ПЕРВОБЫТНЫЙ СТРОЙ В РОССИИ. В 21 ВЕКЕ

3 2979

У России особый путь? Многие годы учёные, политики и обычные граждане задаются этим вопросом, гадая какой именно общественный строй пришёл на смену социализму в 1991 году. Одни доказывают, что это «либеральный капитализм», другие указывают на многочисленные признаки феодализма, а третьи вообще не понимают зачем всё это и кому нужно.

У России особый путь? Многие годы учёные, политики и обычные граждане задаются этим вопросом, гадая какой именно общественный строй пришёл на смену социализму в 1991 году. Одни доказывают, что это «либеральный капитализм», другие указывают на многочисленные признаки феодализма, а третьи вообще не понимают зачем всё это и кому нужно. Всем им, очевидно, не хватает банальной грамотности в науках, так как на сей счёт уже давно существуют достаточно исчерпывающие авторитетные научные труды. И вопросы типа – «У России особый путь?», как правило, это не более чем попытка запудрить людям мозги демагогией. А демагогии у нас всегда хватало. Например, ещё даже в советской школе мало кто из преподавателей мог объяснить толком что такое «социализм» и что такое «коммунизм». В ходу были такие определения как «социализм это - от каждого по способностям и каждому по труду, а коммунизм это - от каждого по способностям и каждому по потребностям». При этом добавляли, что при коммунизме люди должны стать более сознательными, чем при социализме». Тогда на кой чёрт такие мещанские определения? - хочется спросить. Неудивительно, что на Западе, да и в самом СССР, после подобных объяснений наплодилось множество убеждённых антикоммунистов. Хотя если бы все понимали, что такое коммунизм на самом деле, то антикоммунистов бы жалели и относились бы к ним как к неразумным и необразованным детям.

Разгадка определений общественных формаций часто кроется в их названиях, достаточно лишь повнимательнее в них всмотреться. А трудности с пониманием теории общественных отношений кроятся в том, что со временем у людей меняется менталитет (способ мышления) и восприятие информации, многие само собой разумеющиеся вещи и понятия, которыми оперировали отцы-основатели общественных наук, теперь людьми понимаются иначе или не понимаются вовсе. Например, Ленин говорил, что экономика многоукладна и это утверждение сегодня мало кто может осознать во всей его полноте. А суть его чрезвычайно важна. Также, как и важно понятие о экономическом базисе (фундаменте) и общественно-политической надстройке (здании). Если многоукладна экономика, то и общество имеет внутри себя всё многообразие общественных отношений, которое диктует ему экономический базис – способ, которым добывает блага та или иная структура общества. Если предприятие, производящее процессоры для компьютеров заинтересованно в инновациях и качестве своей продукции, то оно заинтересовано и в том, чтобы его сотрудники были увлечены важными для компании целями, не отвлекаясь на бытовые трудности, проблемы со здоровьем и конфликты в семье и на работе. Такое предприятие будет всячески способствовать созданию благоприятной творческой коллективистской атмосферы внутри себя. Если же мы возьмём, например, некую структуру, собирающую мзду с нарушителей, например, правил дорожного движения, то характер добычи благ там диктует другие социальные взаимоотношения – там «зоны кормления» чётко разграничены и ведётся конкурентная борьба, руководители заинтересованы не в поощрении, а в наказании нерадивых «сборщиков урожая». То есть это типичный пример экономики добычи и собирательства, которая диктует условия для возникновения первобытнообщинных отношений. Единственное, что их может сдерживать и ограничивать – закон и устав, если в его соблюдении заинтересовано руководство.

Роза Люксембург, совершенно по делу, воскликнула: «Социализм или варварство!» Действительно, если мы отказываемся от коллективного производства технически сложных товаров и услуг, от научных изысканий и технологического совершенствования, возвращаясь к экономике добычи и собирательства, то мы без вариантов падаем в варварство, с характерными для него поведенческими моделями – всеобщей внутривидовой конкуренции, хамством, скотством, подлостью и другими способами выживания животных в джунглях. Социализм - это способ совместной деятельности людей для достижения ими какой-то важной общей цели. «Коммунизм» - слово имеющее прямое отношение к термину «коммуникабельность», способности к коммуникациям. Коммунизм - это такое состояние общества или коллектива, когда каждый его член считает наиважнейшим для себя делом коммуникацию со всеми остальными членами общества по всем важным для этого общества вопросам. Можно сказать, что это способ общественной организации чемпионов. Представьте себе, например, команду Национальной Хоккейной Лиги «Вашингтон Кэпиталс» в период овладения ими Кубка Стэнли. Да, в этой команде Александр Овечкин имеет самый большой из всех гонорар и ни о каком материальном или социальном равенстве речи нет, но отношения в команде выстроены таким образом, что для взаимопонимания между игроками нет никаких препятствий, все считают положение дел достаточно справедливыми и полезными для достижения общекомандных задач, ради которых они выкладываются на все сто. Чемпионская атмосфера в команде – это, можно сказать, высшая форма общественных отношений, требующая тонкой настройки и чрезвычайно трудно уловимая и удерживаемая. Весь вопрос ещё и в целях, которые вдохновляют. Если таких целей нет, то чрезвычайно трудно удержать общественные отношения от деградации. Поэтому, думая и говоря о своих политических предпочтениях, об отношении к видам общественных формаций, надо дать сначала ответ на вопрос ради чего должен жить человек, какие цели он преследует в жизни. Если он думает лишь о том, как удовлетворить свои примитивные потребности, то его способности к общественной организации не распространяются далее первобытнообщинных (родо-племенных) отношений, с характерным для него кумовством, атаманщиной, бандитизмом, рабовладением, когда в рабство захватываются лица не входящие в его племя, род. Крайне важно для собственной безопасности понимать в какую именно общественную формацию вы угодили или с человеком из какой формации вы имеете дело. Важно понимать каким образом человек или группа людей получает блага и к какому типу отношений, к какому мировоззрению это приводит.

p.s. Способ получения благ (экономический базис) и сформированный им тип общественных отношений (общественно-политическая надстройка), являющиеся доминирующими в стране в целом, вместе определяют и характеризуют сложившийся в стране общественный строй. На сегодняшний день в России, после ликвидации почти сотни тысяч и более промышленных предприятий, доминирует экономика добычи и собирательства, с характерными для неё первобытнообщинными (родоплеменными) отношениями. Что не удивительно для страны без официальной идеологии и внятной общественной цели.

https://zen.yandex.ru/media/id...


«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Обсудить
    • AnNav
    • 14 ноября 2019 г. 09:32
    смешно..
  • ///... после ликвидации почти сотни тысяч и более промышленных предприятий .../// Когда уже наши "светочи мысли" наконец поймут, что ликвидация промышленности в 90-е годы произошла не из-за капитализма. Промышленность ликвидировалась целенаправленно, чтобы превратить страну в "банановую республику".