Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Автор пишет всего лишь рукопись

38 12832

Книга – это не то, что написано писателем, а то, что прочитано читателем.

Миллионы девушек знакомясь, с историей про Золушку, видят бедную кухарку, которая в результате несказанного везенья получила все, о чем и мечтать не смела. Они книгу именно так и прочитали. Теперь ждут встречи с феей и прекрасным принцем, полагая, что для этого, кроме удачи, ничего не нужно, вроде, как счастливый билет вытащить.

Однако анализируя текст более внимательно, можно увидеть и другую историю, причем не одну – есть несколько версий разных авторов. Например, такая история. В одном королевстве жил очень знатный человек, в некоторых версиях уточняется – не просто знатный, а главный королевский лесничий (по-нашему, министр лесного хозяйства); и уж, наверное, имел он титул графа или барона. Его дочь получила соответствующее социальному положению образование и воспитание, изучала языки, дворцовый этикет, бальные танцы, к тому же была красавица и имела ангельский характер. Правда, по воле мачехи, последние три года провела на кухне, но это ее совсем не испортило. Затем появляется фея и по совместительству крестная мать нашей юной баронессы, а дальше организовалась поездка на бал, где Золушка сумела показать свои положительные качества во всем блеске. Принц эти достоинства оценил и женился на дочери своего министра. В общем, ничего сказочного – обычный средневековый реализм. Это такое же чудо, как то, что воспитательница детского сада вышла замуж за принца и стала леди Дианой (разумеется, если не брать в расчет, что, несмотря на некоролевское происхождение, Диана могла бы гордиться своим семейным деревом. Среди ее родственников был премьер-министр Уинстон Черчилль, королева Шотландии, Мэри, британская герцогиня, жившая в 18 веке, Джорджиана Кавендиш, о жизни которой в Голливуде сняли фильм. В родственных связях Диана была с Одри Хепберн и Джорджем Бушем.).

А у нашей современной кухарки – внешность так себе, манеры – ни ступить, ни слова молвить, из языков – только родной со словарем и матерный в совершенстве, однако ждет своего принца (был же прецедент с Золушкой). А пока большой и светлой любви нет, занимается товарищеским сексом в туалете на дискотеке.

Однако, случись такая несправедливость, и фея, в самом деле, устроит этой мечтательнице соответствующий прикид и поездку на бал. И с чего это вдруг принц на нее западет?! Такого даже в сказках не бывает.

Может показаться, что отдельные читатели «неправильно» понимают прочитанное из-за нехватки образования и интеллекта, так нет – хотя Шекспир вызывает восторг у всего мира, а Лев Толстой считал его бездарным драматургом. Еще полезно вспомнить школьную программу и выяснить, как прочитывали бессмертное произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» великие современники, а именно: как по-разному они оценивали ум главного героя:

«А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На балу московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и т.п.»

А.С. Пушкин.

«Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер».

И.А. Гончаров.

Можно еще задать себе вопрос, весьма злободневный: что важнее – благие намерения и правильные слова или реальные дела и результаты, к которым эти слова привели? Если оценивать Скалозуба по его высказываниям, то, как говориться «одна извилина и та - от фуражки, то бишь, от кивера», но по делам – это не штабной выскочка, а боевой офицер, получивший и полк, и награды за участие в боях – что называется «настоящий полковник, тем и интересен». Чацкий против него студент-недоучка, который когда-нибудь что-нибудь, может, и сделает, а пока – просто милый болтун.

А еще есть трактовка в соответствии, с которой Фамусов и Скалозуб делали свои эпатажные высказывание с целью потроллить юного недоумка.

По всей видимости, сам автор симпатизировал именно Чацкому. Такой вывод можно сделать из биографии самого Грибоедова, который, будучи послом в Персии, укрыл в русском посольстве армянина (христианина) с двумя женщинами, сбежавшими из гарема. То есть он был не дипломатом, а либералом и гуманистом. В результате погиб сам, из-за него перебили весь персонал посольства, и осложнились отношения России с Персией. А ведь как складно умел говорить! И пьеса действительно гениальна.

