• РЕГИСТРАЦИЯ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ

2 1537

                                     Утёс Степана Разина на Волге

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/JDiisO6fN-g

* * *

Дмитрий Михайлович Балашов принадлежит к тому явному и растущему количественно меньшинству наших соотечественников, которые относятся к истории своего народа небезразлично. 

Интерес к истории – не всеобщий удел.

И все же в том, что люди неодинаково относятся к историческому и культурному наследию, доставшемуся им от предков, нет ничего удивительного. Мы живем в изменяющемся мире, и эти изменения, происходящие не только вовне, но и внутри нас, влияют на наше поведение, хотя осознается такое влияние далеко не всегда. 

Поэтому в одно время люди изучают свое историческое прошлое без предубеждения, ценят и берегут его, а в другое время – прошлое отбрасывается, подобно ненужным осколкам, им пренебрегают и делают его объектом насмешек.

За последние 150 лет у нас в России споров о ценности и значимости отечественной истории было более чем достаточно.

И воинствующие нигилисты, видевшие в России лишь «нацию рабов», и ослепленные мифами славянофилы, говорящие о нации-избраннице, «народе-богоносце», были, наверное, одинаково далеки от истины. 

Главная проблема лежит в иной плоскости.

Прежде чем ставить вопрос о холопстве или величии, нужно спросить себя и читателя: что есть сам народ, где корень отношения человека к тому, что он называет историческим прошлым своего народа? 

Парадоксально, но ближе всех ученых XIX и даже XX в. оказался к ответу на этот вопрос Александр Сергеевич Пушкин:


Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.


Свое первое произведение «Господин Великий Новгород» Д. М. Балашов начал писать в 1966 г. Вскоре после этого в деревне Чеболакше он пишет и читает своей матери второй роман на ту же тему: «Марфа-посадница» (1972).

Уже в этих ранних вещах Д. М. Балашова явно обозначился талант исторического романиста. Не всякий рискнул бы начать свою литературную карьеру сразу с больших полотен, да еще посвященных такой запутанной и сложной проблеме, как противоборство Москвы и Новгорода в XIV-XV вв.

* * *

И все же самой сложной проблемой, которую затронул Д. М. Балашов в «Государях Московских», несомненно является проблема русско-золотоордынских отношений, вопрос о пресловутом «татарском иге».

Пожалуй, ни один из многочисленных мифов отечественной истории не имеет таких глубоких корней в обыденном, народном сознании и научной мысли, как миф о «татарском иге». 

Принято думать, что поскольку в XII в. Киевская Русь была цветущим государством, а в конце XIII в. находилась в несомненном упадке, то виноваты в упадке монголы, поработившие Русь в ходе «Батыева завоевания» 1237-1238 гг.

При этом, однако, начисто игнорируется самое главное – политическая ситуация, существовавшая вокруг Руси и Монгольского Улуса в XIII в.

Вкратце изложу данную мной в свое время характеристику коллизии.

В конце XII – начале XIII в. создавшееся монгольское государство находилось в состоянии непрерывных военных конфликтов с нежелавшими подчиняться власти Темуджина племенами. 

Одними из самых упорных врагов монголов были меркиты. Разбитые монгольским войском в 1216 г. на Иргизе, остатки непокорившихся меркитов откочевали к половцам. Половцы приняли их и стали, таким образом, врагами монголов. Борьба с половцами затянулась и была продолжена уже при преемнике Чингисхана – его сыне Угэдее.

Еще в 1223 г. монголы, преследуя половцев, впервые соприкоснулись с русичами. Черниговские князья, находившиеся в союзе с половцами, присоединились к ним в противостоянии монголам. 

Монгольское посольство, прибывшие для объяснения монгольских позиций и согласное с русским нейтралитетом, было русскими князьями истреблено, причем в числе запятнавших себя убийством неприкосновенных дипломатов был и князь Черниговский и Козельский Мстислав.

Вот здесь-то и сыграла свою роль разница в стереотипах поведения между этнически молодыми монголами и представителями умирающей Русской Земли. В условиях славянской обскурации XIII века убийство посла не считалось чем-то из ряда вон выходящим, ибо политическая практика была полна примеров, когда убивали не только чужих послов, но и своих собственных родственников.

