"Калашников"

56 4768

Художественный фильм “Калашников” снят к 100-летнему юбилею великого советского конструктора. Основой для сценария, очевидно, послужили мемуары Михаила Тимофеевича “Записки конструктора-оружейника”. Казалось бы, всё просто: бери имеющийся материал и снимай. Но, как известно, настоящие творцы не ищут лёгких путей. И сценаристы фильма “Калашников” - Анатолий Усов, Сергей Бодров, Алексей Бородачёв - умудрились создать альтернативную киноверсию “Записок”.

“Фронтовая заповедь”

Танковая атака на немецкие позиции. Снаряд попал в борт 34-ки Калашникова и боевая машина запылала откровенно компьютерным пламенем. Очнулся сержант Калашников в госпитале, подлечил пробитое осколком плечо и вместе с другими ранеными отправился в тыл. На одном из размытых оттепелью “направлений” машина забуксовала. Лейтенант-военврач, вооруженный ППШ, взял с собой Михаила в разведку к ближайшей деревне. По пути Михаил с удивлением рассматривает автомат Шпагина, мол, что за чудо-чудное, диво-дивное — неизвестный советский пистолет-пулемёт. В деревне разведчики столкнулись с группой пьяных немцев. Завязалась перестрелка во время которой ППШ заклинило. “Эх!” — сокрушался раненый лейтенант, — подвела меня “новинка”. “Мда”, — подумал Калашников. — Пора вооружить товарищей чем-то новым и безотказным”.

Прониклись? А теперь прочитайте фрагмент мемуаров Михаила Тимофеевича:

“Как-то в сумерки при подъезде к одной из деревень военврач распорядился остановить полуторку. Решил узнать, нет ли в селении фашистов. В разведку послал шофера Колю, лейтенанта с обожженными руками и меня — тех, кто мог ходить. Вооружения на всех — пистолет да винтовка. Поначалу все было спокойно. Деревня словно вымерла. Потемневшие избы выглядели неуютно. В каждой из них чудилась опасность. И действительно, неожиданно вдоль улицы в нашу сторону полоснула автоматная очередь. Мы прижались к земле, стали отползать назад, к лесу, огородами, через картофельное, поле. Одна мысль владела нами: успеть предупредить товарищей. Вдруг с той стороны, где осталась машина, мы услышали звуки выстрелов. Помню, лейтенант, скрипя зубами, прошептал: «Из «шмайсеров» лупят, сволочи. А нам хоть бы парочку автоматов…». Здоровой правой рукой я изготовил к стрельбе пистолет. Через кустарник, пригнувшись, мы бежали к месту боя. Впрочем, это был не бой. Фашисты просто расстреляли из автоматов безоружных людей. И нас троих ждала бы та же участь, не прикажи военврач разведать деревню”.

Помните известную сцену из мультфильма “Фильм! Фильм! Фильм!”: муки творчества советского сценариста? Вероятно, что-то подобное происходило и со сценарной группой фильма “Калашников”. Экранного времени мало, но нужно показать катастрофическую нехватку автоматического оружия в Красной Армии и ненадёжность ППШ. Но зачем? Фрагмент мемуаров Михаила Тимофеевича настолько выразителен, что искажать его решительно не имело смысла. Впрочем, эта сцена не самая “забористая”.

“Направить по надлежащей дороге”

Надо сказать, что актёрская игра в фильме “Калашников” великолепна. Значительный бюджет позволил пригласить даже на второстепенные роли известных артистов. И актёрская игра буквально спасает откровенно слабый в сценарном отношении фильм. Причём до “Калашникова” я был уверен, что самый яркий киноупырь в погонах из современных фильмов про Великую Отечественную войну — это особист Рыков в исполнении Григория Некрасова (х/ф “Ржев”). Теперь же ярчайшим “киноупырём в погонах” я назначаю капитана НКВД Лобова, которого сыграл Алексей Вертков (х/ф “Калашников”).

Только представьте.

1943 год. Михаила Калашникова с опытным образцом пулемёта командируют в научно-испытательный полигон стрелкового и минометного вооружения (НИПСМВО). Для сопровождения конструктора выделяют капитана НКВД. “Не ссы, — заявляет “силовик” обалдевшему Калашникову в кабинете начальника полигона. — Доставим тебя и твоё изобретение в целости”.

На перроне капитан Лобов оставляет Калашникова один на один с опытным образцом ручного пулемёта, а сам удаляется по каким-то своим делам. И знаете, кто оказывается рядом с конструктором-оружейником? Правильно — заключёные. Один из них через решётки распознал в Михаиле своего брата. Тщетно пытался криками привлечь его внимание. Михаил не отзывался — ну разве можно показать, что твой брат ЗК, если рядом шныряет упоротый “силовик”.

В купе Лобов поставил на стол бутыль самогона и глушил спиртное гранеными стаканами. Напряжение между сотрудником НКВД и сержантом Калашниковым нарастало и…

По лесной дороге под проливным дождём два человека тащат огромный ящик. В какой-то момент один из них признаётся, что заблудился, второй выхватив ТТ обвиняет спутника в измене и два человека сходятся в рукопашной схватке. Катаются в дождевых лужах, мутузя друг друга ногами и руками. Побеждает фронтовой опыт. Калашников завладел табельным оружием, направил его на поверженного врага и заявил, что-то вроде: “Я за арестованного брата не в ответе”. Капитан НКВД подумал, вытер лицо и спокойно заявил: “Ну, и ладно! Без претензий”.

А вот соответствующая сцена в мемуарах Михаила Тимофеевича:

“Вместе с инспектором отдела изобретательства М. Н. Горбатовым, о котором я уже писал как о человеке, горячо болевшем за состояние изобретательской и рационализаторской работы в войсках округа и немало сделавшем для ее развития в военные годы, мы выехали на полигон. Дорогу из Москвы на полигон я теперь хорошо знал. Поэтому мы убыли туда самостоятельно. Но вот на пути от станции непосредственно до места нам довелось пережить немало неприятных минут. Вышли из вагона ночью. На улице свирепствовала метель. Надо было преодолеть несколько километров по пешеходной тропе. В ясную солнечную погоду пройтись по ней — одно удовольствие. А тут — снежная круговерть. У нас еще с собой солидный ящик с грузом образцов. Сняли с себя ремни, обвязали ящик и потащили его волоком. Другого выхода не было. Пока добрались до контрольно-пропускного пункта, буквально выбились из сил”.

“Взгляд на пройденный путь “

Смотреть или нет «Калашников» — решайте сами. Мы, например, даже предполагая (небезосновательно — достаточно почитать интервью Юрия Борисова ), куда занесёт сценаристов и режиссёра их фантазия, на такие фильмы ходим. Совсем не за тем, чтобы потом «оттоптаться» в рецензиях, а с прикладной точки зрения. Тем не менее, актёрская игра в фильме великолепна и вытягивает никакущий сценарий до уровня смотрибельности. Но перед просмотром обязательно прочитайте мемуары Михаила Тимофеевича и сравните с увиденным на экране. Тогда фильм “Калашников” для вас заиграет новыми красками — в нём ещё много «чудных» моментов.

Источник: https://samarafilm.ru/2020/02/...

Поддержать фильм о подвиге советских речников "Волга в огне": https://planeta.ru/campaigns/v...

Сегодня 19 марта на Украину прилетело

А почти ничего и не прилетело, спали спокойно. Как я понимаю, происходит доразведка готовых целей, меняется место, с которого наносится удар, как и сам инструмент удара. Позавчера разва...

Обсудить
  • Они художники,они так видят.
  • Неужели нельзя снимать фильмы про свою страну с любовью к ней. Вне зависимости от того Московское это царство, Российская империя, СССР или РФ!
  • Я лучше книгу почитаю и этим ограничусь, чтобы не портить от неё впечатление.
  • Смотреть враньё — дань уважения? У автора сбиты приоритеты.
  • ---На мой взгляд, художественный фильм «Калашников» смотреть нужно обязательно.--- ага. щас. только шнурки поглажу и сразу побегу.