Православие или… что?

13 3448

Уже 25 лет мы регулярно слышим, что Россия — страна "православная". Президент В.В. Путин в ходе визита на Афон 2005 года заявил:

«в России с ее 145-миллионным населением подавляющее большинство - православные христиане. Это примерно 130 миллионов человек. И для нас возрождение России связано, прежде всего, с ее духовным возрождением» (Вечерняя Москва, № 168 (24213) от 12.09.2005, с. 1-2)

Согласно статистическим данным сейчас в РФ проживает 146 781 095, см. сайт Статдата http://www.statdata.ru/russia.

При этом Совет муфтиев сообщает:

«В нашей стране проживает более 20 миллионов мусульман.»
https://muslim.ru/articles/287...

Т.е., сумма одних только "православных" и мусульман больше всего населения страны — если принимать вышеприведённые заявления не критически. Буддистам, иудеям, атеистам, а так же младенцам, которые по определению не могут иметь никакой религиозной идентификации в этой совокупности места нет.

Легко догадаться, что данные эти лукавые и вообще, вряд ли их можно назвать «данными». Простое арифметическое сличение показывает нереальность таких выкладок. Если пристально поглядеть на православных и «православных» Российской федерации глазами Левада центра (который трудно упрекнуть в нелояльности власти), то картина получается следующая: 

Диаграмма Левада центра.

78% даст внушительное число — 114489254. Не 130 миллионов, но всё же — больше населения многих европейских стран. Однако на поверку "православные" по левадовской анкете выходят какие-то странные. Только 57% верят в бога, в царствие небесное — ещё меньше, всего 53%, а в загробную жизнь — 35%.

Если мы серьёзно относимся к "православию" — религии, которая на протяжении всего средневековья являлась важнейшей точкой самоидентификации нашего народа, то вынуждены признать: по представленным данным только 35% могут теоретически считаться православными. Ведь что такое христианин вообще и, в частности, православный? Это человек, который обязан разделять все пункты основы нашей религии — Символа веры. Символ веры в 11 и 12 пунктах ясно утверждает:

«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.»

Жизнь будущего века — это и есть загробное существование, вечная жизнь души. Те, кто не разделяет данные тезисы, не могут считаться "православными". Таким образом, по Леваде у нас не более 51 373 383 православных. Тоже весьма прилично, но не 114 и тем более, не 130 млн.

Однако сведения Левада центра вряд ли могут считаться объективными и исчерпывающими. Во-первых, мы не знаем выборку и конкретную стат. методику, которые были использованы в данном исследовании. Во-вторых, как говорят математики, представленные анкетой условия не являются достаточными.

Необходимо точно определить объект исследования, то есть, православных.

Итак, "православный" верующий это:

1. Человек, принявший таинство Крещения.

2. Человек, разделяющий до последнего пункта Никейский Символ Веры, вот он:
«Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь

3.Человек, который регулярно отправляет таинство Исповеди и принимает таинство Причастия.

4.Человек воцерковлённый. Т.е., регулярно посещаищий богослужения. Частота посещений строго не определена, но если это не происходит хотя бы раз в месяц, о православии всерьёз говорить не приходится.

5.Человек, который знает и соблюдает заповеди, вот они:
«Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.»

6.Человек, соблюдающий установленные ритуальные действия и таинства: молитвенные правила (утренние, вечерние, на разные случаи жизни), посты; соборование, миропомазание, венчание в браке.

7.Человек, живущий моральной жизнью с соблюдением заповедей, помощью ближним, религиозным воспитанием семьи и близких, «ибо вера без дел мертва есть». 

Фрагмент иконы: Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины, 1250 гг..

Насколько нам известно, ни одного социологического исследования с достаточной выборкой по такой анкете в России не проводилось. Однако уточнить выкладки Левада центра можно уже сейчас на примере недавно проведенного кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова социологического исследования религиозности во Владимирской области (Исследование проведено по гранту Российского Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ # 04-03-00310а, научный руководитель - д.ф.н., проф. И.Н. Яблоков).).