Надо сказать, любители свободы отрицающие всякую личную ответственность воспринимают текст весьма своеобразно.

Вот, например, культовый роман Р. Бредбери «451` по Фарингейту». Напомню, там, по сюжету, тоталитарное государство запрещает людям читать, сжигает книги, да и самих читателей заодно, те, в свою очередь, уходят в подполье, учат книги наизусть и пересказывают друг другу. Либеральные интеллигенты лет сорок назад от этого произведения приходили в сладкий ужас и бились в культурологическом экстазе. Им не приходил в голову простой вопрос: «С чего это вдруг у некоторых людей возникает желание читать художественную литературу, да и просто читать?»

Вопрос риторический потому, что ответ очевидный – людей читать учат. Я даже знаю способ (полжизни этим занимался).

Для начала нужно выполнить три условия – оградить от посторонних соблазнов, заинтересовать чтением и пороть (в случае чего). А по-другому- никак. И на эту тему есть еще одна книжка. Она - хоть и сказка, но в части методики обучения - полный реализм. Это история о том, как некий папа Карло купил своему сыну Буратино «Азбуку» и отправил его в школу. Из текста видно, что нашего ученика школой не заинтересовали, розгами не запугивали, да и за руку не отвели, то есть - не оградили от соблазнов. А на пути оказался кукольный театр, вот Буратино не устоял и обменял азбуку на входной билет. Позже, вместо либерала и гуманиста папы Карло, за обучение взялась тиран и диктатор - Мальвина. Причем, формально все было сделано правильно – соблазны исключила, применила репрессивный аппарат (чулан и пудель Артемон), а для диктанта использовала забавный текст перевертыш, «а роза упала на лапу азора». Но Мальвина была всего лишь куклой, учитель на ее месте сначала бы заинтриговал ученика, обозначил проблему и только потом – диктант. То есть, кроме трех обязательных условий нужен еще профессионализм. Разумеется, учитель с большой буквы может учить, опираясь только на интерес к знаниям, который сам же и создает, а вот остальным приходится и ограждать, и пороть.

Роман Р. Бредбери - не страшная антиутопия, а всего лишь сказочка. Сегодня это уже понимают даже отдельные либералы. Жечь книги вовсе не обязательно. Достаточно свободы и гуманизма, неограниченного доступа к телевизору и компьютеру, изданию классики в облегченном изложении, а лучше – в комиксах; дать возможность ученику выбрать предмет обучения, побольше обществ по защите прав ребенка, исключить какие-либо обязанности, а уже розги – боже упаси.

Но, каким бы ни был читатель, всё-таки он в своих играх разума и чувств отталкивается от текста. А этот крест должен нести писатель.

Табличка – «Прохода нет» – никого не убеждает. Нужно взять читателя за руку, провести до конца и показать: вот он - тупик. Логика – занятие избранных, для остальных аргумент – это образ; и нужно писать романы. Прочитает кто-нибудь и, глядишь, усомнится в незыблемости общечеловеческих ценностей

Впрочем, иногда может хватить одной фразы – читаешь обычный вроде рассказ; и вдруг предложение: «Нас меняет не то, что мы получаем, а те усилия, что мы приложили для этого» Ю. Остапенко.». Ну просто эпиграф к теме: Зачем мы пришли в этот мир.

Книга, как я уже говорил, всегда совместное произведение, но, если читатель готов, то автору достаточно адекватно отразить реальность. Поэтому можно просто читать классику, лучше всего из школьной программы, – точно не ошибетесь. Вот, например, «цитата», которая актуальна сегодня даже больше, чем сто лет назад:

– Весь ум, вся душевная энергия ушли на удовлетворение временных, переходящих нужд … У ученых, писателей и художников кипит работа, по их милости удобства жизни растут с каждым днем, потребности тела множатся, между тем до правды еще далеко, и человек по-прежнему остается самым хищным и самым не чистоплотным животным, и все клонится к тому, чтобы человечество в своем большинстве выродилось и утеряло навсегда всякую жизнеспособность. При таких условиях жизнь художника не имеет смысла, и чем он талантливее, тем страннее и непонятнее его роль, так как на поверку выходит, что работает он для забавы хищного нечистоплотного животного, поддерживая существующий порядок. Если кто не узнал – это А.П. Чехов «Дом с мезонином».


