Тектонические сдвиги в мировом Православии

55 10394

Будет ли Всеправославный раскол?

Все пошло по наихудшему для мирового Православия сценарию. Такого раскола, к которому движут нас события, по оценкам экспертов, не бывало со времен разделения церкви на православную и католическую. Константинопольский Патриархат нарушил все существующие более тысячи лет правила, Москва вынуждена симметрично ответить, остальные поместные Церкви мирового Православия также не смогут отмолчаться и обязаны принять решение по оценке действий Варфоломея.

В понедельник, 15 октября 2018 года, Священный Синод Русской Православной Церкви, собравшийся в Минске, принял заявление опризнании невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом.

«Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими "епископами" и "клириками", посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, - все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами… Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян - участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», - написано в документе.

Причиной такого серьезного по своим последствиям для всего мирового Православия решения послужили действительно беспрецедентные по антиканоничности действия Фанара (квартал в Стамбуле, где размещается резиденция Варфоломея). Накануне, 11 октября, на заседании Священного Синода Константинопольским Патриархатом были приняты следующие решения.

Во-первых, вопреки правилу 8 III Вселенского Собора: «Да соблюдается и в иных областях и повсюду в епархиях, дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал своей власти на чужую епархию», Вселенский Патриархат постановил, что приступает к «предоставлению Автокефалии Церкви Украины». Хотя Украинская каноническая церковь, обладающая автономией в составе Русской Православной Церкви, его об этом не просила, и даже наоборот, четко выразила свой протест. Таким образом, Константинопольский Патриархат вторгается на чужую каноническую территорию вопреки воле действующей там церкви, нарушая при этом законы и обычаи. При этом также в решении Синода сказано, что по соглашению со светскими властями, учреждается «ставропигия», переподчинение украинской православной церкви под юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

Мирскими словами, это рейдерский захват. Совершенно очевидно, что речь не идет о строительстве новых храмов, сугубо об «отжиме» при помощи властей уже построенных общинами храмов и святынь под власть константинопольских экзархов.

Конечно, для красоты слога в документе написано, что решено «восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая там всегда существовала». Однако, крайний раз этого «всегда» пришелся на 1686 год, а 332 года назад границы, в которых существовали храмы, подчиняющиеся Константинополю, существенно отличались от территории современной Украины. Еще русские императоры не основали «украинских» городов на нынешнем «юго-востоке», еще была тут дикая степь. Карта «покрытия» константинопольской «ставропигии» не занимает и половины нынешних государственных границ. Остальное было построено значительно позже, исключительно Русской православной церковью и ее прихожанами. Как быть с этим фактом, на Фанаре не поясняют. Отжимать, так по максимуму.

Во-вторых, для придания видимости юридической правоты, Синод под предводительством Варфоломея постановил

«отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, выданное по обстоятельствам того времени, которое предоставило право через икономию Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского, избранного Ассамблеей Священнослужителей его епархии, которая будет отмечать Вселенского Патриарха в качестве Первого иерарха на любом праздновании, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Материнской Церкви».

Вот так, легким росчерком пера, взять и отменить почти три с половиной века истории развития церковной жизни «яко не бывшей».

Конечно, юридически это решение ничтожно. Как сказано в тексте заявления Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября:

«В Синодальной грамоте 1686 года и иных сопутствующих ей документах ничего не сказано ни о временном характере передачи Киевской митрополии в ведение Московского Патриархата, ни о том, что данный акт может быть отменен. Попытка иерархов Константинопольского Патриархата в политических и своекорыстных видах пересмотреть данное постановление спустя более трехсот лет после того, как оно было вынесено, противоречит духу священных канонов Православной Церкви, не допускающих возможности пересмотра установившихся и не оспариваемых на протяжении длительного времени церковных границ. Так, правило 129 (133) Карфагенского Собора гласит: «Если кто… обратил какое место к кафолическому единению и в продолжение трех лет имел оное в своем ведении, и никто оного не требовал от него, то после да не будет оное от него взыскуемо, если, притом, в сие трехлетие существовал епископ, долженствующий взыскать, и молчал». А 17 правило IV Вселенского Собора устанавливает тридцатилетний срок давности для возможного соборного рассмотрения споров о принадлежности даже отдельных церковных приходов: «Приходы в каждой епархии… должны неизменно пребывать под властью епископов, заведующих ими — и в особенности, если в продолжении тридцати лет бесспорно они имели их в своем ведении и управлении».

Вы там, панове фанариоты, сначала Стамбул переименуйте обратно в Константинополь, ведь и 90 лет не прошло. Потренируйтесь на простом. А то ведь как получается – Константинополя нет, приставка «Вселенский» давно уже атавизм, а права качают, как тысячу лет назад. Фантомные боли от потерянного влияния.

Третье решение «Фанарского папы» по украинскому вопросу также весьма сомнительно.

«Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью».

Раскольники, которых не признают ни в одной канонической церкви, восстановлены в званиях и в общении с Церковью, как минимум, до рассмотрения апелляций. Однако, еще до такого рассмотрения, Синод утверждает, что они оказались в расколе «не по догматическим причинам». При этом совершенно огульно приписывая самим себе «канонические прерогативы».

В ответном решении Синода РПЦ сказано на это так:

«Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11). Решение Константинопольского Патриархата о «восстановлении» канонического статуса и принятии в общение бывшего митрополита Филарета Денисенко, отлученного от Церкви, игнорирует ряд последовательных решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, правомерность которых не подлежит сомнению».

Далее приводится ряд выдержек из соответствующих документов, касающихся и причин наложения анафемы, и последовательности решений, и писем самого Варфоломея, подтверждающих полное согласие с процессуальными действиями РПЦ в вопросе отлучения Михаила Денисенко.

Что касается мифических «канонических прерогатив», то в документе аргументировано опровергается такое утверждение:

«В своем решении оправдать лидеров раскола и «узаконить» их иерархию Священный Синод Константинопольской Церкви ссылается на несуществующие «канонические привилегии Константинопольского Патриарха принимать апелляции архиереев и клириков из всех автокефальных Церквей». Эти претензии в том виде, в каком они ныне Константинопольским Патриархом осуществляются, никогда не имели поддержки полноты Православной Церкви: они лишены оснований в священных канонах и прямо противоречат, в частности, 15 правилу Антиохийского Собора: «Если какой-нибудь епископ… судим будет от всех епископов той области, и все они согласно произнесут ему единый приговор, — таковой другими епископами отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым», — они также опровергаются практикой решений Святых Вселенских и Поместных Соборов и толкованиями авторитетных канонистов византийского и нового времени».

Для всего православного мира столь вызывающее поведение иерархов одной из Поместных Церквей, такие явные нарушения законов в угоду политическим страстям – большая боль и тяжелая рана. Ведь все поместные церкви составляют Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, единый организм мирового Православия. Заболевшую часть организма следует лечить, и только если гангрена уже бесповоротно поразила какой-то орган, то его следует ампутировать. Однако организм после этого уже не будет таким, как прежде.

С глубокой печалью Священный Синод РПЦ заявляет в документе принятого решения:

«В условиях столь глубокого подрыва основ межправославных отношений и полного пренебрежения тысячелетними нормами церковно-канонического права Священный Синод Русской Православной Церкви считает своим долгом выступить на защиту фундаментальных устоев Православия, на защиту Священного Предания Церкви, подменяемого новыми и чуждыми учениями о вселенской власти первого из Предстоятелей. Призываем Предстоятелей и Священные Синоды Поместных Православных Церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви».

Это значит, что остальные части единого церковного организма не могут оставаться в стороне от проблемы и должны принять участие во всеобщем процессе поиска путей ее решения. И, если они выразят поддержку позиции РПЦ, а Константинополь будет упорствовать в своих антиканоничных действиях, то дело может дойти и до «ампутации». Собственно, другим Церквям осталось только в свою очередь разорвать евхаристическое общение со Вселенским Патриархатом. Но это означает новый, Всеправославный раскол. И последствия будут в любом случае тяжелыми и непредсказуемыми для всего православного мира.


Византийская ловушка для Филарета

А что же «патриарх Филарет», гнойный прыщ, вскочивший в свое время на теле Церкви и загноивший в итоге ее значительную часть? Счастлив дедуля-то, из-за тщеславия и амбиций которого все началось?

На пороге своего 90-летия, понимая, что очень вскорости придется ответ держать за свои земные дела, гражданин Денисенко прекрасно понимает, что «там» он никакой не патриарх, а преданный анафеме грешник. И эта страшная печать на его душе приведет его туда, куда попасть не хочет никто из верующих. Что бы он ни рассказывал доверчивой пастве, перед Всевышним желто-блакитным стягом не помашешь, и на «кастрюльном патриотизме» в рай не въедешь.

Отсюда и попытка «замириться» с Русским Патриархом, от которой он отказался, как только об этом стало широко известно. Впрочем, не было в том письме желания к истинному покаянию. Скорее всего, написал под влиянием момента, а потом понял, что может запросто лишиться всех политических бонусов. Слишком далеко все зашло. Слишком велика роль ряженого под «патриарха» иудушки в украинском расколе, из-за которого миллионы верующих оказались вместо Церкви в банальной секте, и в гражданской братоубийственной войне, к которой Филарет последовательно призывал, разжигая ненависть в народе.

Оставалась единственная возможность – воспользоваться вмешательством «брата по тщеславию», Вселенского Патриарха Варфоломея, всеми правдами и неправдами добившись снятия анафемы. Филарет развил бурную политическую деятельность в данном вопросе. Тем более, «звезды сошлись» так, что интересы совпали и у самого Денисенко, и у светских властей после государственного переворота в Украине, и у заокеанских кураторов, для которых Православие – настоящий враг. Именно православный мир стойко противится насаждаемым в мире мерзостям: содомии, абортам, оккультизму, ювенальной юстиции и другим, успешно прижившимся в католической Европе.

Варфоломея, находящегося со своим Патриархатом в исламской стране на «птичьих правах», «очень просили» все. Со стороны США грозили отобрать американские приходы, это как минимум. А вероятнее всего, еще за какие-то весьма чувствительные ниточки дергали. Надо напомнить, что Вселенский Патриархат – самый рассеянный по миру территориально, а в Турции как раз имеет самое малое количество прихожан. Со стороны турецких властей еще активнее давление – во-первых, турецкие власти «утверждают» кандидатуру Константинопольского Патриарха, во-вторых, в любой момент могут выгнать со своей территории, тем более, ряд исламских группировок в стране этого требует. А самого Эрдогана как минимум, просил об этом Мустафа Джемилев, украинский «политический крымский татарин», главный радетель за автокефалию православной церкви, потому что мусульманин. Также Эрдогана просили украинские власти, которые в подтверждение дружбы выдали накануне туркам оппозиционных турецких журналистов, скрывавшихся в Украине от расправы. Конечно, Эрдоган еще может передумать, разыгрывая Варфоломея, как козырную карту в торговле с Москвой и Вашингтоном по важным для Турции вопросам. Тут кто больше даст.

Среди геополитических страстей крупных игроков, сам «фанарский папа» с врожденной византийской хитростью решил урвать и «трохи для себе». Не секрет, что при всей территориальной обширности, но большой рассеянности по миру, Вселенский Патриархат является одним из самых бедных по денежным поступлениям. И тут, как кур в ощип, в его братские объятия попадает Филарет, подгребший под свою раскольническую организацию крупную сеть храмов, и переданных на заре «незалежности» государством церковных ценностей. Храмы, в виду политической ситуации в стране, продолжают «отжимать» националисты-бандиты, на голом энтузиазме или за малую мзду передавая их филаретовцам. Прихожан довольно много, а при должном политическом и полицейском давлении в перспективе может быть около тридцати миллионов человек. И Филаретушка, собравший такие несметные богатства и готовый поменять их на снятие анафемы. С условием собственного возведения в патриарший сан в будущей Поместной Украинской Церкви, признанной всеми мировыми Церквями.

Конечно, выдавать автокефалию можно только Церкви, входящей в юрисдикцию Патриархата. Значит, вполне понятно, что вначале должно быть переподчинение украинских церквей, где по желанию, а где принудительно, под Константинопольскую Церковь, пусть и в лице экзархов. Кстати, остается загадкой, почему двух? Варфоломею известны какие-нибудь планы о разделении Украины на две части? По логике, экзарх в стране должен быть один. Впрочем, сейчас не об этом.

В решении Синода Константинопольской Церкви дословно сказано только о том, что апелляцию от Филарета принять и рассмотреть, и до рассмотрения вернуть в сан, который был до церковного запрещения. Ничего такого, что могло бы быть прочитано так, как разошлось по украинским и даже мировым СМИ, где весьма преждевременно утверждается, что с Денисенко сняли анафему. Нет. Мало того, что пока не сняли, так еще и понизили в должности. До запрещения служений Филарет был митрополитом, а его подельник из самопровозглашенной автокефальной, Макарий, теперь и вовсе вместо «патриарха», выходит, простой священник.

Бурная организационная деятельность по созданию структуры и переподчинению приходов «Киевского патриархата» и «украинской автокефальной» Константинополю началась сразу же после провозглашения результатов Синода. Работы предстоит много. Тем временем, объявлено, что рассмотрение вопроса автокефалии отложено на неопределенный срок, когда обстоятельства сложатся более благоприятно. Туземцам пообещали «вернуться к вопросу в январе».

Между тем, уже вполне ясно, что Филарет попал в хитрую ловушку со своими притязаниями. Не быть ему патриархом «украинской автокефальной» в каноническом виде. Кроме того, остался у разбитого корыта – больше не патриарх, приходы, деньги и власть уходят в чужие руки. А анафема, как раз, остается. Теперь уже, по всему, на вечность.


«Раденькі, що дурненькі»

Зато в Киеве праздник! Флешмоб с распитием «Кагора», правда, не удался, собралось сотня-полторы людей «праздновать Томос». Зато в воскресенье, 14 октября, были согнаны и завезены «счастливые украинцы», для молитвы за «томос». Но при этом они уже праздновали его скорое получение, так как президент и «патриархи» со сцены врать не будут, сказали, что решение принято, осталось пустяки, написать только и организационные мелочи решить. И все, вот сейчас «остаточне прощавай» в сторону Москвы.