Конечно, сама по себе Владимирская область полностью репрезентативной считаться не может, но для введения реалистичных рамочных показателей вполне годится — ведь это русский «хартленд», с традиционно устойчивыми культурными ценностями и этнической самоидентификацией.

К верующим относят себя 58,7% опрошенных.

"Православными" признают себя 63,3% опрошенных.

Верят в бога 45,3% респондентов

Разделяют тезис о бессмертной душе - 39,4%.

36,2% "православных" не исполняют религиозных обрядов вообще.

46,3% не проводит религиозного воспитания.

Группа относящих себя к "православным", верящим в Бога и в бессмертие души, отмечающих хотя бы главные религиозные праздники, регулярно молящихся и посещающих церковь не реже одного раза в месяц, по данным исследования, составляет 7,7% респондентов.
http://www.russ.ru/Mirovaya-po...

NB! только 7.7% могут считаться "православными" в собственном значении понятия «православный»!

Если экстраполировать результаты этого исследования на всю Россию, мы получим 11 302 114 человек. При введении жестких критериев, которые мы привели выше, оценочная характеристика числа "православных" по нашему мнению упадёт до 4-5%.

Нечто подобное неизбежно произойдёт при тщательном исследовании мусульманского субрстрата — ни о каких 20 млн., скорее всего и речи нет.

Тем не менее, определяют себя "православными", в самом деле, многие и многие люди — до 70-80% респондентов. Конечно, всегда можно подвергнуть репрезентативность выборки, но, в любом случае, значения весьма велики. По нашему мнению, это не религиозная, а этническая идентификация. Религиозность же в собственном смысле находится в глубоком упадке после внезапного всплеска моды в конце 1980-1990 гг. Да и сам по себе «всплеск» в масштабах страны смело можно брать в кавычки. Вместе с кажущимся ростом количества "православных", католиков, мусульман, буддистов выросло и количество людей, поражённых самыми обскурантистскими идеями, наподобие веры в чудотворную силу Алана Чумака, плоскую землю, Новую хронологию. Причем, при сведении диаграмм неизбежно прогнозируется значительное совпадение «новых верующих» с искренне принявшими эзотерическую «мудрость» вообще.

Т.е., мы имеем дело не с ростом религиозности, а с падением рационального мышления, что подогревается печальными перспективами образования и усилением буржуазного национализма, который требует узкоэтнических маркеров «свой-чужой», на роль которых отлично подходит религия. 

ИСТОЧНИК

ИМХО: В 2006 году попалась на сайте РПЦ следующая информация: 

- регулярно посещают церковь, соблюдают все предписания и посты 1,5% относящих себя к "православным" христианам,
- посещают церковь по крупным религиознвм праздникам, придерживаются постов ещё 2,5-3% относящих себя к "православным" христианам,
- посещают церьковь хотябы пару раз в год (как правило Рождество и Пасха) ещё около 2-3% (сочувструющие).

Вот и получается, что "православных" христиан не более 6-7%!!!

Когда же человек нащзывает себя православным, это не значит, что он христианин РПЦ! Православие это социальная философия русского народа, которая была задолго до появления христианского филиала иудаизма, восточная ветвь, которого присвоила себе слово "Православная", заменив им своё исконное название Правоверная! 

Как вам "православные" иудени и мусульмане? А именно так пытаются переводить слово ортодоксия!

Так что 70-80% православных вполне реально, если отбросить отсюда РПЦ.

Бессмысленность украинской капитуляции

Всё больше западных аналитиков и отставных военных торопятся отметиться в качестве авторов негативных прогнозов для Украины. Неизбежность и близость украинской катастрофы настолько очев...

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

Обсудить
  • :trollface: :thumbsup:
  • ..."социальная философия русского народа" - это дилемма: быть грабителем ближнего или быть рабом у этого грабителя! Прошу опровергнуть!
  • РПЦ и ВЕРА - разные категории, поэтому и прихожан все меньше и меньше. Понимают все люди и видят: who is who :thumbsup:
  • РПЦ не Православие, РПЦ это ортодоксия.
  • Не надо никаких опросов.Просто выйти к храму в будний день и в праздничный , посчитать автомобили.