• РЕГИСТРАЦИЯ
Британские чиновники покидают правительство после секс-скандала Джонсона, Бразильская фотомодель погибла на Украине

Воспоминания русских крестьян 18 века.

9 2280

В конце царствования Петра Великого жило в России около 16 миллионов человек. Более 13 миллионов - почти 90 % населения - составляло крестьянство.

Через 70 лет, в начале XIX столетия, в канун Наполеоновских войн, в России проживало около 42 миллионов человек. Более 36 миллионов (те же 90 %) были крестьяне.

В канун крестьянской реформы 1861 г. население России — 68 миллионов; 49 миллионов (84 %) - крестьяне.

К концу XIX в. в России проживало 116 миллионов человек; крестьяне составляли 80 % (93 миллиона).

В эти почти два столетия русской жизни крестьянское сословие было самым обширным из всего населения страны. И - самым «молчаливым». 

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/G1w8ZKq9n7g

* * *

Крестьянские воспоминания, а тем более дневники, единичны, почти уникальны.

Причина этого явления отыскивается как будто сразу же: крестьянское сословие в массе своей в России XVIII–XIX вв. было неграмотным. Впрочем, это обстоятельство не дает удовлетворительного объяснения: мемуары, как любое литературное явление, - это продукт не массовый, а единичный. 

В крестьянской же среде, как можно видеть хотя бы из собранных ниже воспоминаний, были достаточно грамотные и образованные люди

Одна из первых публикаций крестьянских воспоминаний в журнале «Русская старина» (1879) сопровождалась указанием редакции на то, что подобные воспоминания — «живое доказательство той несомненной и отрадной истины, что в народной массе отечества не оскудевают источники тех нравственных сил, представителями которых были Посошковы, Ломоносовы, Кулибины, Слепушкины, Кольцовы, Никитины и многие другие».

Так что причина здесь несколько иная и более глубокая. 

Ее попробовал объяснить Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» (1834):

«Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края в край по России, не зная ни одного слова по-русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия. Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud[наблюдатель]; никогда не заметите в нём ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывается по нескольку раз в день…»

(Обратите внимание на фразу Пушкина: 

«Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего». 

Как отличаются эти слова от того штампа, который был навязан о том, что русский крестьянин всегда был забит и рабски покорен. прим. от Веб Рассказ)

* * *

Крестьянские воспоминания — это не правило, а исключение в крестьянской обыденности. Из многих тысяч опубликованных русских воспоминаний о XVIII — начале XX в. крестьянских лишь несколько десятков.

Подавляющее большинство крестьян-мемуаристов — это выходцы из тех «великорусских» земель, которые некогда составляли северо-восток исторической Руси: Ярославская, Владимирская, Костромская, Вологодская, Архангельская, Нижегородская губернии.

Почти не осталось воспоминаний «южных» и «западных» крестьян - даже и из тех мест, что были некогда средоточием Киевской Руси.

Первыми «великороссами», как известно, стали те славяне, которые начали заселять Волго-Окское междуречье Восточно-Европейской равнины. Позднее историки назовут эту землю «колыбелью государства Московского».

Отдельные славянские поселения появляются там еще в IX в. В X–XI вв. возникают первые города: Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

В XIII в. славянское население там уже преобладает, в XIV достигает Заволжья.

В заволжском крае, - например, оказалось много раскольников-старообрядцев - в то самое время, когда на раскольников обрушились правительственные гонения.

Иван Аксаков, государственный чиновник, командированный в Ярославский край как раз по «раскольническим» делам, свидетельствовал в одном из писем из «раскольничьего» села:

«Здесь нет ни одного православного, хотя всё село по спискам полиции значится православным, и все жители на допросах показывают себя принадлежащими к великороссийской церкви. Но по исследованию оказывается, что ни одна душа никогда не была у Святого причастия <…> Но когда приезжает какой-либо чиновник, то десятский обходит жителей и говорит, чтоб шли в церковь. При нас церковь всегда полна, и вы не поверите, какое грустное впечатление производит вид этой толпы, лицемерно присутствующей и не умеющей молиться…»

«Лицемерие» ярославского мужика, показное «смирение» перед государственной «нечистью» - это очень действенный способ достижения независимости. 

Мужик исполнил «внешнее» требование: в церковь пришел, «сказался» православным. А что у него там, внутри, - не проведаешь.

 Времена протопопа Аввакума прошли, и та форма противостояния официальному насилию, которую избрали ярославские мужики, оказывалась единственно серьезной и действительно непримиримой.

