Знаете ли Вы, что Чуковский - не только автор сказок, но и блестящий переводчик классических произведений, например, хоррора "Собака Баскервилей"? О нем известно, что он близко знаком был с А.А. Блоком, а где Блок - там и Блаватская. Полагаю, Серебряный век с его мистицизмом, оккультизмом и увлечением очарованием Востока оказал влияние на Чуковского.
Конечно, это только предположение, но ряд косвенных фактов указывает на возможность пересечения творческого пути писателя с буддизмом - например, один из первых дацанов (буддийский монастырь-университет у российских бурят; в тибетской традиции дацанами называют отдельные «факультеты» буддийских монастырей) в Питере функционировал в то время на Большой Невке, напротив Елагина острова. Ну и Корней Иванович был жителем Северной Пальмиры... Конечно, это большое допущение, однако, в его защиту должен заметить, что в творчестве Чуковского часто прослеживается определённое "второе дно", от которого явственно веет Гималаями.
Опираясь на свою гипотезу, я предполагаю, что "доктор Айболит" - зашифрованная история о путешествии бодхисатвы (в махаянском буддизме бодхисатвой называют также просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ) в один из миров Сансары (собственно, речь о нашем шарике). Посудите сами:
1. С первых строк Корней Иванович намекает, что пред нами Будда ("он под деревом сидит")
2. Главное моральное качество бодхисатвы в махаянистской традиции - это сострадание. А Доктор даже избрал своим именем само страдание ("Ай, болит!" - как бы намекает...), но сам борется за здоровье всех и каждого, кто к нему обращается: "приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок, и медведица"; целительские возможности бодхисатвы сверхъестественны и превосходят доступную человечеству медицину (пришил зайчику ножки с полным восстановлением функций в не самых стерильных условиях без ассистентов и сложной аппаратуры).
3. Почему-то все животные в авторском тексте с маленькой буквы, и только Шакал и Гиппопотам - с большой. Определённо, автор показывает их ключевую роль в произведении: например, богом с головой шакала у египтян был Анубис...
... ну а покровительницей женщин и детей, помогающая при родах, была Таурт:
Как видите, Чуковский с большой буквы указал имена двух животных, символика которых в Египте была связана не только с медициной, но и с загробным миром. Хотя, конечно, есть мнение, что раньше уровень медицины был не очень, поэтому от болезни до "знакомства" с этой парочкой было, как говорится рукой подать...
4. И вот "доктор" отправляется в путь, движим великим состраданием. Попасть в загробный мир, естественно, не будучи Анубисом, можно лишь одним способом - "И упал Айболит и лежит на снегу" - это физическая смерть. Это нас она, может быть, и страшит, - но только не опытного практикующего йога, способности которого позволяют ему контролировать необратимый, казалось бы, физический процесс.
5. Также в тексте упомянуты и Орлы... А один из основных и почетных обрядов погребения в Непале, Бутане, Тибете - оставлять тела на поживу хищным птицам.
6. А теперь вопрос на засыпку: почему Айболит "одно только слово твердит - Лимпопо?" Он что, не может запомнить?
Да нет, конечно: в буддизме существует практика постоянного повторения определённого набора звуков в процессе молитвы или медитации, которые называются "мантры". Так, согласно Википедии, мантра (санскр. मन्त्र) — набор звуков, отдельных фонем, слов или группы слов на санскрите, которые, по мнению практикующих, имеют резонансное (активируют зоны тела), психологическое и духовное воздействия.
7. Лечебная практика Айболита явно мистическая и психотерапевтическая : хлопает по животикам, дает шоколадку, гоголем-моголем потчует, ставит градусники... Реальной медицинской помощью это назвать вряд ли возможно, но, как ни странно, помогает - очевидно, всё это ритуальные действия, градусники же - предметы силы (амулеты).
И напоследок - ещё одна странность... Строка "И к полосатым бежит он тигрятам": тигры водятся в Азии, но тигры не водятся в Африке. Однако всё становится на свои места, если вспомнить о том, как Будда, движимый состраданием к тигрятам, отдал голодной тигрице свою руку на съедение...
Впрочем, тигрица съела Будду целиком, подтвердив мудрость поговорки "палец в рот не клади"...
Все материалы взяты из открытых источников, а у автора богатое воображение.
Оценили 10 человек
23 кармы