Палаточник

7 603

Мы были свидетелями гибели ученых, от которых осталась небольшая

многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствуют

им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая

часть из тех, которые в настоящее время имеют вид ученых, одевают

истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия.

И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину

или любит природу, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от

хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек.

Омар Хайям, предисловие к «Алгебре».

Я, Гийясадди́н Абу-ль-Фатх Ома́р ибн Ибрахим аль-Хайя́м Нишапури́, родился в городе Нишапур, в Хоросане, 18 мая 1048 года. Нишапур был когда-то не только культурной столицей, но и любимым местом для торговцев, сюда съезжались торговать купцы многих стран. Имея свою торговлю, мой отец был достойным и обеспеченным человеком. Он мечтал о наследнике, который ежедневным трудом продолжит славную семейную торговую традицию, а со временем и полностью возьмет на себя управление, но мне была предначертана другая жизнь. С самого раннего детства я удивлял своих родных любовью к наукам. К восьми годам уже знал наизусть священную книгу Коран. Отец был набожным человеком, не стал противится воле пророка и отдал меня на обучение в Нишапурское медресе, где я с головой окунулся в математику, астрономию и философию.

В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой — листвы зеленой вязь, весну и небо голубое...

Мне исполнилось шестнадцать лет, когда первая горечь утраты близких перевернула жизнь. Во время эпидемии умерли мать и отец. Тогда казалось, что больше ничто не держит в родном городе. Хотелось больших знаний. Поэтому, продав отчий дом и родительскую лавку, направился в Самарканд, всеми признанный на Востоке научный и культурный центр. Меня манили глубины непрочитанных трактатов и слава ученого. Обучаясь мусульманскому праву и медицине, я имел смелость выступить на нескольких философских диспутах. При этом так поразил присутствующих своей ученостью и глубокими толкованиями Корана, что тут же получил предложение наставничества. Знание о человеческом теле связано с жизнью, с человеком, степень «хакима» (врача) далась легко. Изучая труды древних ученых и философов, я с огорчением понимал, какая разница между верой в религию и знаниями о причинно-следственных связях. Ко мне не раз обращались за помощью в толковании Корана, но широкие взгляды устраивали далеко не всех. Религия дверь, а не клетка. Способ постигать, а не ограничение. Я ученый, который ищет истины. Ко мне появилось много вопросов. Жить стало не на что, пришлось уехать.

Красивым быть не значит им родиться, ведь красоте мы можем научиться...

Перебравшись в Бухару, устроился работать в хранилище книг. Десять лет понадобились, для написания четырех фундаментальных трактата по математике. Эти труды принесли мне славу, но не деньги. Часто единственным, что поддерживало меня в денежном отношении были стихи. Как обидно опережать в полезных знаниях своих соотечественников на века и оставаться голодным, почти нищим. Почему мир так несправедливо устроен? Оставшись в родном городе, продолжая традицию отцов, можно было вести сытую жизнь. У меня была бы красивая жена, уважение в городе, бойкая торговля. Но разве только деньгами сыт человек? Звезды светят одинаково для каждого, кто смотрит на них с крыши своего дома, или из-под плаща дервиша, спящего рядом с дорогой. Со своей неуемной жаждой знаний никогда бы не был счастлив, оставаясь обыкновенным купцом. В каждую работу, трактат, вложено столько усилий, знаний и понимания основ, что их обязательно оценят, еще при жизни. Рассуждая и подбадривая себя таким образом, я подошел к очередному рубежу своей жизни. Приглашение ко двору, в Исфахан, пришло вовремя. Совсем обнищав, я поспешил к знаменитому шаху.

Лучше впасть в нищету, голодать или красть, чем в число блюдолизов презренных попасть...

Ведя войны и захватывая все новые царства, Мелик-шах создал огромную империю. Для развития царства ему важна была наука, знаменитым философам и ученым оказывалось всяческое покровительство. А а мне было важна возможность работать и излагать свои мысли свободно, не боясь преследования за вольнодумие. Шах предложил возглавить одну из провинций. Но что купец, что управленец, только размах побольше, а я ученый. Так под моим началом оказалась дворцовая обсерватория. Пригодились все мои знания: о движениях звезд, их влиянии на тело и судьбу человека. По заказу шаха я создал самый точный календарь. И труды по геометрии и философии. Я, обычный человек, прослыл магом. Предвидеть предопределенное дано не каждому, знания по математике, медицине и астрологии давали такую возможность. К моим предсказаниям прислушивалась, слава ширилась, присоединялось богатство. Я стал советником и входил в круг самых приближенных Малик - шаха. Двадцать лет спокойной и сытой жизни, за что и сейчас благодарен своему покровителю. Но правлению шаха пришел внезапный конец. И жизнь покатилась.

Не смешно ли весь век по копейке копить, если вечную жизнь все равно не купить?...

Я покинул двор навсегда, не копив денег на безбедную жизнь. Никогда не стесняясь своих вольных взглядов, искренне исповедуя веру в высшее провидение, посетил священную Мекку. Последние годы своей жизни провел, преподавая в родном медресе, в Нишапуре. Все, что осталось - небольшой круг учеников и мои труды. Я не жалуюсь, но тяжело в конце жизни понимать, сколько еще не сделано. Как бы хотелось понимать, что жизнь прожита не зря, оставшись в памяти благодарных потомков.

Кто понял жизнь, тот больше не спешит

Смакует каждый миг и наблюдает,

Как спит ребенок, молится старик

Как дождь идет и как снежинка тает.


буду рада вас видеть https://litnet.com/account/boo...

КОМУ ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН ВРАГ?

      Из мухи делают слона! Как? Очень просто. Студенты РГГУ восстали и написали петицию. Летом прошлого года ученый совет Российского государственного гуманитарного унив...

Обсудить