* * *

Вот маленькая приключенческая «автобиография» крестьянина деревни Юшково Емецкой волости Холмогорского уезда Архангельской губернии Ивана Петровича Спехина: о событиях необычайных и необыденных крестьянин повествует просто, скупо и буднично.

«Родился я марта 30 дня 1785 года. На четвертом году моей жизни мать моя умерла. На седьмом году я уже умел читать и писать так хорошо, что мог читать на клиросе в церкви часы. От отца я остался на девятом году, по своему желанию поступил в мальчики к купцу в Верховажском посаде Алексею Лукьяновичу Лазареву. Через два года, переселившись в Архангельск, я поступил в услужение к советнику губернского правления Ивану Петровичу Владимирову, у которого жил три года. Затем некоторое время жил дома, в деревне. А в 1804 году нанялся в матросы к Власу Ермолину с тем, чтобы отправиться в Лондон на корабле, нагруженном пшеницей, куда пришли благополучно и товар сдали».

Обратим внимание на стиль этих подлинных крестьянских записей. Стиль почти пушкинский: архангельский мужик нутром чувствует, что «первые достоинства слога» суть «точность и краткость». 

Вдумаемся, что стоит за скупыми сообщениями: на четвертом году жизни остался без матери, а на девятом — без отца и вынужден был «поступить в мальчики» в чужую деревню. И неизвестно как, на седьмом году обучился грамоте. Никаких жалоб: сухой деловой стиль.

То, что произошло с Иваном Спехиным дальше, - вообще происшествие чрезвычайное, на тринадцать следующих лет оторвавшее молодого человека от родины. Но повествуется об этом событии так же просто и буднично:

«Перезимовав там (в Лондоне. — В.К.), весной собрались с одним балластом в обратный путь в Россию. Но только перед самым отходом я выехал со штурманом в город для разных покупок; штурман пошел в город, а я остался караулить шлюпку. С двух до пяти часов он где-то ходил, наконец пришел пьяный до зела и отпустил меня ненадолго походить. Возвратившись через полтора часа, я не нашел ни его, ни шлюпки: он уплыл без меня.

Таким образом, на закате солнца, за восемь верст от корабля, я остался один в незнакомом городе, не умея говорить; денег от разных покупок нисколько не остаюсь. 

Пришел к жиду и у него приютился на ночь. На другой день в 10 часов он повел меня в Ост-Индскую контору и там отдал в матросы, получив за меня пять фунтов (то есть 100 р. по тогдашнему курсу). Отсюда же меня отослали на корабль, отправлявшийся в Индию, не спросив ни паспорта, ни моего согласия на отправку. Жид из полученных денег ничего не дал мне, только привез после койку и одеяло.

На корабле дали мне имя Джон Петерсон. Вскоре наш корабль вместе с другими кораблями, в количестве 64 (в том числе были два брига и один военный корабль), отплыл. Таким образом шли мы до Мыса Доброй Надежды 8 месяцев, нигде не сходя с корабля на землю, только видели два острова: Мадеру и Тенериф. Мыс Доброй Надежды — гора высокая, как ровный стол, в половине ее проходят облака. Город тогда принадлежал Голландии. 

Пришел англичанин, высадил 3000 солдат и взял город приступом.

 Через три или меньше недели с фрегата был подан пушечный сигнал в отвал всем кораблям в Ост-Индию. Я же и несколько других матросов, которым также наскучила морская хода, остались в городе, не жалея 800 рублей жалованья за 8 месяцев, которое оставляли на корабле.

Потом я поступил к англичанам же в солдаты и два года жил денщиком у одного майора. Затем наш баталион был отправлен в Вест-Индию, на остров Барбадос, потом в Антигу и Сан-Люис. Тут я прожил шесть лет. Из 1000 человек нашего баталиона осталось только 200. Потом из Англии были присланы свежие солдаты, и баталион был снова сформирован и отправлен в колонию Суринам. Здесь я был сделан капралом, вскоре унтер-офицером и определен был над госпиталем штуром. 

В это время я знал уже арифметику и умел читать и писать по-английски. Здесь я дослужил срок службы, 14 лет (собственно, я служил восемь лет, но каждые два года считались за три). 

