• РЕГИСТРАЦИЯ
Рамзан Саматов
14 июня 09:02 13590 136 175.49

Размышления на тему, или ночь предопределения

Однажды один правоверный мусульманин покупал на базаре себе наложницу. Ему предложили на выбор двух. Одна была красивая, но уже бывшая в употреблении. Вторая лицом вышла не очень, но зато девственна. Поглаживая бороду, покупатель пребывал в размышлении. 
- Возьми меня, – сказала красавица, – ведь моя красота послужит тебе многие годы. Что же до остального, то разница между мной и ею – всего лишь одна ночь. 
- Ночь предопределения, – парировала соперница, – лучше тысячи месяцев! Благоверный муж рассмеялся. И купил обеих.

Ночь предопределения, или ночь могущества (араб. Ляйлят аль-кадр, тат. Кадер кич) – это ночь ниспослания Св. Корана. Согласно преданию, в сорокалетнем возрасте Мухаммад, желая быть подальше от скверного общества своих соплеменников и предаваться благочестивым размышлениям, стал часто искать молитвенного уединения в пещере Хира, что была среди гор в окрестностях Мекки. И вот однажды в одну из ночей месяца рамадан, пребывая там, он почувствовал, что кто-то очень сильно сдавил его. «Читай!» – послышалось в темноте. «Я не умею читать», – ответствовал пещерник. «Читай!» – вновь произнес таинственный голос. Последовал тот же ответ. «Читай!» – продолжал настаивать незнакомец. «Что читать?» – не выдержал, наконец, испытуемый.  «Читай, во имя Господа, который сотворил. Сотворил человека из сгустка. Читай! Ибо Господь твой Наиблагороднейший, который научил каламом. Научил человека тому, чего он не знал». Мухаммад, едва дыша, стал повторять диковинные слова. Из пещеры он вышел уже пророком.

На  примере анекдота о наложницах мы сталкиваемся с фундаментальной чертой исламского мышления. В нашей стране мы привыкли слышать, что у России есть свой особенный путь. Он действительно есть. 

Но точно так же особенный путь есть у каждой страны, культуры и цивилизации. Если под путем понимать особенности менталитета, то применительно к исламской ойкумене он выражается в том способе его функционирования, который связан с такими словами, как «неясность», «запутанность», «туманность», «неточность», «расплывчатость» и так далее.

Известный западный востоковед Бернард Льюс в своей нашумевшей книге «Что пошло не так?», анализирующей причины современного отставания исламского мира, указывает на эту проблему. Он справедливо пишет, что в исламской цивилизации изначально не сложилась культура точных мер. Если египтянина спросить, указывает автор, далеко ли идти до ближайшей деревни, то он ответит: «Две сигареты». Это значит, что пока вы дойдете, вы выкурите две сигареты. Если в Германии поезд отправляется со станции в 9 часов 05 минут или в 9 часов 07 минут, то на юге Ливана он уходит утром или вечером.

Отсутствие точности стало бичом исламского мира. В условиях жесточайшей конкурентной борьбы назначение деловых встреч букран (то есть завтра утром), которое в итоге может продлиться неделю, а заключение сделок в формате ин ша Аллах («если Богу будет угодно») сильно бьют по эффективности. Совокупно на подобном способе взаимодействия мусульмане теряют миллиарды долларов, не говоря уже про нематериальные измерения убытков.

Расплывчатость миропонимания проявляется в исламе практически во всем, даже в фундаментальных вещах. Например, мусульмане, претендуя на то, что молятся так же, как Пророк, не знают точно, как он это делал. Вернее, знают, но в нескольких вариантах, каждый из которых хоть и не сразу, но в конечном итоге был признан правильным. Разные трактовки мы встречаем и в вопросах обрядов хаджа, поста, закятя и вообще во всем спектре проблематики исламского канонического права. В этом, собственно, и состоит суть четырех суннитских мазхабов/толков. Они спорят между собой по каждой мелочи в каждом вопросе и проповедуют порой диаметрально противоположные суждения. Но при этом считаются равноканоническими. Даже в догматике (которая святая святых) – и то сформировалось две школы (ашаритская и матуридитская), расхождения в положениях которых имеют не только формальный, но и сущностный, неразрешимый характер.

Такова фундаментальная особенность исламского менталитета. И уйти от нее на самом деле непросто. Хорошо это или плохо – отдельный вопрос. Но вот что очевидно: выстраивая отношения со своими партнерами с мусульманского Востока, вы должны знать, как устроен их внутренний мир. 

Иначе вы будете постоянно раздражаться, злиться, тратить нервы, когда можно просто с улыбкой, подобно правоверному из анекдота, не  жить категориями жесткого выбора между разными четко обозначенными позициями, а вместо этого наслаждаться двумя наложницами сразу. Если совесть, конечно, позволяет... Ну и кошелек.

По материалам Бизнес-Онлайн 

P.S.Сегодня завершается Великий пост  — месяц обязательного мусульманского поста Рамадан. Праздник разговения (по-арабски Ид аль-Фитр, а по-тюркски Ураза-Байрам) для религиозного мусульманина гораздо долгожданнее собственного дня рождения. Он, подобно звону колокола, извещает о том, что человек справился с труднейшим испытанием во имя Бога.

В христианстве во время Пасхи верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!». Аналогичным восклицанием на Ураза-Байрам у мусульман служит фраза на арабском языке «Ид мубарак!». Переводится она так: «Благословенного праздника!».

С наступающим праздником Ураза-Байрам, правоверные! Пусть Аллах радует ваши глаза в Рамазане сладкими вечерами и дружбой избранных, милостью Всепрощающего и раем благочестивых!

Злость -это состояние, в котором язык работает быстрее мозга.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Еще статьи от автора Рамзан Саматов
    Рамзан Саматов Бумеранг судьбы
    15 августа 09:10 1733 108.24

    Не упрекай меня, или ты знаешь, так хочется жить. 2-я часть.

    Окончание. Часть 1-яШирокоплечий, со светлыми волнистыми волосами, голубоглазый, немного со взглядом исподлобья Фёдор не нашёл себе пару. То ли сам не искал, то ли девушки его сторонились. Николай всё подтрунивал над ним: «Скоро дедом станешь. Когда женишься?» А он отвечает: «Как найду такую, как твоя Галина!» — «Это когда рак на горе свистнет, после дождичка в четвер...
    Рамзан Саматов 15 августа 09:10 2149 120.12

    Путь воина. Глава 5. (Перекопский вал)

    Когда солнце клонилось к закату, окрашивая часть неба в кроваво-красный облачный узор, капитан со своей группой прибыл в расположение роты. Они блестяще выполнили задание, сдали языка особистам в штабе дивизии и, прикатили на полуторке выделенной начальником разведки. Подполковник был доволен. А потому расщедрился на транспорт для группы Лысенко.Командир роты никоим о...
    Рамзан Саматов 13 августа 10:20 16 0.00

    Тридцатый день

                                                                 Посвящается мамам и их детям...Оставшись, ещё по молодости, одна с тремя детьми, она всю свою жизнь посвятила их воспитанию. Ведь, любая мать надеется, ч...
    ПРОМО
    Василий Еремин
    Сегодня 09:42 684 5.09

    Царская индустриализация и реформы Витте

    Так называемая "царская индустриализация" в конце 19-го - начале 20-го веков проводилась в России с целью ликвидировать отставание в экономическом развитии от передовых стран. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. В этом период резко выросли все экономиче...
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика