Россия — не только не клерикальная, но исключительно секуляризированная страна

19 810

Яростная политическая нетерпимость — симптом того, что человек сделал себе из политики религию, впал, говоря библейским языком, в идолопоклонство. В этом случае он требует, чтобы все — в том числе вера, была подчинена его политическим предпочтениям.

Почему Церковь сливается с государством?

Это как спрашивать «почему вы пьете коньяк по утрам». Ничего подобного не происходит в действительности.

На самом деле присутствие Церкви в общественной и государственной жизни в России значительно ниже, чем в жизни других христианских стран, и нам стоит поставить вопрос — какую из реально существующих стран мира нам хотели бы предложить в качестве образца правильного отделения Церкви от государства? Если у нас Церковь «сливается», то покажите, где отделена?

Активное сотрудничество Церкви и государства, государственное финансирование религиозных учреждений, выполняющих важную социальную работу — например, школ или госпиталей, присутствие капелланов в Армии, религиозного образования в школах, кафедр теологии в ВУЗах, открытое выражение своей религиозности политиками и апелляция к христианским ценностям в общественной деятельности — это постоянная часть общественно-политического ландшафта в развитых странах, в том числе в тех, которые подчеркивают отделение Церкви от государства, например, США и Франции.

Россия — на общем фоне — не только не клерикальная, но и, наоборот, исключительно секуляризированная страна.

Сотрудничество государства с религиозными общинами — мировая практика, продиктованная соображениями общего блага.

Почему Церковь не выступает против коррупции?

Церковь выступает против греха — и этого в частности. Но важно понять, что Церковь по-другому видит соотношение общества и человека. Мы верим в то, что каждый человек лично, индивидуально бессмертен, вечен и может войти, в зависимости от того выбора, который он совершает на земле, лично в вечную радость, либо в вечную муку. Мы будем живы — когда все страны и империи, культуры и цивилизации, останутся далеко в прошлом.

Поэтому Евангелие видит нашу главную проблему совершенно иначе, чем мы сами склонны ее видеть. Мы видим наше главное несчастье в других людях или обстоятельствах. Как во времена Господа Иисуса люди хотели, чтобы Мессия спас их от римских оккупантов, от бедности, от болезней. Они отвергли Его, когда оказалось, что Его цель — в чем-то другом.

Христос пришел, чтобы «cпасти людей Своих от грехов их» (Мф 1:21). Не от грехов их соседей или родственников, или сослуживцев, или начальников, но от их собственных грехов.

Цель, с которой Господь создал Церковь — это вечное спасение людей. Моему и вашему вечному спасению угрожают не грехи других людей, но только мои и ваши грехи.

Тут можно использовать ту аналогию с больницей, которая часто возникает в церковном Предании. Вы не приходите к врачу жаловаться на симптомы соседа. В таком случае врач просто скажет вам очевидную вещь — сосед сам должен прийти со своими симптомами, а раз не приходит, помочь ему нельзя. Если вы сообщите врачу, что «вокруг меня много людей, страдающих язвой желудка, это большая общественная проблема», он, вероятно, с вами согласится, но вот помочь сможет только тем язвенникам, которые придут к нему за помощью и примут назначенное лечение.

Насильственным пресечением зла и греха занимается государство и его правоохранительные органы, миссия Церкви — другая, Церковь не является ни полицией, ни судом, ни следствием. Она помогает обрести мир с Богом и прощение грехов тем, кто такого прощения ищет, и направляет по пути спасения тех, кто хочет таким путем идти.

Мы приходим в Церковь, когда мы хотим исправиться, а не когда мы хотим исправить наших соседей.

Почему Церковь не поддерживает наше справедливое дело и выступает против наших гнусных врагов?

Потому что политические конфликты — это не конфликты ангелов и бесов, это конфликты, на обеих сторонах которых стоят грешные люди, нуждающиеся в спасении. Церковь ни в ком не видит врагов — в каждом человеке она видит драгоценное Божие создание, ради которого Христос умер на Кресте. Ее цель — не нанести поражение тем или иным людям, но спасти их для вечности. И вы, и ваши политические противники для Церкви — чада, спасения которых она ищет.

Хуже того, политическая активность часто становится для человека суррогатом религии — чем-то, в чем он ищет смысла жизни, оправдания, достоинства, надежды, единства с ближними, всего того, что Церковь предлагает искать во Христе. Яростная политическая нетерпимость — симптом того, что человек сделал себе из политики религию, впал, говоря библейским языком, в идолопоклонство. В этом случае он требует, чтобы все — в том числе вера, была подчинена его политическим предпочтениям, и, конечно, соглашаться на это было бы принципиально невозможно.

Есть и другая причина, возможно, менее важная.

Политические страсти связаны с временным — и они проходят. Люди, сегодня гневно требующие от нас поддержать их превосходнейшего лидера и гневно осудить его подлых врагов, через короткое время могут разочароваться и требовать — столь же гневно — осудить уже их вчерашнего кумира.

Требует ли Церковь общественной пассивности?

Нет, никоим образом. Напротив, христианин должен быть активным и ответственным гражданином общества, в котором живет. Но, как и все в жизни христианина, эта активность должна исходить из той перспективы, которую задает христианская вера. Любое добро, которое мы можем сделать в мире, — это добро, которое Бог может сделать через нас, и это добро совершается в той мере, в которой мы послушны Богу и ищем Его воли. Христианин призван обрести свое призвание — растить хлеб или учить детей, или лечить больных, или, это тоже возможно, представлять интересы сограждан, будучи политиком. И он должен исполнять свои обязанности на своем месте как можно лучше, как готовящийся дать отчет Богу.

Могут ли христиане расходиться в политических взглядах?

Могут. То или иное политическое устройство не является предметом Божественного Откровения — особенно учитывая, что Церковь несет свое служение в разные эпохи и в разных странах. Христиане могут иметь разные представления о желаемой системе правления — и, тем более, разные представления о том, как следует действовать в той или иной конкретной политической ситуации. Люди имеют разный жизненный опыт, читают различные книги, имеют различный круг общения, поэтому разногласия между ними неизбежны, и было бы ошибкой видеть в этих разногласиях противостояние добра и зла.

Порядочные и искренне благонамеренные люди могут иметь разные взгляды на пути достижения общего блага и считать политические разногласия нравственными было бы неверно.

Поэтому Церковь принимает в числе своих членов людей самых разных политических предпочтений. Она не может и не должна поддерживать чье-то политическое дело, каким бы добрым и справедливым оно бы ни казалось его последователям. Церковь тем более не может выступать с нападками на чьих-то политических врагов.

Сказав это, следует уточнить, что существуют политические идеологии, в принципе несовместимые с правой верой — например, выступающие против всякого богопочитания или отрицающие единство человеческого рода, или поддерживающие умерщвление детей во чреве, или включающие в свою программу другие пункты, несовместимые с христианской верой и нравственностью.

В этом случае возникают уже не политические — о путях достижения общего блага, — а нравственные и мировоззренческие разногласия. Христианин, по очевидным причинам, не может поддерживать ни воинствующего атеизма, ни расизма, ни политики, направленной на продвижение абортов или разрушение семьи.



ХУДИЕВ Сергей

Башни Кремля и секретная касса, без регистрации и СМС

Дуракам интернет вреден. Они от него тупеют. Дураки для интернета вредны. Он от них тупеет. Двойной парадокс Роджерса, сформулирован в 2003 году Какие вам ещё нужны пруфы?!!11адинадин Объя...

Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

В России начались самосуды над мигрантами

Екатеринбуржец 37 раз ударил ножом мигранта-нелегала, отомстив за дочь Уралец убил мигранта, на которого пожаловалась его дочьЕкатеринбуржец жестоко расправился с гражданином Таджикистан...

Обсудить
  • :thumbsup: У нашего государства был опыт сотрудничества Церкви и мирской власти. И был реальный прогресс общества в этот период. Просто каждый должен заниматься своим делом. И делать его хорошо.
  • Я еще не встречал лично воцерковленного человека, который реально хотел бы слияния церкви с гос-вом. Мы пробовали не так давно, лет нам не понравилось.
    • .
    • 20 марта 2018 г. 17:56
  • Во Истину!
  • Русский народ говорит : Слава богу, Бог с тобой, Бог Троицу любит, Спаси Бог...фамилии: Космодемьянский, Трегубов..имена - все греческие и еврейские, что вошли в фольклор, типа Ивана-дурачка и Ивана-царевича...да масса всего - это разве народ не верующий, разве это народ, которому не нужна Вера, Надежда и Любовь и Премудрость? Народ - идиот что ли - целый народ в массе своей и Истории, где есть и учёные , известные и художники и литераторы, коим не мешало, а они, даже не мыслили себя без веры в Бога Православного?! Где государство и культура построены на лучших примерах замечательных, любимых и почитаемых в НАРОДЕ личностей, таких, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Матронушка Московская...да много-много Их! И, одно из главных - объединяет Россию опять же Православная Вера, есть опыт: Сербия , Греция, даже кое-что в Японии, чтоб вы знали..по всем странам так же )