Это было в 1815 году, и я вышел в отставку. Так как я служил хорошо и исправно и жил воздержанно, то англичане просили меня снова поступить к ним в службу, но я пожелал возвратиться в свое отечество. Поэтому меня вместе с другими солдатами, тоже выслужившими срок службы, привезли в Англию, а оттуда отправили через канал в город Остенде; тут мне дали 500 франков. 

Из этого города я поехал в Брюссель, где явился к русскому посланнику. Он дал мне паспорт на проезд через французские города в крепость и город Мобеж. Здесь в канцелярии мне приказано было жить до отправки в Россию раненых и больных. 

Таким образом, в 1817 году, вместе с инвалидами, я прибыл на корабле в Петербург, потом в Архангельск. Здесь я был судим за самовольную отлучку, потому что корабельщик и штурман, по возвращении в Россию, показали, что я самовольно ушел с корабля, за что, по решению суда, я был наказан 10-ю ударами плетьми и за молодостью оставлен на родине»

Архангельский мужик Иван Спехин, не пожелавший оставаться британским гражданином Джоном Петерсоном, доживал жизнь в родной деревне в качестве крестьянского интеллигента:

«С 1825 года я принялся обучать за небольшую плату крестьянских мальчиков и девочек чтению и письму: чтению по часослову и псалтири, а письму по собственному начертанию и прописям. 

Мальчики приходили в восемь часов утра, в полдень два часа отдыхали, потом до пяти часов снова учились; тем же из них, которые жили далеко от моего дома, за ненастьем и морозами, я давал ночлег и похлёбку бесплатно. Обходился с учениками всегда кротко. 

Таким образом с 1825 года и до сего времени (1857 г. — В.К.) я обучил 250 мальчиков и девочек. Многие из них поступили в приказчики. Живу в своем доме. Женат был на двух женах, с ними я прижил семерых детей, из которых остались живых трое, все грамотны».

Многократно воспетый «архангельский мужик» Михайло Ломоносов, пришедший к высотам науки из тех самых мест, что и Иван Спехин, право же, не более «разумен и велик», чем «неизвестный распространитель грамотности». 

Ломоносов просто дальше пробился - ему повезло. 

Спехину повезло меньше. Но нравственный потенциал оттого не уменьшился, и этот жизненный сюжет запросто разворачивается в увлекательный роман, особенно если вчитываться в каждое слово.

Столь же сухо и сдержанно (хотя и не так лапидарно) рассказывает историю своей бурной жизни нижегородский крепостной крестьянин Николай Шипов в приведенных в этой книге воспоминаниях. 

И его тоже где только не носила судьбина! 

Из киргиз-кайсацких степей - в Румынию, и на Кавказ, и в Курск. И как просто повествуется о том, например, как, вынужденный бежать от преследований, он преодолевает - пешком, вместе с беременной женой! - тысячеверстное пространство. Для мужика это дело привычное: надобно прийти пешком из Кишинева в Одессу сына навестить - и пришел, о чем говорить?..

Персонажи и авторы этих мемуаров - люди, «выбившиеся» из уготованной им «сословной» колеи. Это те, кто занялись торговлей и вышли в купцы, или стали конторщиками, или крестьянские интеллигенты - учителя. 

В любом случае они оказались затронуты влиянием городской культуры.


Это отрывки из предисловия к книге - «Воспоминания русских крестьян XVIII — первой половины XIX века». 

ИСТОЧНИК

На этом всё, всего хорошего, канал Веб Рассказ, Юрий Шатохин, Новосибирск.

До свидания.

https://www.youtube.com/c/ВебРасскаЗ Мой канал Веб Рассказ

    Началось? ТВД России и Запада на пороге смены координат

    Для начала напомню: в апреле секретарь Совбеза Н.Патрушев предложил следующее: «Для суверенизации любой национальной финансовой системы ее платежные средства должны обладать внутре...

    Армия России уничтожила базы ВСУ и иностранных наёмников, западные ПТРК и РСЗО HIMARS (Видео)

    Вооруженные Силы Российской Федерации продолжают наносить удары по военным объектам на территории Украины.Ударом ВКС России по пункту временной дислокации 22-го мотопехотного батальона ...

    Почему санкции российской промышленности не страшны

    Вот жуткое видео из Пакистана, ядерной державы с населением в 240 миллионов человек. Рабочие делают глушитель для грузового автомобиля даже не на коленке, как в старых анекдотах про Китай, а прямо...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Веб Рассказ 5 июля 13:04

      Эти удивительные звёзды.