"Евреи — нация львов". Израиль сбросил маску жертвы

Гилад Эрдан, постоянный представитель Израиля при ООН: «Эта атака пересекла все возможные красные линии, и Израиль оставляет за собой право ответить. Мы не лягушки в кипящей воде ...

"Половина французов висят на деревьях". А "Правый сектор" вообще расформировывают
  • ATRcons
  • Сегодня 10:19
  • В топе

Когда утром 15 апреля хорошо прилетело в Славянск, куда накануне, по слухам, прибыло в районе 100 французов - "артиллеристов" и "консультантов", известный координатор николаевс...

"Это пустые полки, просто пустые" - прогноз для России уволенного сооснователя ВШЭ. Констатация "катастрофы"
  • Beria
  • Сегодня 12:05
  • В топе

Один  из  основателей  ВШЭ (с  2023 уволенный),  экономист  Игорь Липсиц,   свою  кандидатскую  защитивший  ещё   при Брежневе,  а ныне ...

Обсудить
  • //Книга – это не то, что написано писателем, а то, что прочитано читателем.// Умберто Эко подробно и интересно разобрал эту тему в произведении "Пять прогулок в литературных лесах".
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup:
  • Просто шикарная статья. Про папу Карлу просто шедевр.
  • Хорошая статья. Правильные выводы. А Чехов очень большой талант. Что касается Бредбери... сжигать книги или просто выбрасывать на помойку... не суть важно. Главное, что они не нужны. А люди, читающие книги, - сами собой становятся изгоями общества. У Бредбери это фантастика... но он уловил главное... что людям становится не нужна книга. Почему? Из-за фильмов, игр, компьютера, всевозможных гаджетов? Нет, это всё не может заменить книгу. Последние поколения советских людей... особенно молодёжь... читали, скажем, не очень много. Хотя, никаких гаджетов у нас не было. Ребёнка нельзя научить читать книги. Тем более, силой. Его можно только приобщить, заинтересовать... например, чтением книг маленьким... потом, просьбой, почитать вслух... потихоньку втянуть. Хотя, я,например, "погибла" с первой книги, взятой в школьной библиотеке... что-то про голубой поезд. От чего зависит чтение или не чтение? От того, связываются ли слова с образами или нет. Как анекдот рассказываю о своём споре с педагогами на одном из сайтов. ПЕДАГОГАМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ я пыталась объяснить, что за словами текста скрываются образы того мира, который придумал писатель и передал словами. Но, похоже, они так и не поняли. Проблема в том, что СЛОВО - это работа двух систем коры головного мозга. Лобные доли работают с условными знаками - формальными звукосочетаниями. В каждом языке - своими. А смыслом, сутью, содержанием слов являются образы жизни. Для нас - просто жизнь. Для того, чтобы слово было осмысленным, оно должно рефлекторно соединиться с образами жизни из сенсорной коры. У одного слова связь с очень многими аналогичными образами. Чтение книги - наиболее эффективный способ не только для развития рефлекторных связей, но и способствует мышлению - мыслям. Мысли - это не слова. Когда мы смотрим фильм, образы наглядны и конкретны. При чтении книги образы не наглядны и не конкретны. Мы не просто должны их прочитать мысленно, не визуализируя... но ещё и иметь в виду, что собака может выглядеть или так, или так, или этак... В книге образы обобщены. Автор может написать - добрая собачка с карими глазами... а мозг сразу собирает всех собачек с карими глазами, имеющимися в нашей памяти. Это абстрактное мышление. Идеал психологов. Вот только психологи не понимают, что абстракция - это много конкретных образов, объединённых одним словом. И для мышления надо владеть не словами, а образами. Последние лет пятьдесят весь мир развивается через доминанту лобных долей. Людям невозможно объяснить связь образа и слова. Книги им читать скучно, потому что они сами не уходят в образный мир книги... и не умеют научить этому детей.