Русский Север во второй половине XIX века оставался в Средневековье и держал патриархальный уклад ушедшей Руси. Его огромная территория от Мурмана до реки Обь входила в Архангельскую губернию и не имела железных дорог. Лишь в 1898 году тоненькая линия узкоколейки протянулась от Вологды до Архангельска и стала менять Север.
Это переходное время и застал Николай Шабунин, родившийся в 1866 году в семье священника архангельского села. Отец разглядел в сыне талант живописца и отправил Колю в Архангельское училище учиться иконописи.
А затем в 1886 году как Ломоносов с лошадьми и обозом, Николай отправился в Петербург учиться живописи в Академии художеств у самого Репина. Здесь Шабунин достиг впечатляющих успехов. За картины о полководце Суворове был представлен лично Николаю II и получил орден Станислава 3-й степени из рук императора.
Но уже тогда молодой Шабунин начал свои этнографические экспедиции, чтобы представить Российской империи неизвестный мир Русского Севера.
В своих воспоминаниях он писал об этом так:
"Много тут непочатых глухих углов первобытного духа русской жизни, памятники которого еще можно найти, часто забытые и заброшенные. Там немало сокрыто утерянных документов и лиц настоящей России. Там на краю света остановилось древнее прошлое Москвы и великого Новгорода, ибо некуда дальше было идти. То-моя Родина".
Каждая экспедиция Шабунина на Север длилась по 5 месяцев, на лошадях его маленький обоз проходил по извилистым дорогам из Петербурга к Белому морю по 2300 верст в среднем. А путь по архангельскому, мурманскому или ненецкому краю мира был настоящим испытанием.
"Сильный мороз губит насмерть зазевавшегося путника. Мы одеваемся в двойные оленьи шкуры (малицы) и в тройную обувь с меховыми галошами. Лошади задыхаются от обледенения ноздрей. Этот дремучий лес и тоскливая дорога как вековая преграда просвета. Как же велик Русский Север, как опасен и одновременно как же прекрасен.."
По воспоминаниям современников художник беззаветно любил Север и с 1903 года привозил в Петербург ежегодно ворох артефактов, этюдов и зарисовок, фотографий церквей и множество лиц местного народа.
По итогам своих поездок художник и летописец выступал в столице перед столичной богемой, рассказывая страстно об этом последнем древнерусском наследии. И выбивая по 150 рублей у различных культурных обществ и питерских музеев, снова ехал на Север, чтобы сохранить слепок уходящей России.
Благодаря Николаю Шабунину мы видим эти простые и уверенные лица русских деревень, крестьян занятых трудом многовекового русского уклада.
Скоро прежняя жизнь исчезнет, а собранные Шабуниным иконы и образцы сгинут в безвестности вместе с ним.
Но Николай Шабунин успел запечатлеть Русский Север на фотоснимки. И теперь через 114 лет они взрывают наше поколение. Новых русских людей, ищущих свои корни.
Оценили 44 человека
77 кармы