      Бакинцы, бывавшие до войны в Нагорном парке, вероятно помнят старика с телескопом. Я была тогда совсем девчонкой, но хорошо помню и старика, и телескоп, и косую надпись на жестяном плакатике: «Аттракцион «Зрительная труба» - 30 коп».«Зрительная труба» стояла в самой высокой части Нагорного парка, на каменных плитах возле недостроенного бассейна. Сквозь ...
      366
      Веб Рассказ 2 июля 08:48

      Памяти погибших исследователей непознанного.

      Они были первыми жертвами встреч с неизвестностью. С гарантией можно говорить только то, что эти жертвы были, увы, не последними. Задача этой темы - как можно больше минимизировать возможные потери… А потерь было достаточно много. Таких, когда причины гибели были достаточно непонятны, загадочны, в некоторых случаях даже пропитаны мистикой.(Для людей с...
      876
      Веб Рассказ 1 июля 08:37

      На RUTUBE, в некоторых случаях, цензура круче чем на YouTube?

      Вчерашнее видео - "Природа подарила нам инструменты бессмертия" не прошло модерацию на RUTUBE. Его удалили с моего канала на RUTUBE. Что конкретно послужило причиной не сообщается - общие фразы о нарушении правил, но ни одно из них мной в видео не было нарушено. В прошлом 2021 году, в августе, видео - "О чём не принято говорить", так же не прошло модера...
      282
      Веб Рассказ 30 июня 08:28

      Природа подарила нам инструменты бессмертия.

      Природа подарила нам инструменты бессмертия. Но из-за господства ортодоксальных воззрений и ФИЛОСОФИИ СМЕРТИ существует застой не только в церкви, но и в науке, бизнесе и политике.Смерть - это дурная привычка, впитанная нами как убеждение с молоком матери. Если отбросить привычку умирать - мы станем здоровей, счастливей и долговечней.Из книги - «Бросьт...
      1321
      Веб Рассказ 28 июня 09:47

      Невыдуманные истории.

      СОВЕТСКИЙ ПАСПОРТ Голландский город Утрехт. В тот августовский день 1966 года я сидел среди зрителей на трибуне бассейна «Кристалл». Шла заключительная игра финала европейского турнира по водному поло. Встречались команды СССР и ГДР. * * *Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже: Ссылка на видео: https://youtu.be/R21IzFDMNys* * *Это ...
      1937
      Веб Рассказ 25 июня 08:16

      Древние лампы, горящие вечно.

      «В апреле 1485 года в Риме, неподалеку от Аппиевой дороги, нашли мавзолей с саркофагом, а в нем юную девушку патрицианского рода… Она оказалась с виду как бы живой – красные губы, нежная кожа, стройная фигура… Когда открыли замурованную гробницу, вошедшие туда люди увидели лампу, которая горела уже полторы тысячи лет. Быть может, бактерицидному действию...
      2427
      Веб Рассказ 23 июня 07:50

      Самара - только о хорошем и необычном.

      Весь покрытый зеленью, абсолютно весь, остров вблизи Самары есть…Носит он донельзя прозаическое название Коровий. Находится в западной части города, где тёмные воды скромной реки Самары сливаются с могучей Волгой. С юга его пределы ограничивает протока Сухая Самарка. Ныне мало кто из горожан о нём вспоминает, ибо остров ничем не примечате...
      800
      Веб Рассказ 17 июня 10:51

      По закону сердца. Рассказ.

      Было это двадцать пять лет назад.Более трех тысяч километров проплыли мы по глухим притокам реки Таз на легкой ветке (так называют здесь лодку, выдолбленную из ствола кедра). В верхнем течении этих притоков не бывал еще человек. Только звериные тропы проторены по берегам, да неисчислимые стаи птиц кружат над водой.* * *Этот рассказ озвучен мной в видео,...
      666
      Веб Рассказ 13 июня 11:42

      Забытая история.

      Когда с высоких трибун говорят о том, что у России тысячелетняя история, забывают добавить - по христианским канонам. По славянскому летосчислению, по славянскому календарю - сейчас 7530 лето. Все славяне, в том числе и русские, об этом знают, но официально об этом в России не принято говорить.Пример, который как бы к этой теме и не относится, но очень ...
      2377
      Веб Рассказ 11 июня 12:54

      ЖИЗНЬ и РУССКОЕ СЛОВО.

                                               Новгородская областьЗнаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка»! Словарь Даля, Далев Словарь.Как всё...
      255
      Веб Рассказ 6 июня 10:13

      Таёжный рассказ.

