Длинноволосый деревенский мужик с утиным носом и громадными ручищами, в сапогах, косоворотке и нелепой широкополой шляпе. Но эти глаза, затмевающие даже синеву неба, - какая женщина тут устоит... Одного взгляда Максима Горького хватило, чтобы первая красавица Москвы сдалась в плен его обаяния.
Полезная актриса
Марией Федоровной Андреевой-Желябужской восторгались еще со времен Александре III. Позже, наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко, своими близкими друзьями, она стала основательницей и главной актрисой Московского Художественного Театра. Андреева была знакома с Луначарским и Лениным.
Константин Сергеевич называл Марию "полезной актрисой", так как она помимо того, что была талантлива, но и умело привлекала деньги меценатов. Ее имя вызывало разноречивые эмоции - от восхищения и преклонения до ненависти и презрения. Но только не равнодушие. На сцене она блистала красотой, благородной грацией и неповторимым голосом.
В жизни она слыла кокеткой и охотницей за материальными благами. Марию обожали и ревновали. Из ее туфельки пили вино, целовали подол ее платья. Говорят, что один из ее поклонников кавказской национальности на глазах у всех съел хрустальный бокал, к которому актриса прикладывалась губами.
Эту прекрасную женщину носили на руках выдающиеся личности истории. Но все в жизни Андреевой перевернулось, когда она встретилась со знаменитым писателем.
«Молнии подобный»
Такого мирового признания и прижизненной славы не знал ни один писатель. В его честь называли города, улицы, учебные заведения. Русский прозаик и драматург был несколько раз номинирован на Нобелевскую премию. В Советском Союзе он был самым издаваемым писателем. Ранний поход "в люди" и знакомство со дном жизни позитивно повлияли на его творчество.
Алексей Пешков (подлинное имя писателя) рано заразился вирусом социализма и стал одним из идеологов и спонсоров революционных идей. Именно встреча с актрисой Андреевой побудила Иегудиила Хламиду (второй псевдоним Пешкова) вступить в ленинскую партию.
Сладкая любовь
Познакомил двух знаменитостей Антон Павлович Чехов. Это было после спектакаля "Гедда Габлер", сыграв в коем главную роль, Мария Федоровна вызвала настоящий фурор. "Вы, черт знает, как великолепно играете", - сказал ей тогда Горький. То ли очаровательная грубость бывшего пекаря, то ли его странная одежда заставили богиню сцены обернуться. "Вдруг из-за длинных ресниц глянули голубые глаза, - вспомнит после Андреева. - Губы тронулись нежной детской улыбкой, показалось мне его лицо красивее красивого, и радостью екнуло сердце".
Несмотря на то, что Мария и Максим на тот момент не были свободны, они начали жить вместе. Горький оставил жену с детьми, но продолжал заботиться о них и поддерживать дружеские отношения с их матерью. Андреева тоже оставила детей, а затем и сцену, чтобы всегда находиться рядом с любимым человеком. Станиславский в ответ на известие о ее уходе из театра позже напишет: "Я заранее оплакиваю ваше будущее". Великий режиссер был прав, предсказав, какая уготована жизнь Марии Желябужской - Андреевой.
Пара жила в гражданском браке. По тем временам это считалось непристойным, но свет не осуждал влюбленных. Да и сама актриса всегда подписывалась Марией Пешковой. Однако, такое положение вещей иногда доставляло неприятности за границей, например, регистрация в отелях. Известно, что в Америке у Горького, который называл Андрееву своей супругой, как у двоеженца (с первой женой Екатериной Павловной Пешковой он не состоял в разводе) возникли разногласия с властями.
Но их счастья ничто не омрачало, - они не только испытывали страстные чувства друг к другу, а были соратниками, близкими по духу людьми, которыми их сделала грядущая революция. Андреева становится секретарем Горького, именует мужчину "мой милый ангел", он ее - "благородная Маруся" и "прекрасный друг". Детей у гражданских супругов так и не появилось. Наверное, причиной тому послужила занятость общественной деятельностью. Хотя современники поговаривали, что Андреева находилась в положении, но в 1905 г. во процессе репетиции провалилась в люк под сценой и утратила ребенка.
Десятилетняя совместная жизнь актрисы и писателя - и в России, и на Капри - была безмятежной. Единственной причиной для разногласий у них была персона Ленина, восторг к которому Горького, именовавшего вождя "дворянчиком", позже поменялось на довольно критическое, а Андреева пролетарского вождя боготворила. Владимир Ильич тоже был неравнодушен к черноглазой красавице. Называл ее "товарищ Феномен" и иногда поручал какое-то дело именно ей, а не "тяжелому на подъем Алексею Максимовичу".
Увлекшись идеями большевизма, Мария Федоровна постоянно добывала у меценатов и своих поклонников огромные средства для дела революции. Одним из самых рьяных спонсоров актрисы был миллионер и ее бывший любовник Савва Морозов. Когда он застрелился, то оставил чек на 100 тыс. рублей Андреевой. 40 она взяла себе, 60 отдала на нужды партии.
Разрыв
Охлаждение супружеских отношений между Андреевой и Горьким произошло не только по причине политических разногласий. Писатель, идеализировавший мечты о "новых людях", пытался нарисовать их романтический образ в своих произведениях. Он, в конечном итоге, не принял революцию, был поражён её беспощадной жестокостью. Несмотря на его личное заступничество перед Лениным, были расстреляны великий князь Павел Александрович и поэт Николай Гумилев.
К личному разрыву с Андреевой привел тот факт, что писатель, будучи натурой страстной, заинтересовался супругой своего товарища, и та родила от Горького дочку, точную копию Алексея Максимовича. Некоторое время Мария Федоровна еще жила в квартире Горького, но их отношения все больше становились похожими на тлеющие угли. Она уже более не выходила на театральные подмостки, хотя оставалась такой же красавицей, как ее изобразил Репин. Покинутая, с огромным нерастраченным талантом и океаном всепрощения. Не зря говорят, что великая актриса послужила прототипом булгаковской Маргариты.
P.S. Выступая с воспоминаниями о своей преданной, но трагичной любви, Андреева призналась: «Я была неправа, что покинула его. Я поступила как женщина, а надо было поступить иначе: это всё-таки был Горький».
P.P.S. Что имеем - не храним, потерявши - плачем.(Р.С.)
В статье использованы материалы сайта КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Оценили 66 человек
111 кармы