реабилитировали. Он, передал потрепанный журнал "Современник"с повестью Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Он сказал: "Начал писать хорошо, а как был сволочью, так и остался. Почему? За Сталина все лагеря стояли до войны, во время войны и после его смерти!"
Мне доводилось в шестидесятых слушать разговоры о Сталине от тех, кто прошёл через лагеря. Знаете, слышать от людей, отбывших сроки - "сами были виноваты", просто непривычно. Делалось всё правильно, но на местах были люди - откровенное дерьмо, которое выслуживалось, сплошь и рядом подчеркивали бывшие лагерники.
Сталин был вне критики народа. Таким он остался после смерти. В 1956 году власть, предприняв попытку развенчать культ Сталина, только укрепила авторитет генералиссимуса Победы.
Моё мнение - Сталин заслуживает того, чтобы мы не стеснялись называть его имя, как и вернуть название городу. Но, это моё личное мнение. Русский человек таков, что со временем начинает вспоминать только хорошее.
В новейшей истории России тот же Сталин для народа стал маркером в определении "свой-чужой". Нынешнее чудовищное социальное неравенство обрекает обывателя на безграничное тупое терпение, в основе которого теплится надежда на Бога мщения - на Сталина.
Оценили 26 человек
39 кармы