Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Какими должны быть музеи XXI века

7 2023

Сейчас концепция исторических музеев такая: это помещение или иногда уличная площадка, где в определенном порядке установлены стенды с экспонатами, представляющими историческую ценность, а у этих экспонатов размещено описание, что это такое, когда и откуда. Экспонаты, как правило, нельзя трогать, что в данном случае оправдано, ибо экспонаты существуют в единственном экземпляре и бесценны. 

Это, конечно, дает нам возможность посмотреть на предмет и отвесить ему глубокомысленный комментарий. И всё. 

Задача музея, как упрощенной версии машины времени, таким образом не достигается.

Объекты стоят в нашем времени, вырванные из контекста, не имея здесь и сейчас применения и культурно-технической связи с остальным происходящим.

Задача музея может быть полноценно достигнута только путем полного погружения посетителя в пространство того времени, к которому относятся экспонаты. Полное погружение подразумевает не только возможность взаимодействия с экспонатом (потрогать, полазить, покрутить), но и то, что взаимодействие с предметом будет вписано в контекст того, когда, как, для чего и в окружении каких других вещей он использовался.

Посетитель должен иметь возможность играть в применение экспоната по его прямому назначению, находясь при этом в искусственно смоделированной среде, где применение экспоната по назначению имеет смысл, цель и аутентично построенный процесс.

Если я пришел в музей исторической крепости, я должен иметь возможность почувствовать себя её жителем, членом гарнизона, её защитником, находящимся в окружении других защитников. Собственноручно достать воду ведром из колодца, пройтись в исторических доспехах по стене, выстрелить из пушки или из лука, потренироваться с воинами на реконструированной тренировочной площадке, где меня обучат основам фехтования на мечах, поесть в гарнизонной столовой то, что ели солдаты. Капитан гарнизона, одетый в доспехи должен рассказать мне, откуда ждать наступления врагов следующей ночью. Раз в год уместно организовывать реконструкторские игры, где можно будет на выбор побыть участником штурма или обороны.

Если в музее содержатся экспонаты старинных книг, по которым в прошлом учились грамоте, письму или счету, я должен попасть на реконструированный урок, где можно попробовать решать реальные задачи под руководством реального учителя.

Если это музей освоения космоса, то я должен иметь возможность пройтись в скафандре по внутренностям космического корабля, выйти "на поверхность луны", "в открытый космос", посидеть за пультом пункта управления полётом и самостоятельно вывести виртуальную ракету на орбиту, пристыковать её к космической станции.

В танковом музее должна быть возможность поуправлять виртуальной моделью каждого танка, поучаствовать в виртуальном бою на этом танке. Там же должны быть интерактивные модели, демонстрирующие производство танка, работу его агрегатов, демонстрацию физики процесса встречи снаряда и брони.

Если это музей быта прошлых веков, то я, наряду с другими посетителями, должен переодеться в историческую одежду и поучаствовать в бытовых сценах, научиться пользоваться предметами, которыми наши предки решали бытовые проблемы. Например, погладить ткань чугунным утюгом, нагретым в печи, пописать гусиным пером, под чутким руководством служителя музея сварить на печи настоящую кашу в чугунке, а затем её съесть. Поплавать на древней лодке, поучаствовать в постройке избы без гвоздей, вылепить свою глиняную фигурку и обжечь в печи.

Разумеется, для таких целей должны изготавливаться реконструированные копии исторических предметов, а оригиналы содержаться в специальных условиях хранения с доступом для специалистов.

Ведь посетителю, пришедшему в музей в целях просвещения, нет критически большой разницы, какие щипцы для вытаскивания котелка из печки он держит в руках - оригинальные 16 века или сделанные год назад, если визуально никакой разницы. А если он специалист и ценитель старины, то он может по специальной заявке потрогать и оригинал с соблюдением техники сохранности.

Процессы, которые невозможно или трудно смоделировать в реальной жизни, нужно заменять моделями виртуальной реальности, которые зрители будут воспринимать в трехмерных очках. Например, выйти в виртуальных очках в поле, где раньше стоял древний город, и в виртуальной реальности очутиться на его улицах, посмотреть на быт людей. Увидеть сцену штурма города войсками врага, когда мимо тебя будут свистеть виртуальные стрелы, нестись виртуальная конница.

Такие музеи будет крайне интересно и крайне полезно посещать. Они будут исчерпывающе решать задачу передачи людям знаний об истории.


Вот одна из первых ласточек такого концепта:

«Виртуальный музей архитектуры» признан лучшим мобильным приложением в сфере культуры. Приложение Музея архитектуры имени Щусева получило награду на Международном конкурсе мультимедийных проектов Heritage in Motion.

«Виртуальный музей архитектуры» воссоздает 12 точных 3D-моделей выдающихся архитектурных ансамблей. Некоторые памятники были утрачены, перестроены или не реализованы. В их числе — Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля, масштабный конкурсный проект Дворца Советов Бориса Иофана, усадьба князя Трубецкого «Нескучное». 3D-модели создавались на основе архивных чертежей и фотографий Музея архитектуры. 

Пользователи приложения могут окунуться в интерактивную трехмерную среду. Комментарии на пяти языках дают историческую справку по каждому проекту. 

В настоящий момент приложение установили более пяти тысяч пользователей из 150 стран мира.

Приложение «Виртуальный музей архитектуры» разработано российской компанией «Визерра» по инициативе Государственного музея архитектуры имени Щусева при поддержке Минкультуры России.


Приложение можно установить бесплатно:



App Store: itunes.apple.com/app/apple-store/id978672309


Google Play: play.google.com/store/apps/details?id=com.vizerra.muar



Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Рядить посетителей в антуражку - это вряд-ли, но в целом идее -  :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Идея хорошая, но потребует огромного вложения денег, да и виртуально побродить это одно, руками пощупать совсем другое. А направление развития, видимо, верное
  • 3D реальность активно развивается в экскурсионном ространстве. Я была на экскурсии "Москва глазами инженера". Очень понравилось путешествие по Москве на комфортабельном автобусе мерседесе, в  специальных очкахв видишь, как выглядело бы то место, где сейчас находишься,  при реализации архитектурных проектов 20-х годов.  Молодые ребята архитекторы - экскурсоводы. Рекомендую  
  • А что до воображения человека?.. Так и хочется разжевать всё и в мозг положить... Когда мы читали книжки - мы придумывали себе целые миры. Теперь телевизор - лишает возможности генерации пространственных идей воображением..... Иногда идёшь по музею и те истории (если историк реально талантлив) - они на столько захватывающие, что это огромная пища для воображения, которая вдохновляет и окрыляет!........ Мне кажется нужна золотая середина - нужно человеку намекнуть на неизведанный им мир, чтобы он подумал, придумал, создал своё видение. Но точно не буквально ему представлять готовую картинку, которая лишит его всякой возможности для творчества образов, он просто развлечётся.