До выхода замуж девушка (вепка) имела право жить с отцом или братьями - что это значит.....

1 361

С месяц назад я написала статью о том, как вепсы поступали раньше с девушками, которые беременели без брака.

В тексте проскочила фраза "До выхода замуж девушка имела право жить с отцом или братьями и, работая наравне со всеми взрослыми, за это получала еду и прочее обеспечение. Параллельно она готовила для себя приданое".

Многие увидели тут двусмысленность. Мол, жить она могла не просто так, а так, как живут женщины с мужчинами. Вот один их таких комментариев:

Что же это значит на самом деле?

Никакой двусмысленности тут нет. Дело в том, что общество раньше (как минимум во времена существования Российской Империи) было патриархальным. Главой семьи был мужчина.

Женщина хоть и принимала участие в судьбе семьи, и могла высказывать свое весомое мнение при обсуждении важных решений, тем не менее, женщины были лишены тех прав, которые сейчас кажутся для них естественными (привет феминизму, кстати, который сейчас многие умудряются считать бесполезным или даже вредным).

При этом обязанностей, как многие могут подумать, меньше не становилось. Вот например типичный распорядок дня, что был у вепсов лет 100 назад:

Первою встает хозяйка; вымывшись, одевшись и помолившись Богу, она торопится затопить печь. Потом растворяет блины, готовит кушанья, печет блины, греет каменьями в лохани пойло и, убравши печь, обряжается со скотом. Если хозяйка не одиночка-баба, то, когда растопится печь, она будит помощниц. Хозяин встает вскоре после хозяйки, приводит себя в порядок не торопясь, идет к лошади, а после того или щиплет лучину, или сидит ничего не думая в ожидании обеда, после которого и отправляется на работу. Домой возвращается вечером.

Летом все рабочие члены семьи идут в лес, а зимою только мужчины, а где их мало – берут и женщин. Дома женщины прядут (шьют только по праздникам). Лесные заработки начинаются в октябре и оканчиваются сплавом леса в апреле. Работают оба пола. С близких посек ездят к ночи домой или на квартиру, а в дальних ночуют в станах.

Так вот, про жизнь с мужчинами до брака. Я не знаю, как тут можно увидеть какой-то подтекст. Но, наверное, надо радоваться, что современным людям уже не сразу приходит в голову простая мысль: женщина раньше за полноправную личность не считалась, она должна была быть "за мужем". Если не за супругом, то хотя бы за отцом или братом.

Жить отдельно, или жить с другими женщинами - нельзя. Точнее, исключения были, если девушку изгонят из семьи за блуд. Или если женщина - вдова, а других мужчин-родственников, которые могли бы ее приютить - нет.

В остальных случаях, особенно если это не женщина, а еще девушка, ни о какой отдельной жизни от мужчин и речи не шло.

Взять даже опеку сирот. Если сирота мальчик - его опекают до совершеннолетия. Если девочка - опекают, пока она не выйдет замуж, а уж когда она выйдет, или не выйдет вообще - это не известно. Так получается, что опека могла и до конца ее жизни сохраняться.

"Опекунами назначаются по приговору общества ближайшие родственники. О круглых сиротах (о бедных) общество не заботится. Они живут мирским подаянием. Очень малых ребят берут родные. К зажиточным сиротам назначают опекунов. Опека продолжается до 18 лет для мальчиков и до замужества девушек".

Какие вообще права имела девушка, живя в доме под началом мужчин.

Девочка, девушка, живущая в родительском доме на попечении отца и матери, считалась временной жилицей в семье. Ее имущественные права ограничивались правом на владение и распоряжение игрушками – куклами, свистульками, копиями орудий женского труда – коробами, предметами утвари, посудой, прялочками, веретенами, ткацкими станочками и т. п. С 7 и до 13–16 лет девочка разделяла с матерью все общие семейные работы, а значит, накапливала знания, которые облегчали существование в крестьянском мире и повышали шансы на удачный брачный союз: «При заключении браков редко имеется в виду взаимное влечение, чаще хозяйственные соображения. В невесте ценится ее трудоспособность, имущественный достаток...».

До выхода замуж девушка имела право жить с отцом, братьями или с одним из них (с кем пожелает) и, работая в его хозяйстве, получала за это пищевое и прочее довольствие. К 13–16 годам юная вепсянка работала наравне со взрослыми и готовила для себя приданое.

Если по какой-либо причине девушке не удавалось до 24–25 лет выйти замуж, она считалась старой девой. Живущая как работница в родной семье, она получала за свой труд пищу, посуду, одежду, обувь и прочее из общесемейной собственности. Если она хотела отделиться от большой семьи и вступала в тяжбу с братьями, то суд был не на ее стороне, так как «девушке отдельно жить не полагается».

К счастью, с развитием цивилизации, женщины стали все меньше и меньше зависеть от помощи мужчин, и в наше время могут спокойно жить отдельно от родителей или опекунов, и не обязаны как можно скорее выйти замуж, чтобы перейти с одних мужских рук в другие.

Источники цитат: Анна Викторовна Большакова, Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки 2013. № 1 (130) и А.В. Лескова. «О чухарях» (рукопись) (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 373. Л. 2–49)

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Наши спортфедерации потоком отказываются от Олимпиады

"Слать команду бомжей не будем!" Федерации одна за другой посылают Париж-2024 лесом.История с допуском-недопуском наших спортсменов на парижские ОИ уже изрядно приелась. Столько было сл...

Обсудить
  • "До выхода замуж девушка (вепка) имела право жить с отцом или братьями - что это значит....." - чушь полная. С таким же, даже и с большим успехом можно утверждать, что "NATA-SHA" - продукт инцеста. Не убегай далеко, мы с тобой ещё встретимся.