Иначе смотрели на подобные вещи монголы, считавшие обман доверившихся (т. е. предательство) худшим из грехов. 

У монголов XIII в., находившихся в этническом подъеме, получила распространение этика, предусматривавшая коллективную ответственность, в том числе и за предательство, ибо монголы рассматривали способность к предательству в качестве наследственной черты характера. 

Понятно, что в таких условиях столкновение не на жизнь, а на смерть стало неизбежным.

Битва на Калке и уничтожение уже во время Батыева похода населения «злого города» Козельска, принадлежавшего Черниговскому княжеству, показали, что предательство – дело хотя и увлекательное, но не всегда безопасное.

Поход Батыя не выпадал из общего контекста монгольских военных усилий, ибо имел целью выход в тыл половцам, откочевавшим после Калки в венгерскую пушту. 

Пройдя по Руси «изгоном», монголы не оставляли гарнизонов, и таким образом дань платить было после Батыева похода просто некому. 

Из 300 русских городов Великого княжества Владимирского монголы захватили лишь 14, а целый ряд городов (Углич, Кострома, Тверь, Ростов и другие), приняв предложенный монголами компромисс, вообще избежали разрушения, связанного со взятием.

Что же касается Киева, то этот город к тому времени был сильно ослаблен и разрушен, поскольку выдержал в начале XIII в. несколько осад и разорений от русских князей (1203 – Рюриком Ростиславичем Смоленским, 1235 – черниговскими князьями). Конечно, монгольский поход принес много жертв и разрушений, но такова была тогда каждая военная кампания. Ежегодные усобицы русских князей тоже стоили немалой крови и блага населению не приносила.

Более сложным является вопрос об уплате дани, которая обычно считается наиболее весомым аргументом в пользу «татарского ига».

Поход Батыя состоялся в 1237-1238 гг., платить дань Русский Улус начал лишь в 1259 г.

Разрыв в два десятилетия заставляет искать других объяснений. Обратимся снова к анализу политической ситуации.

После смерти великого хана Угэдея (1241) на ханском троне его сменил Гуюк. К этому времени в самом Монгольском Улусе борьба за власть уже получила достаточное развитие: злейшим врагом Гуюка и был Бату. С воцарением Гуюка у него оставалось мало шансов на победу, ибо его военная сила и материальные средства были крайне ограничены.

После ухода других царевичей-чингизидов у Бату осталось лишь 4000 верных монгольских воинов, и это в стране, население которой было более 6 млн. человек. В такой ситуации о наложении «ига» и речи не могло быть: напротив. Бату крайне нуждался в союзниках из числа русских князей, которые могли бы удержать население от бунта и в обмен на военную помощь пополнять казну хана финансами.

И Бату нашел союзника в лице Александра Ярославича Невского. Причин тому было несколько.

Во-первых, князь Александр еще с 1242 г. отчетливо понимал опасность западноевропейской агрессии на Русь. Ему, таким образом, союзники тоже были жизненно необходимы.

Во-вторых, будучи Мономашичем, князь Александр во внутрирусской политике противостоял черниговским Ольговичам. А ведь именно черниговские князья и были друзьями половцев и врагами монголов.

В-третьих, сам князь Александр Ярославич также был врагом Гуюка, поскольку его отец, Ярослав, был отравлен в Каракоруме матерью Гуюка, ханшей Туракиной. (Туракина поступила так, поверив доносу на князя Ярослава его же боярина Федора Яруновича.)

Видимо, учет всех названных обстоятельств и привел Александра Невского к мысли о союзе с Батыем.

Александр поехал в Орду. 

Побратался с сыном Бату – несторианяном Сартаком – и заключил договор об уплате дани в обмен на военную помощь. Политика Александра не встретила на Руси всеобщей поддержки и понимания, но даже после его смерти оказалась конструктивной.

Так в 1269 г. орденские войска угрожали Новгороду.

При появлении небольшого татарского отряда «немцы замирашася по всей воле новгородской, зело убояхуся и имени татарского».

Русь, вернее та её северо-восточная часть, которая вошла в состав Улуса Монгольского оказалась спасена от католической экспансии, сохранила и культуру и этническое своеобразие. 

Иной была судьба юго-западной Червоной Руси– Попав под власть Литвы, а затем и католической Речи Посполитой. она потеряла все: и культуру, и политическую независимость и право на уважение.

Дальнейшие исторические события еще более усложнили ситуацию. Поскольку Монолитный Монгольский Улус распался на 3 различные орды (Золотую, Синюю и Белую), каждая из них стремилась первенствовать.

Монголы Золотой Орды были немногочисленны и частью придерживались традиционной монгольской веры – вариант митраизма, частью были христианами несторианского толка. 

Веротерпимость являлась одним из основных стереотипов поведения, принятых в Монгольском Улусе. Считалось, что дело хана – требовать службы, покорности и повиновения, а вопросы совести относились к компетенции личности.

Однако купеческое население поволжских городов было в основном мусульманским и стремилось отнюдь ни к веротерпимости, а к пропаганде своей веры среди победителей. 

Ислам, таким образом, тоже начал проникать в монгольскую среду распространяясь и на ханов. И вот здесь-то и проявилась разница в отношении к населению Русского Улуса.

Ханы-мусульмане (Берке, Тудан-Менгу), естественно, смотрели на христиан Руси как на податное население – «райю» и проводили более насильственную, эксплуататорскую политику.

Ханы «монгольской веры» (Бату, Сартак, Менгу-Тимур, Тохта), напротив, соблюдали традиции союза с Русью, ибо активно использовали растущие русские военные силы и в борьбе за власть, и во внешних войнах (Менгу-Тимур – в войнах на Кавказе, а Тохта – в борьбе за власть с темником Ногаем).

Таким образом, до начала XIV века русско-золотоордынские отношения были крайне неоднозначны и изменялись под влиянием религиозно-политической ориентации золотоордынских ханов и русских князей.

Все изменилось в 1312 г., когда новый хан Узбек произвел переворот, провозгласил мусульманскую веру государственной религией и казнил всех царевичей-чингисидов, ценивших свою совесть больше, нежели свою жизнь.

С этого момента православная Русь действительно оказалась под игом, но только не «монголо-татарским», а «мусульманско-купеческим», поскольку Узбек опирался на торговое население «сартаульских» городов.

Именно с этим игом – религиозным – боролись наши предки до 1480 г.

Выплачивая дань – «выход царев», государи московские параллельно положили начало процессу собирания русских земель вокруг Москвы, руководствуясь новыми, заимствованными у монголов и дотоле на Руси не известными принципами устроения власти: веротерпимостью, верностью обязательствам, опорой на служилое сословие.

Именно возрождение на Москве монгольских традиций, традиций Чингисхана вело сюда всех тех монгольских и тюркских богатырей, которые не хотели служить Узбеку и его потомкам. 

Традиции Союза со Степью оказались жизнеспособны и плодотворны, они материализовались в политической практике Московского государства XVI-XVII вв., когда вся бывшая территория Золотой Орды вошла в состав Русского государства.

Монголы, буряты, татары, казахи столетиями пополняли ряды русских войск и бок о бок с русскими защищали свое общее Отечество, которое с XV в. стало называться Россией. 

И потому принятая Д. М. Балашовым в «Государях Московских» концепция русской истории, сколь бы необычной она ни казалась, представляется мне справедливой.

«Государи Московские» отражают подлинную, а не мифологическую историю нашей Родины, и потому я осмелюсь рекомендовать эти книги всем, кому судьба Родины небезразлична.

Лев Николаевич Гумилев - Бремя таланта


Здесь представлены избранные мной отрывки из статьи, полностью Бремя таланта Льва Гумилёва по ссылке на Источник.

* * *

Когда занимался поисками даты написания этой статьи Львом Гумилёвым, вычитал интересные строки о Хазарии:

В августе 1960 года Гумилёв вновь отправился на Волгу с намерением раскапывать т. н. бэровские бугры (возвышения в дельте, не покрывавшиеся водой при повышении уровня Каспия, названные в честь академика К. Бэра). 

Собственно, экспедиция была геологической, возглавляемой А. Алексиным, который и исследовал бэровы бугры; благодаря геологам экспедиция располагала моторной лодкой, грузовиком и рабочими. Раскопки шли на Бугре Степана Разина, где вскоре был обнаружен могильник, который мог относиться к хазарскому времени.

О результатах Гумилёв сообщал Абросову так: 

«Хазария оказалась типично речной страной, расположенной южнее Астрахани, на площадях, частично ныне затопленных. Они [там] жрали рыбу и арбузы, а кочевниками не были. Об этом буду нынче писать»

* * *

Ещё в 1978 году Гумилёв получил заказ на очерк о Хазарии для научно-популярного альманаха «Прометей» и написал «Зигзаг истории» — о захвате евреями власти в Хазарском каганате и ликвидации еврейского ига князем Святославом. 

Многие постулаты по истории обращения хазар в иудаизм Гумилёв почерпнул из исследований Артамонова, но придал им гораздо более радикальную трактовку.

Так, например, ещё в 1950-е годы он писал об этом П. Н. Савицкому:

«Евреи, просочившись из Византии в Итиль (столица Хазарского каганата), захватили „по блату“ (другого термина не могу подыскать) все видные должности и, опираясь на наёмную туркменскую гвардию, установили в Хазарии деспотический режим, жертвой которого оказались простодушные хазары…» — Письмо Гумилёва Савицкому 19 декабря 1956 года.

Последние страницы «Зигзага истории» посвящены экскурсу в историю антисистем. Хазарский каганат Гумилёв признавал не только этнической химерой, но и «антисистемой», продемонстрировав неприязнь к иудаизму.

В 1981 году очерк был возвращён автору. Гумилёв через суд добился выплаты гонорара, но опубликовать очерк удалось только в 1989 году, когда он был включён в книгу «Древняя Русь и Великая степь»

Источник 

На этом всё, читайте исторические книги, сопоставляйте факты и складывайте для себя мозаику из разных фактов о прошлом нашей Родины, всего хорошего, канал Веб Рассказ

До свидания.

* * *

https://youtube.com/@webrasskaz - Мой канал Веб Рассказ

    Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

    Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

    «Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

    Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

    Россия против Запада: гонка на выживание

    Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Веб Рассказ 27 марта 18:48

      Нет повести печальнее на свете, чем повесть про живущих в интернете.

      Из Записных книжек 2023 года советского и российского филолога, культуролога, прозаика, поэта, публициста и переводчика, профессора МГУ Владимира Елистратова:Реальная студентка по фамилии Трибесёночкина. Очень симпатичная.***Сейчас уже известная шутка звучит так: «Шутки шутками, но детей может и не быть».***Не «время уходит, а мы остаемся», а «мы уходим...
      727
      Веб Рассказ 25 марта 12:12

      Легендарный «Наследник из Калькутты».

      Моим рожденные словомГиганты пили вино Всю ночь, и было багровым,И страшным было оно.Николай ГумилёвОтец очень любил Гумилёва, хотя величайшими поэтами XX века считал Блока и Маяковского. Он был их современником, пусть младшим. Он прожил долгую жизнь, был свидетелем многих исторических событий: от Первой мировой войны до начала горбачевской перестройки....
      446
      Веб Рассказ 24 марта 16:43

      История Эпохального Изобретения.

      Практически «вечный» аккумулятор, которого не может быть. Ни сам аккумулятор, ни электромобиль на таком аккумуляторе, который закроет эру нефти и газа на планете, нефтяные и газовые магнаты просто не могут допустить в производство. Эпохальное изобретение можно выкупить за два миллиарда долларов и уничтожить или уничтожить изобретателя и его из...
      1241
      Веб Рассказ 22 марта 12:31

      Буди во мне зверя.

      Этот мир был любопытнее предыдущего. Кто бы мог подумать, что возможно настолько гармоничное сочетание среднерусской равнины с южноамериканскими джунглями. Недаром профессор Исайченко, светило земной науки, часто наведывался в дебри Амазонки с экспедициями. Никогда ещё мне не приходилось видеть человеческого сознания с таким причудливым пейзажем. В...
      413
      Веб Рассказ 20 марта 17:48

      Тайны сибирских сопок. Часть 2.

      Продолжение. Первая часть видео здесь - Тайны сибирских сопок. Часть 1. В текстовом варианте здесь - Тайны сибирских сопок. Часть 1.* * *Да, это был уже не тот Заворотнюк, которого знал Севастьян и привыкли видеть селяне, его словно подменили, выглядел теперь совершенно иным человеком, мгновенно облачившимся в шкуру затравленного волка.– ...
      390
      Веб Рассказ 20 марта 10:25

      Тайны сибирских сопок. Часть1.

      Как и почему его будущие отец и мать переехали в Сибирь, Севастьян узнал от них в свои малые годы. Здесь, в Олёкминске, он родился, рос смышлёным, пытливым до знаний мальчишкой, дивила его тайга с её дремучими лесами, шумными речками, а какую зверушку если увидел, так неописуемый восторг охватывал. Грамоте научила мать - Мария Федосеевна. В св...
      663
      Веб Рассказ 19 марта 18:02

      Современная цивилизация - это обмен ценностей на удобства.

      На изображении - Дом медведей, от фотографа Дмитрия Коха.* * *Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать.Бертран Рассел.В науке слава достаётся тому, кто убедил мир, а не тому, кто первым набрёл на идею.Франсис Дарвин.Главное, чему учит нас чтение книг, - что лишь очень немногие книги заслуживают прочтения.Генри Луис Менкен.Говори...
      315
      Веб Рассказ 17 марта 09:59

      В нелёгкости росли, а радость была.

      На фотографии - В советское время пельмени лепили всей семьёй, помните?* * *ВОЛОГОДСКАЯ СТАРУХАСо старухой в поезде ехала. Да не как-нибудь - в плацкартном вагоне. В общий-то вагон сейчас не больно народ загонишь.Старуха эта вологодская, я вятская. Земля одинаковая, и жизни сходятся. Я чего вспомню, она поддерживает: эдак, эдак! * * *Эта тема озвучена м...
      464
      Веб Рассказ 16 марта 10:07

      ИИ (Искусственный Интеллект).

      – Да не бывает никаких вампиров! И нельзя снять видео с края чёрной дыры! И нет таких людей, которые питаются песком! Не бывает, понимаешь?Бен стоял напротив Джоан, которая, поджав под себя ноги, сидела в кресле и теребила в руке потрепанный пульт телевизора.– За минувшие сутки из могил восстали три тысячи пятнадцать человек, – послышалось из-за спины Б...
      292
      Веб Рассказ 15 марта 10:29

      История русской армии.

      Армия - это душа нации, а в войнах наиболее ярко и отчетливо отражается дееспособность нации и её государства. «История русской армии, - пишет Антон Антонович Керсновский, - это история жизни Русского государства, история дел русского народа, великих в счастье и несчастье, - история великой армии великой страны».* * *Эта тема озвучена мной в видео, текс...
      115
      Веб Рассказ 14 марта 09:05

      Парадоксальная история.

      Английский исследователь Д. Дэвенпорт посвятил 12 лет изучению раскопок древнеиндийского города Мохенджо-Даро в Пакистане. В 1996 году он сделал сенсационное заявление о том, что этот центр необычайно развитой Хараппской цивилизации был уничтожен 2000 лет до нашей эры в результате ядерного взрыва!* * *Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже: ...
      1050
      Веб Рассказ 11 марта 13:59

      Работать - это не быть рабом, а одухотворять дело!

      Не так давно, под одним из моих видео на YouTube, появился интересный комментарий от пользователя с ником Жарница (@zharniza), делюсь этим комментарием с вами:«Ярило у Северных Славян или РА у Южных Славян над каждым человеком, создает Светлые Дуги, поэтому существа, обладающие Душой - имели 600 Дуг, обладающие Духом же - 800 Светоносных Дуг. Дуги гасит...
      447
      Веб Рассказ 9 марта 16:10

      - Историю можно и так учить.

      На изображении картина белорусского художника Виктора Юшкевича - Домой.* * *История реальная. Можете верить, можете не верить.Как говорил Полиграф Полиграфович Шариков, воплощение западной демократии, «в настоящее время каждый имеет своё право».История эта произошла со студентом исторического факультета одного из столичных вузов неким Никитой Зубрилиным...
      766
      Веб Рассказ 6 марта 09:54

      В поисках чудесного 2. Я спросил Гурджиева.

      Я спросил Гурджиева, что нужно делать, чтобы усвоить его учение.– Что делать? – спросил Гурджиев, как бы удивившись. – Делать что-то невозможно. Прежде всего человек должен кое-что понять. У него тысячи ложных идей и ложных понятий, главным образом, о самом себе. И он должен избавиться от некоторых из них, прежде чем начинать приобретать что-то новое. И...
      1024
      Веб Рассказ 4 марта 11:12

      - Что же вы нашли?

      На изображении картина белорусского художника Виктора Юшкевича - Прошлое.* * *Профессор Санкт-Петербургского университета Фридрих Карлович Яттс выбрался из почтового тарантаса под сентябрьскую морось, и, кутаясь в набрякший от влаги плащ, с тоской посмотрел на свои желтые лакированные штиблеты, по щиколотку утопшие в грязь, на багаж, сваленный тут же, и...
      677
      Веб Рассказ 2 марта 10:20

      Хочешь светлого будущего - копи на чёрный день.

      АФОРИЗМЫ ОТ УМНЫХ ЛЮДЕЙ:Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.Отто фон Бисмарк.Люди не хотят жить вечно. Люди просто не хотят умирать.Станислав Лем.Наш век таков, что он гордится машинами, умеющими думать, и побаивается людей, которые пытаются проявить ту же способность.Г. Мамфорд Джонс.Перестав быть спорной, мысль перест...
      419
      Веб Рассказ 29 февраля 13:03

      В поисках чудесного.

      На изображении картина - После бури, белорусского художника-пейзажиста Виктора Николаевича Юшкевича (год его рождения 1961).* * *ПРЕДИСЛОВИЕНаступил век, сломавший привычный мир.Век больших машин, паровозов, пароходов, автомобилей и аэропланов… цивилизация сделала огромный скачок, и люди оказались в окружении машин и механизмов.Откуда взялся этот загадо...
      367
      Веб Рассказ 27 февраля 09:52

      Попутчик на тот свет.

      ПРЕДИСЛОВИЕ:...На самого писателя, Евгения Чирикова, «гроза жизненных будней» обрушилась в 1920 г., когда он уже не имел возможности оставаться на родине.Известно, что знавший Чирикова ещё по Казанскому университету В. И. Ленин передал ему записку следующего содержания:«Евгений Николаевич, уезжайте. Уважаю Ваш талант, но Вы мне мешаете. Я вынужден Вас а...
      570
      Веб Рассказ 25 февраля 10:23

      «Именно эти люди уничтожат христианство в нашей стране».

      В 1987 году, ещё довольно молодым человеком, я приехал в столицу и поступил в аспирантуру МГУ, лучший университет страны.Это время в моей памяти окрашено исключительно в солнечные тона и до сих пор освещает мою жизнь. Когда начались наши занятия, я с удивлением узнал, что один из аспирантов добровольно покинул аспирантуру.Понять мне этот его поступок бы...
      1274
      Веб Рассказ 23 февраля 10:50

      Непутёвый.

      В столице шум, гремят витии,Кипит словесная война...А там, там, в глубине России,Там вековая тишина!Некрасов. 1857 г.* * *Евгений Алексеевич был младшим из сыновей купца Тарасова. Он не оправдал надежд родителей и оказался прохвостом или социалистом, - как называл его отец, в сознании которого эти два понятия сливались в одно цельное, законченное предст...
      185
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика