Макаренко о трудовом воспитании

9 701

Антон Семенович Макаренко (13 марта 1888 — 1 апреля 1939) — советский педагог-новатор, на своем многолетнем опыте проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

Много было ошибок и так называемого этического фетишизма. Вот вам, например, трудовое воспитание.

И я в том числе тоже погрешил такой ошибкой. В самом слове труд столько приятного, столько для нас священного и столько оправданного, что и трудовое воспитание нам казалось совершенно точным, определенным и правильным. А потом оказалось, что в самом слове труд, не заключается какой-либо единственно правильной, законченной логики. Труд сначала понимался как труд простой, как труд самообслуживания, потом труд как трудовой процесс бесцельный, непроизводительный — упражнение в трате мускульной энергии. И слово труд так освещало логику, что казалась она непогрешимой, хотя на каждом шагу обнаруживалось, что непогрешимости настоящей нет. Но настолько верили в этическую силу самого термина, что и логика казалась священной. А между тем мой опыт и многих школьных товарищей показал, что вывод какого-либо средства из этической окраски самого термина невозможен, что и труд в применении к воспитанию может быть организован разнообразно и в каждом отдельном случае может дать различный результат. Во всяком случае труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата.

Труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы.

А.С. Макаренко, Сочинения, Том 5, 1951, с.111-112

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Обсудить
  • Коллеги, Макаренко оставил простой до примитивности, но 100% работающий алгоритм воспитания человека, апробированный на самом по сути сложном материале - на беспризорниках и уголовниках. Самое удивительное, что у него не было ни единого случае не срабатывания этого алгоритма или неправильного срабатывания. Алгоритм состоял из двух ступеней. Первая ступень - воспитать полезного для общества человека. Для этого было необходимо буквально вбить в сознание человека понятие обязанностей перед окружающими, точнее, перед системой окружения. Это делается (если делается), к примеру, в армии, когда из любой шпаны делали "старослужащих", которые были еще те гады, но обязанности перед армией у них были вбиты в подсознание. Это первый абсолютно необходимый шаг - на выходе член общества, приносящий пользу, хотя вполне возможно полный сукин сын. На этом этапе создавался комплекс, воспринимавшихся самим человеком, в виде ОБЯЗАННОСТЕЙ, КАК РАБОТЫ на объект обязанностей. Второй этап имел целью воспитание из полезного человека хорошего человека. Для этого у человека, уже освоившего неизбежность и необходимость, обязанности, как работы, переформатировались в обязанности, как заботу об объекте обязанностей. Объект мог изначально быть любым -лошадь, к примеру, или классная комната, или производство чего-нибудь Главным было воспитание осознания ОБЯЗАННОСТЕЙ, КАК ЗАБОТЫ об объекте. И дальше уже включение в объект обязанностей других людей трудностей не представляло. Человек сам охотно расширял в свой круг заботы. И что не менее важно, допускал заботу о себе. Что очень существенно, что при такой системе воспитания - у Макаренко вообще не было рецидивов среди воспитанников. И что не менее существенно, Макаренко сам прямо и четко признавал и подчеркивал, что его алгоритм практически не работал с девочками уже попробовавшими свою сексуальную власть над мужчинами.
  • "Мы воспитываем, я надеюсь, умного человека. А какой же умный человек будет трудиться без оплаты" А.С.Макаренко. "Педагогическая поэма". "Если у человека есть деньги, то у него в голове столько идей, что их некуда девать. Когда у человека нет денег, у него в голове одна идея - у кого бы занять". А.С.Макаренко. "Педагогическая поэма"