Мировоззрение человека менялось в результате длительного процесса, в ходе которого знание, понимание мира трансформировалось по мере накопления информации. Одной из первых форм сознания было мифологическое. Это была наиболее удобная и простая форма познания для человека, стоящего на ранней ступени развития. Выстраивалась комплексная картина мира, позволяющая понять окружение при помощи художественного образа, постигнутого с помощью эмоционально-чувственного восприятия или мифа.
Являясь лишь некоторой частью мифологического мировоззрения, оккультное сознание наиболее практичная его часть. Необходимо отметить, что оккультные практики в том или ином виде присутствовали в жизни человека всегда.
Мы формально выделили два направления в оккультизме:
Народное, которое практиковали крестьяне, горожане, представители низшего сословия. Фактически, это почти забытые языческие культы- плодородия, предков и т.д. Будучи в своей основе более простым без философских изысков, но практичным и гармонично сплетенным с христианской мистикой, эстетикой. Известный исследователь раннего Нового Времени Уильям Монтер пишет: «Еще более своеобразные обычаи возникали в связи с Рождеством, порождая на фольклорной основе особые праздничные песнопения (хотя наиболее знаменитый символ, рождественское дерево, в позднее Средневековье был неизвестен даже в сверхблагочестивой и приверженной религиозным церемониям Германии) » [3]. Данный аргумент еще раз подтверждает тезис о том, что суеверия и оккультизм в простом народе были основаны на христианской мистике и ритуалах.
Другое направление оккультизма более академичное. Оно распространено среди образованной прослойки населения (ученых, философов, богословов, аристократии и т.д.), которая, в свою очередь, обращалась к мистике Древнего Египта в большей степени нежели к христианской. Любопытно, что некоторые элементы христианских ритуалов использовались обоими ветвями оккультного сознания, что позволяет предположить скудность имеющейся информации магами - оккультистами Средних Веков и Нового Времени. Стала очевидна недостаточность осведомленности участниками деталей для полноценного воспроизведения древних ритуалов. Таким образом, происходила попытка заместить, имеющейся в наличии христианской мистики, выраженной в ритуалах, недостающие элементы.
Период модерна характеризовался тем, что церковная, христианская мистика, религиозное мировоззрение подверглись жестокой критике, что и позволило в определенный момент оккультному мировоззрению заполнить духовную пустоту. Термин «теософия» известен с работ неоплатоников, в которых они старались примирить существующие религии установив общие универсальные принципы, общую этику. В дальнейшем неоценимое влияние в развитие теософии внесла Елена Павловна Блаватская, но при этом она активно апеллировала к работам других теософов . Интерес к теософии в начале 20 века вполне объясним. Теософия имела определенный мистический окрас, о чем пишет Николай Бердяев в «Философии свободного духа»: «Возрастающая популярность теософии связана с кризисом науки и кризисом христианства. Это есть симптом глубокой неудовлетворенности современного человека и поворота его к духовному миру. И официальная наука, и официальная церковность недостаточно серьезно относятся к теософии и к связанному с ней оккультизму. Популярность теософии вполне понятна в нашу синкретическую эпоху ».
Как было описано выше, ранее оккультизм был зависимой частью мифологической системы, которая выстраивала оккультную практику. В наше время роли поменялись. На данный момент в результате эволюции около оккультная идея формируется из существующих технических и гуманитарных систем. Оккультизм находится в шаге от возникновения новой религии, в основе которой будет не божественное откровение, а оккультное мировоззрение. И, следовательно, оккультизм потребует логического объяснения и перейдет из сферы художественно-чувственных образов в сферу теологического толкования. При внимательном изучении мы можем заметить, что и сейчас формируются около религиозные системы, внешне максимально дистанцирующиеся от религии, но при этом использующие те же принципы, которые мы описали выше: научно-технический язык, но переосмысленный на глубинных уровнях; идея «веры», когда для использования приемов, предлагаемых системой необходимо «знать», но для применения «верить». Также стоит обратить внимание, что в подобных системах очень слабо описана идея Абсолюта, Творца, создавшего этот мир. Несмотря на то, что пришедший на смену модерну постмодернизм отрицает, на первый взгляд, идею новой религии на основе оккультизма, в реальности он выводит ее на совершенно новый уровень, недостижимый в парадигме модерна. Отсутствие любых рамок и морально-этических норм позволяет творить каждому пожелавшему тот мир, который ему нравится.
Таким образом, личность ищет способы выхода из сложившейся ситуации, требуя нового миропонимания и мироощущения. И в этом оккультное сознание ей приходит на помощь с целым набором уже созданных инструментов. Требовалось лишь желание создать что-то новое и новый взгляд на мир и человека, что дал постмодернизм. Особенность оккультного сознания в том, что оно вбирает в себя совершенно, казалось бы, несовместимые идеи и преобразует, трансформирует их. Стремление к объединению разных систем: научных, религиозных, мистических требует в 21 веке нового подхода к пониманию мира. Оккультизм, являясь пограничным феноменом двух миров: гуманитарного и естественно-научного, действительно способен стать тем полем возможностей, на основе которого возможно создание своеобразной «технической религии».
Оценили 12 человек
32 кармы