Хулители православной веры с пеной у рта нередко "доказывают", что все разговоры о вере, о молитвенной помощи в период войны и блокады - нелепые сказки.
Не знаю, какого они роду и племени, мне их понять невозможно. Спорить с ними бесполезно, они слышат только то, что хотят услышать, канал восприятия нежелательной для них информации прочно забетонирован.
Поэтому не для них, а для тех, кого они сбивают с толку, - этот фильм.
Для меня он многое открыл: я, например, мало что знала о том, как блокаду пережили люди иной, не православной веры.
В этом фильме показано, как верующие люди разных конфессий пережили блокаду. Как вера помогала им выжить.
Как в подвалах храмов укрывались от бомбежек. Как молились, невзирая ни на какие преграды и трудности.
Война изменила отношение власти к религии. Не будь побед, объяснимых только чудом, церковь не получила бы права на открытую проповедь.
Ленинградскую епархию в тот период возглавлял известный церковный деятель митрополит Алексий (Симанский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. В самом городе и северных пригородах, оказавшихся в кольце блокады, в его ведении находились Никольский кафедральный и Князь-Владимирский соборы, а также церкви: Никольская Большеохтинская, Волковская кладбищенская св. Иова, Димитриевская Коломяжская и Спасо-Парголовская.
К обновленческому течению принадлежали Спасо-Преображенский собор и церкви на Серафимовском кладбище и в поселке Лисий Нос, которыми управлял протопресвитер Алексий Абакумов. Кроме того, в городе оставался один действующий иосифлянский храм - Троицкий в Лесном, где служил иеромонах Павел (Лигор).
25 православных пастырей осталось в Ленинграде к моменту начала блокады. Кроме того, было около 30 приписных, заштатных и катакомбных (тайных) священников. Богослужения в основном носили характер молитвы о помощи в победе над врагом.
Существует блокадная легенда, что город был обнесен иконой Казанской Божией Матери из Князь-Владимирского собора. Это почитаемый чудотворный образ, с которым русский народ одерживал многие победы.
Было обращение к нашим советским партийным руководителям, и они дали добро. Народ шел с молитвой, с песнопением. И Гитлер изменил свои планы. Он очень стремительно шел до Пулковских высот, а тут как бы остановился и дальше пройти не смог.
С Князь-Владимирским собором связано необычное для Советского Союза событие – верующим разрешили не только молиться, но и собирать пожертвования.
За осень 1941 года верующие пожертвовали 2 миллиона рублей, а за всю войну – 14 миллионов, на них была построена танковая колонна «Дмитрий Донской» и эскадрилья «Александр Невский».
О средствах, собранных Ленинградской епархией для Красной армии, митрополит Алексий дважды телеграфировал Сталину. 17 мая 1943 г. ответная телеграмма Верховного Главнокомандующего была опубликована в газете "Правда":
"Прошу передать православному духовенству и верующим Ленинградской Епархии, собравшим кроме внесенных ранее 3 млн. 682 тыс. 143 рублей дополнительно 1 млн. 769 тыс. 200 рублей на строительство танковой колонны им. Димитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин".
Во время блокады случилось невиданное: 12 ленинградских священников получили медали «За оборону Ленинграда». Власть, открыто заявлявшая о своём атеизме, признала, что церковь укрепляла дух и веру внутри блокадного кольца.
Сидят слева направо: прот. М. Славнитский, прот. П. Тарасов, митр. Алексий, прот. В. Румянцев, прот. Н. Ломакин. Стоят: Л. Парийский, протодиак. С. Дмитриев, диак. И. Пискунов, свящ. С. Румянцев, прот. В. Дубровицкий, свящ. Л. Егоровский, прот. Ф. Поляков
«А что такого особенного было в этой жизни, что люди молились?» - Идти в храм, когда не было никаких сил от голода. Молиться, когда каждое движение совершалось с огромным трудом. Не благодаря, а вопреки обстоятельствам.
И пришла Победа.
Колокольный звон в Ленинграде с 30-х годов был под запретом, но 27 января 1944 года он разнесся по всему городу.
На Серафимовском кладбище колокола звонили целые сутки: прихожане, сменяя друг друга, возвещали о своей победе над смертью.
Особенно интересна та часть фильма, где показаны верующие иных конфессий, пережившие блокаду.
Кроме православных соборов, на берегах Невы было 80 храмов других конфессий. К началу блокады из них работало только 2. В январе 1941 года была закрыта мечеть, в 1939 году была закрыта последняя лютеранская церковь. Действовали только католическая церковь и главная хоральная синагога.
Работа синагоги, несмотря на обстрелы, не прекращалась ни на день. Один снаряд упал во двор и не взорвался.
В блокаду синагога служила и молельным домом, и убежищем, и моргом.
В исламе нет священства. Кому доверяет община, тот может быть имамом. Мечеть к началу войны была закрыта, и все молельные действия переместились в домашнюю обстановку. Мусульмане селились вместе, и это помогало совершать обряды.
Хоронили мусульман на Ново-Волковском кладбище, основанном как татарское. В разгар блокады на кладбище не могли отвезти, привозили к школам, к поликлиникам.
Мусульмане остались в подполье до 1956 года, когда к приезду президента Индонезии Сукарно открылась мечеть.
Католики ходили в костел каждое воскресенье, некоторые – с Петроградской стороны шли 2 часа.
В костеле, расположенном в Ковенском переулке, прихожане молились без священника. В фильме показано, как был осужден и расстрелян тайный католический священник Павел Хомич.
Первый в Европе буддистский храм был построен в Петербурге.
В 1927 году буддистские священники была расстреляна на Левашовской пустоши. В блокаде Ленинград остался с дацаном, но без буддизма. О судьбе буддистов в блокадном Ленинграде было почти ничего неизвестно.
Война изменила отношение властей не только к Православию, но и к другим конфессиям, к религии в целом. 19 мая 1944 года был создан Совет по религиозным культам. В 1946 году вышло постановление Сталина об открытии в Бурятии духовного управления буддистов в СССР.
Вера камень точит. Тем более – вера, закаленная в блокаду.
Итак, фильм "Блокадная вера":
ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:
Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.
Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.
Оценили 63 человека
113 кармы