      Колеса вагона ритмично отстукивали на стыках километр за километром, а я сидел в купе, предаваясь мечтам. Какова-то будет охота? Я еще ни разу не участвовал в зимней охоте с, настоящими охотниками-промысловиками - манси.В прошлом году на одном из бесчисленных притоков Оби я оказал услугу одному охотнику. Он перевернулся в обласке (лодка, выдолбленная из...
      730
      Веб Рассказ 4 июня 15:26

      «Вся Византия ославянилась».

      «Тот учёный, который считает свою точку зрения единственно правильной, перестаёт быть учёным» - не переставал повторять Владимир Васильевич Мавродин, профессор Ленинградского Государственного Университета.Его отношения с учениками-студентами никогда не носили характера навязывания своих мнений. Широко мыслящий учёный давал простор для мысли и своим учен...
      164
      Веб Рассказ 2 июня 15:26

      Это тема отдельного и небезопасного разговора.

      Цитаты от писателя Юрия Полякова:Добро - оно, конечно, зло побеждает. Но оно при этом очень устаёт.Любовь наполовину состоит из прощения.Народ, не уважающий собственных прошлых побед, обречен на будущие поражения.* * *Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже: Ссылка на видео: https://youtu.be/MCbcb8r1pjs* * *«…-кто был твой муж?- Не зн...
      626
      Веб Рассказ 31 мая 08:26

      Космический Магнит, или Уральская история.

                                 На изображении - Спираль эволюции.– Царство Бабы-Яги, а не место силы… Тоже мне, аномальная зона, – ворчала Светка, продираясь сквозь заросли кедрового стланика. Становилось всё темнее. Огромные ели...
      528
      Веб Рассказ 29 мая 09:49

      Сибирь научит. Как финн прожил год в Якутии.

                                          На изображении - Сибирь.«Дорогая, а что, если мы переедем с детьми на год в сибирскую деревню, в Якутию, в самый холодный регион проживания чело...
      2223
      Веб Рассказ 27 мая 07:40

      Имам Шамиль против России - как это было, коротко о главном.

      Кавказская война, о которой основная масса россиян имеет весьма приблизительное представление, всегда ассоциировалась у многих с именем имама Шамиля, который в течение нескольких десятков лет был на Кавказе идейным вдохновителем борьбы с Россией. Каким же образом Шамилю удавалось объединять и направлять десятки горных племен и кланов, которые никогда не...
      719
      Веб Рассказ 23 мая 14:14

      Существуют две истории: история официальная и история секретная.

      Редкие исторические фотографии: Раскопки Мачу-Пикчу, 1912.В 2007-м Юнеско признало город древних инков Мачу-Пикчу новым чудом света, хотя ещё в 1912-м, при проведении раскопок, археологи понимали, что наткнулись на постройки неизвестной исчезнувшей цивилизации.Редкие исторические фотографии: Экипаж Аполлон -1, 1966. Тренировка посадки на в...
      4692
      Веб Рассказ 20 мая 09:03

      Пушкин, потомок Рюрика.

      «Генеалогия - наука опасная, как и взрывчатые вещества, потому общение с нею рискованное» - утверждал Валентин Пикуль.Правоту этих слов Черкашин выверил собственной судьбой.Именно Андрею Черкашину, фронтовику, самому познавшему сколь неисчислимое множество чьих-то родословий безжалостно оборвала война, суждено было решить задачу неимоверной сложности - ...
      838
      Веб Рассказ 19 мая 09:25

      Таёжные приключения. Волчок.

      Егерь Анучинского зверопромхоза Иван Гончарук - мой давнишний приятель. Он первым научил меня разжигать костёр в ненастье, скрытно подходить к изюбрам, снимать, не порезав, шкуры с медведей, ставить капканы. Немало и других охотничьих премудростей перенял я у следопыта, для которого, казалось, не было ничего дороже тайги. * * *Этот рассказ озвучен мной ...
      624
      Веб Рассказ 16 мая 09:09

      Как я выпустила джинна из бутылки.

      Впервые я увидела ее три года назад. Тогда это была тишайшая девочка. Она робко выпрашивала автографы и смотрела на писателей круглыми от изумления глазами.За три года она не пропустила ни одного заседания литобъединения фантастов. Собственно говоря, никто ее не приглашал. Но и никто и не гнал (тут мы, безусловно, виноваты и несем полную меру ответствен...
      1682
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика