Может ли человек помочь другому человеку?

27 13594

На первый взгляд кажется, помощь ближнему дело, безусловно, хорошее, особенно если он очень просит.

Читаем письмо, полученное колдуньей-целительницей от благодарной клиентки:

«Экзамен сдан на «пятерку», сын в восторге: билет попался как по заказу! А талисман правда до окончания института будет работать?»

Ну, у «колдуньи», понятно, бизнес, а благодарственное письмо - рекламная замануха.

Но допустим!

Просьба была, всё исполнилось к всеобщему удовольствию, но что-то тут не так. Клиентка надеется, что и дальше все будет так же легко, то есть можно будет учить по одному билету и благополучно добраться до диплома. Ну и какой же это будет специалист?

Разумеется, можно попросить и по-другому: заказать, например, амулет на улучшение памяти или усидчивости, после чего любой билет окажется легким. Но и здесь не всё так просто. Вполне возможно, что именно эти качества наш студент должен по своей жизненной миссии развивать самостоятельно. К тому же факт исполнения желания не обязательно гарантирует наступления счастья.

В самом начале моих занятий - научным мракобесием, произошел забавный случай. У нас в фирме работала бухгалтером молодая девушка-студентка, спортсменка и все при ней, однако же – вечно ходила мрачная. Такое вот у нее было мироощущение: весь мир плохой, а мужчины – так те сплошь подлецы и негодяи. Мы с ней встречались по работе раз в неделю, но все равно видеть этот сосуд скорби было выше моих сил. Ну и предложил шутки ради: «Я еще не волшебник, а только учусь, но три желания могу исполнить, так что подумай хорошенько и приходи».

А она и в самом деле явилась через неделю со списком. Я немного удивился, но раз обещал – надо выполнять. И вот что это были за желания:

– Во-первых, хочу после окончания института устроиться на престижную высокооплачиваемую работу.

– Потом хочу съездить в Париж.

– Ну и, наконец, хочу выйти замуж; разумеется, чтобы жених был богатый, красивый, сексуальный, и все такое.

Если рассматривать эти желания по отдельности, так вроде все разумно. Однако вместе они как-то не связывались.

Я говорю: «Зачем мечтать о Париже, ведь если будет доходная работа, то Париж не мечта, а обычные планы: позвони в турагенство – путевку домой принесут. Ну а случись жених с указанными параметрами, так тем более не о чем волноваться, мало того, и работа не потребуется».

Ответ был весьма показателен: «А вдруг я выйду замуж, а он меня бросит, а с работы ведь могут и уволить». Вот так вот. Она даже в мечтах не могла представить себе жениха не подлецом, а начальника не сволочью.

Конечно, ей можно помочь, только это будет странно выглядеть со стороны.

Если у человека установка на то, что мир ужасен – благом является именно реализация именно этой установки. В данном случае счастьем будет, если я как мужчина стану хватать её за коленки, а как начальник уволю без выходного пособия.

В общем, желания я не исполнил, и пришлось ей уволиться самостоятельно и искать начальника негодяя в другом месте.

А вот исцелить больного – вроде бы однозначно хорошо. Тем более что просит и больной и сочувствующие родственники.

Традиционная медицина, в случае болезни отдельного человека лечить организм и не собирается. Есть внешняя агрессия в виде бактерии или вирусов, убить которых – и есть лечение. А почему пациент этого сам не может? – А потому что больной.

Однако и у нетрадиционной медицины не все так просто.

Вот собрался некто контракт важный подписывать, а на следующий день в ЗАГС идти, а тут, как назло, такая напасть – температура «под сорок», или поскользнулся и ногу сломал.

Но появляется суперцелитель и за полдня ставит нашего больного на ноги. Бумаги подписаны, свадьбу сыграли, все счастливы, а через месяц вожделенный контракт приводит к разорению, а столь же желанная молодая жена – в тюрьму.

А ведь целителю, в отличие от участкового врача, следовало бы знать – ничего не бывает случайно, и причина недуга – не вирус, и не скользкая ступенька. Поэтому перед магическими лечебными процедурами полезно задаться вопросом: лечить или не лечить?

Разумеется, обычный врач, приехавший на вызов к больному, такой вопрос не решает, а помогает в любом случае, вернее, совершает некие действия и отвечает только за то, насколько эти действия были профессиональными. И, естественно, мать делает все, что может для спасения своего ребенка, отвечая за свои усилия, а не за результат, поскольку не ведает, что творит.

Существует легенда о том, как двести лет назад женщина всю ночь молилась о выздоровлении своего мальчика, а когда под утро уснула, прямо у алтаря, ей явился Архангел и объяснил: «Ребенок должен умереть, если же он выздоровеет, то станет государственным преступником и кончит жизнь на виселице. Теперь, зная все последствия, ты можешь сама исцелить его или дать возможность умереть».

Женщина проснулась, приняла решение, сын выздоровел, вырос и оказался в декабре на Сенатской площади, а потом на виселице. В этом случае ответственность за произошедшее событие мать декабриста не может свалить на суд, судьбу и палача – всё знала и всё сама решила.

Правда, бывают случаи, когда проблема выбора видна невооруженным глазом. Наблюдая за погоней и имея возможность вмешаться, необходимо как минимум сначала решить – кому именно следует помогать. Следует, по возможности быстро, определить: какие парни «хорошие», а какие «плохие» – догоняющие или убегающие.

По сути дела, помощь является формой соучастия в чужом деле, в чужой судьбе. И, естественно, соучастие, как акт свободной воли, предполагает ответственность, прямо пропорциональную доле участия в этом, теперь уже общем, деле.

Разумеется тот, кто просит о помощи, при этом вольно или невольно навязывает другому человеку часть своей ответственности, и в случае негативных последствий придётся платить не только за себя, но и за то, что подставил другого.

Из всего этого не следует, что во всех случаях не надо помогать или отказываться от помощи.

Игнорирование призывов утопающего неизбежно порождает ответственность, иногда даже уголовную. Точно также попытка самому погасить пожар, отказавшись от помощи пожарных, может иметь самые трагические последствия, и не только для себя самого.

Любой человек вправе сам решать, кому и как помогать. Но принимая такое решение, следует помнить о принципе полярности, присутствующем в отношении человека к окружающему миру. Одни хотят изменить мир и сделать его, как им кажется лучше. Другие меняют себя. А поскольку цели могут быть разными, то по разному решаются и задачи, возникающие у людей, желающих оказать помощь и получить её.

Психолог: Здравствуйте, какая у Вас проблема?

Клиентка: У меня-то нет проблем, а вот сын плохо учится.

– А почему же он не пришел?

– Так он как раз жизнью доволен, играет целыми днями на гитаре в своем ансабле и счастлив.

– А Вы почему здесь?

– Так ведь экзамен на носу, я за сына очень волнуюсь.

– Я так понимаю свою задачу: у Вас проблема в том, что Вы волнуетесь, и это волнение нужно убрать?

– Да, но как же сын?

– С ним всё в порядке, Вы же сами сказали, что он счастлив.

Психолог в данном случае разговаривает с клиенткой с точки зрения творца. А вот как решает аналогичную задачу классическая магия.

У женщины проблема – муж пьет. Принцип изменения мира предполагает изменение мужа, что вполне возможно. Допустим, после применения соответствующих методик он действительно пить перестанет, но так как мы не выяснили, отчего он пил, то и причина не устранена, т.е. муж вполне может начать колоться наркотиками или просто походит месяц трезвый и тихий, а потом также тихо повесится.

Есть, однако, и другой путь. Женщина должна измениться сама. На первый взгляд, странный подход – муж пьет, а ей меняться. Тем не менее. Посмотрим, а почему она терпит такого мужа? Причин сколько угодно: квартира, деньги, дети, мало ли что еще. То есть она от него зависит, муж – хозяин, жена – рабыня, а рабство, как мы помним, дело абсолютно добровольное. Вот это и есть проблема. И решается она путем освобождения женщины от рабства. Для этого тоже есть специальные методики, исключающие манипуляцию мужем. В центре внимания только женщина: она хочет, у неё свободная воля, она имеет право и меняется. А как же муж?

А по-разному. На его волю никто не покушался. Возможно, увидев перед собой не рабыню, а партнера - пить перестанет, а возможно женщина найдет себе другого мужчину или вообще как-нибудь обойдется.

Как видим, всё опять сводится к проблеме выбора. Причем знание всех последствий этот выбор не облегчает, а как раз наоборот. То ли дело выполнять приказ, следовать присяге, клятве Гиппократа, или еще какому-нибудь профессиональному кодексу. Выполнять свой долг тоже порой нелегко, но действовать, зная, чем всё кончится во всех возможных вариантах, ещё сложнее.

Может показаться, что есть способ помочь ближнему, не разделяя с ним ответственность за его решения. Действительно, а что если ограничиться тем, что бы показать человеку - варианты будущего и последствия, а дальше пусть сам идет, и сам последствия расхлебывает. Увы, иногда этого бывает недостаточно.

Подъезжает богатырь к развилке дорог, а там, как водится, – камень с надписью: «Направо пойдешь… Налево пойдешь…» – в общем, кругом плохо. Он как раз видит суть выбора – надпись на камне вполне разборчива, но вот решимости как-то не хватает.

Солдатам в составе армии решимость обычно прибавляет: стакан водки, сожжённые позади мосты и прочие известные мероприятия.

Есть, однако, и другой метод. Спросим у витязя - чего он в путь собрался?

А ведь была причина. Кто хочет красно девицу от Кощея освободить, кто с Соловьем-разбойником сразиться. Но путь долгий, яркость воспоминаний тускнеет и вполне можно у камня заночевать, а утром, глядишь, еще народ подтянется, к тому же место неплохое – в лесу дичь разная водится, а в речке рыба, так что можно никуда и не ехать.

Не знаю как сейчас, но в застойные годы робким десантникам решение на первый прыжок «помогал» принять старшина – коленом под зад. Но иногда действовали и по-другому: в самолет к новобранцам подсаживали девушку, спортсменку, парашютистку.

И, действительно, большинство сразу становились храбрецами.

Так что для богатырей, злоупотребляющих отдыхом на распутье, полезно установить видеоплеер и крутить рекламные ролики о красных девицах и зверствах иноземных супостатов.

Как видим, выбор вовсе не в том, по какой дороге ехать.

Эрих Фромм так сформулировал, в чем заключается помощь и спасение:

«Я убежден, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав за него выбор. Все, чем может помочь один человек другому, – это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий существование альтернативы. Столкновение с реальностью может побудить дремлющие в человеке силы и помочь ему выбрать жизнь в противоположность смерти. Если же человек не способен сам выбрать жизнь, то никто другой не способен вдохнуть жизнь в него».


Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Вчера 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

Обсудить
  • Много накручено, кому то будет о чём задуматься. И всё-же помогать это правильно. Кажется, что ты разделяешь ответственность, но это не так. Ты делаешь поступок - хороший или плохой. Никто не обязан быть провидцем. А вообще во Вселенной всё взаимосвязано.
    • C
    • 14 мая 2018 г. 09:32
    Читал..Читал...и Остановился, чтобы написать Вам - может. (Будьте собраннее в мыслях, будет лучше видна последовательность смысловой нити заметки)
  • Очень часто люди думая что делают добро, на самом деле делают зло
  • Так ведь в том и дело, что специалист как раз имеет знание, желание, и возможность помочь. А атсральный оккультист может иметь максимум - желание, да и то не всегда, как вы и показываете, а в тех случаях когда такое желание имеет, то оно продиктовано финансовой заинтересованностью. В примере с экзаменом сданным при помощи "амулета": клиент совершенно правильно интересуется, будет ли это работать всю учёбу? Конечно нет, повезло. И если нужна гарантия сдачи экзаменов, то обратиться нужно к специалисту - преподавателю, репититору и, конечно, самому приложить усилия. А оккультист лишь предложит иллюзию выбора и вместо помощи лишь переложит ответственность за неправильный выбор на клиента, а выбор будет неправильным в любом случае, ибо сам факт обращения к "магу" вместо учителя, врача, пожарника, психолога и т.п уже является в корне ошибочным, так как подразумевает решение проблемы "взмахом волшебной палочки".
    • Rha
    • 14 мая 2018 г. 10:09
    Очень уместные, показательные примеры "помощей". У меня тоже с давних пор любимая фраза: "Помогая другим, не навреди себе!" Действительно, лучшая помощь - максимально объективно показать просящему всю картинку развития событий. Но не каждому это дано...