Порошенко даже пообещал в микрофон уважать выбор тех, «кто выберет Кремлевские звезды, а не христианский крест». Толерантно так, не разжигая… Ага.

Также много радовались за Филарета, с которого «сняли анафему». То есть, значит, она была, ее признает и Филарет, и Варфоломей, который ее «снял», а не сказал, что «це все брехня». Таак, а обряды и таинства, рукоположения священников, которые проводил Филарет, которому и в храм-то входить нельзя было, получается, правда недействительны? И крещения, венчания, отпевания? В голову никому не пришло! Скачут, хохочут…

Остается вопрос, а станут ли националистические группировки отжимать православные храмы в пользу Константинопольского экзархата, а не «поместной украинской церкви»? Скорее всего, переподчинение будет проводиться в большей степени юридическим путем. Примут закон, упрощающий переходы храмов «по просьбе общин», под постановки о переходах просто будут свозить «передвижной цирк» и все решать «бумажно». То же и со святынями, Лаврами и монастырями. И пусть потом эти храмы будут стоять пустыми, в этом-то и суть – в уничтожении, максимальном ослаблении канонической православной церкви на украинской территории.

Но есть и обнадеживающие новости. На Покров, 14 октября, в храмах Украинской Православной Церкви отмечено небывалое количество верующих, которые в этот день пришли в церковь. В Одессе, Мариуполе, Киеве, Днепропетровске, Запорожье, Харькове, других городах люди шли весь день. Батюшки на местах уверяют, что за всю историю Украины не помнят такого. Люди приходили и большинство спрашивали, «старая ли это церковь или новая?», добавляя, что в «новую» ходить не будут.

Господь поругаем не бывает. Возможно, наступившие тяжелые времена призваны сплотить верующих вокруг святынь, укрепить в вере, и даже отделить «зерна от плевел». Будут и предательства Церкви, и не только простых прихожан, но и архиереев в высоком сане, переходы в раскол или под экзархат. Будут и подвиги, очищения, воцерковления…

В заключительной части решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября сказано:

«Выражаем всестороннюю поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и всей полноте Украинской Православной Церкви в особо трудное для нее время. Молимся об укреплении ее верных чад в мужественном стоянии за истину и единство канонической Церкви в Украине. Просим архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян всей Русской Православной Церкви усилить молитвы о единоверных братьях и сестрах в Украине. Молитвенный покров Пресвятой Царицы Небесной, преподобных отцов Киево-Печерских, преподобного Иова Почаевского, новомучеников, исповедников и всех святых Церкви Русской да пребудет над всеми нами».

Украинские раскольники, да и наверняка, сам Варфоломей, ожидают, что «православный мир может начать делиться на два лагеря», когда все поместные Церкви определятся, на стороне какой из двух самых влиятельных и авторитетных, Русской или Константинопольской, они окажутся. Ожидают «международной коалиции» в поддержку будущей ЕПЦ. Однако, реальность такова, что не на все поместные Церкви у «американских товарищей» есть достаточные рычаги давления. А без них любая церковь понимает, что если допустить антиканоническое поведение Варфоломея, как норму, то он не остановится. После украинской, которая в послужном списке Константинополя далеко не первая, которой даруют томос в нарушение всех норм, будет любая другая. У многих церквей в мире есть собственные раскольники, и при поддержке светских властей, выходит, что любую из них можно изгнать из страны, заменив политическим суррогатом.

Насколько сильны «тектонические сдвиги» и идет ли дело к большому Всеправославному расколу, увидим совсем скоро. Спаси, Господи!

Наталка Nik

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Сегодня 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Видите какой эффект - на Церковь гонения а прихожан все больше. То есть русские на Украине пробуждаются , осознавая себя.
  • Раскол в Православии ещё с 16 Века, с Протопопа Аввакума идёт...
  • Отличная статья!
  • Цитата: "Господь поругаем не бывает. Возможно, наступившие тяжелые времена призваны сплотить верующих вокруг святынь, укрепить в вере, и даже отделить «зерна от плевел»." Главное здесь - "сплотить вокруг святынь". Не сплотить на основании Учения Христоса, а сплотить "вокруг святынь". Речи о Христосе-Сыне Божиием давно нет, хотя почитание смертного - сына человеческого Иисуса ещё проскакивает. И ещё. Решения выносится не Стамбульским Патриархом, а Вселенским, которому и обязаны подчиняться все ортодоксальные Церкви, входящие в Её состав. Не подчиняются - бунт и раскол. Ну самоизолируется РПЦ и что? "Овцам Христовым" какая разница? Мало кто из них знает о Вселенском\Константинопольском\Стамбульском Патриархате.