Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

«Капитан Марвел» — фильм о слишком сильной героине

1 2706

Жанр: супергеройский боевик

Режиссёры: Анна Боден, Райан Флек

В ролях: Бри Ларсон, Сэмюэл Л. Джексон, Бен Мендельсон, Джуд Лоу

Премьера в России: 7 марта 2019 года

Возрастной рейтинг: 16+

Похоже на: «Чудо-женщина» (2017) • «Стражи Галактики» (2014) • «Зелёный фонарь» (2011)

В 1995 году Верс, солдат спецотряда цивилизации крии, попадает на родную планету терранов. К ней приходят видения, способные пролить свет на тайны её собственного прошлого. Чтобы разобраться в них, она ищет доктора Венди Лоусон, по слухам, создавшую сверхсветовой двигатель, обладатели которого смогут странствовать по всей галактике.

Кто такая Кэрол Дэнверс?

Говоря о Капитане Марвел в киновселенной Marvel, нужно учитывать то, как её хотели подать создатели киновселенной, то, как её подали сценаристы фильма, и то, как её сыграла Бри Ларсон. Проблема в том, что первое противоречит остальному. До премьеры Капитана Марвел позиционировали как икону феминизма и глубокую, сложную героиню. На экране же мы увидели картонного и скучного персонажа, который в конце эволюционирует в типичную непобедимую Мэри-Сью.

Потенциально из Кэрол Дэнверс могла получиться весьма интересная героиня со сложной и отчасти печальной судьбой. Согласно её биографии, изложенной в романе Лизы Палмер «Быстрее. Выше. Сильнее», будущая Капитан Марвел с детства боролась со стереотипами и предрассудками и в силу своего безрассудства, упрямства и бунтарского характера добивалась своего.

Кэрол с детства грезила самолётами, стала лучшим курсантом академии ВВС, но путь к мечте — полётах на истребителях — оказался ей закрыт только из-за пола. Кэрол добилась не менее почётной позиции лётчика-испытателя в проекте «Пегас», попала в нём в аварию, после которой и оказалась на планете Хала.

Нет, она не предлагает вам выпить

На экране мы видим лишь маленькие детали этой предыстории. Лишив героиню памяти, сценаристы лишили её и глубины, потому что не дали ничего взамен. Экранная Дэнверс часто ведёт себя как робот, который никак не реагирует на происходящее.

Возможно, в этом есть и доля вины Ларсон. Актриса вроде и старается, в её игре есть немало почти незаметных жестов и ухмылочек, рисующих облик беззаботной и чересчур уверенной в себе героини. Но по большей части Бри нарочито серьёзна и безэмоциональна. Первые полчаса фильма вызывают ощущение «Стражей Галактики» без шуток — что непривычно для киновселенной Marvel, где даже такие трагичные герои, как Доктор Стрэндж или Тони Старк, знали, когда нужно разрядить атмосферу шуткой.

Забавные моменты в фильме есть, но в основном они связаны с Фьюри, котом и скруллами

А позволив Кэрол в финале обрести все свои силы, сценаристы и вовсе оказали себе медвежью услугу. Чтобы хоть как-то уравнять силы и создать впечатление напряжённого финала, им пришлось пригнать на орбиту Земли целый боевой флот инопланетян.

И как развивать такого персонажа дальше? Как заставить зрителей переживать за столь непогрешимого, безэмоционального и неуязвимого персонажа, что с ним в принципе не может случиться ничего плохого? Схожие проблемы испытывает и Супермен во вселенной DC, но у него хотя бы есть криптонит и куча сомнений в себе. Способов ослабить Капитана Марвел пока не видно.

Такими темпами Танос выбросит белый флаг, едва завидев Дэнверс на стороне противника

Героем может стать любой

Рекламная кампания «Капитана Марвел» так сильно заигрывала с темой феминизма, что после премьеры западные критики даже попеняли Marvel за обман: мол, а где тут феминизм-то? Но именно отсутствием пропаганды фильм и подкупает: женщинам «Капитана Марвел» не нужно декларировать лозунги, чтобы быть крутыми. Дэнверс в какой-то момент понимает, что её величайшая сила в том, что она «всего лишь человек».

Но главной невоспетой героиней картины стала Мария Рамбо — талантливый пилот, которой пришлось пережить даже больше, чем Кэрол. При этом Мария, в отличие от Дэнверс, не обладает никакими суперсилами. Как и Кэрол, Мария с отличием закончила академию ВВС, стала лётчиком-испытателем, нашла силы сперва пожертвовать карьерой ради дочери, а потом вернуться обратно. Если это не портрет сильной женщины, я не знаю, какой она должна быть.

Мария Рамбо: сильная героиня без всяких суперсил

«Капитан Марвел» работает с двумя важными для современного общества идеями. С одной стороны, картина говорит, что героем может стать любой. С другой — показывает и даже напоминает вслух: чтобы быть крутой, не нужно никому ничего доказывать.

Герои и злодеи

Подлинными звёздами фильма стали Ник Фьюри и кот Гусь. Сэмюел Л. Джексон наконец-то получил шанс развернуться в образе молодого, волосатого и ещё двуглазого Ника Фьюри и пользуется этим на все сто, но по-настоящему Ник раскрывается в совместных сценах с котом, который совсем не так прост, как кажется на первый взгляд. Не зря ему уделяли столько внимания в промоматериалах. И да, «Капитан Марвел» ответит на вопрос, как Фьюри потерял свой глаз. И нет, он не будет комментировать эти слухи.

Второй интересной находкой сценаристов оказались скруллы. Клишированные захватчики всего и вся из комиксов на экране превратились в сложных и проработанных существ, преследующих понятные и логичные цели. Бен Мендельсон, сыгравший лидера скруллов Талоса, наконец-то вырвался за рамки шаблонного злодейского типажа, выпадающего на его долю ещё с «Изгоя-Один».

Скруллы выглядят как зелёные гоблины, но не так просты, как кажутся

А вот крии, главные противники скруллов по комиксам, в фильме проработаны гораздо хуже. Что Йонн-Рогг в исполнении Джуда Лоу, что мимоходом появляющийся Ронан Обвинитель получились пресными и статичными, а мотивация их расы не выписана совсем.

Что касается злодеев, то в «Капитане Марвел» их… вообще нет. Есть лишь отдельные личности или расы, которые в силу тех или иных причин (в основном идейного характера) становятся противниками или соперниками главной героини. Сложись обстоятельства иначе, они могли бы подружиться или заключить союз.

Ламповая атмосфера и зрелища

«Капитан Марвел» — из тех фильмов, где подробный пересказ сюжета невозможен без спойлеров, слишком уж много сюрпризов заготовили создатели. Сценаристы играют на ожиданиях зрителей и регулярно подлавливают аудиторию на переосмыслении вроде бы очевидных истин. Думаете, Фьюри всегда был крутым и резким молчуном, носящим сплошь чёрное? Держите вместо него дружелюбного и общительного оперативника, сюсюкающегося с кошками. Сюжетный поворот «всё совсем не так, как кажется» банален, но при должном исполнении может как минимум развлечь, и именно этим «Капитан Марвел» и занимается.

Перед премьерой возникали сомнения, сможет ли картина втиснуться в проработанную киновселенную, с учётом того, что хронологически она предшествует большинству остальных. Оказывается, вполне себе удачно вписывается, раскрывает несколько секретов (например, откуда у Фьюри тессеракт), показывает развитие и становление «Щ.И.Т.а» и дарит немало смешных моментов и пасхалок, рассчитанных на зрителя, который знаком с комиксами и предыдущими фильмами Marvel.

Отдельно отметим атмосферу девяностых годов, за которую тут отвечают салоны видеопроката, пейджеры, допотопные сайты и такой быстрый интернет, что можно состариться прежде, чем браузер загрузит хотя бы одну картинку. К сожалению, самые запоминающиеся визуально моменты «Капитана» связаны именно с ретростилистикой картины да с несколько психоделичной и отдающей здоровым безумием сценой беседы с Высшим разумом под «Нирвану».

Кстати, своё название фильм не оправдывает: псевдоним «Капитан Марвел» почему-то так и не прозвучал

А вот зрелищного экшена в фильме не так много, и приходится он в основном на первый акт, пока Верс ещё не обрела память и не научилась пользоваться своими силами на всю мощь. Засада скруллов на спецотряд крии да погоня за одним из скруллов по крышам поезда метро — вот и весь экшен. Да, концовка поражает размахом — Кэрол противостоит там целому инопланетному флоту, но силы при этом настолько неравны, что бедных инопланетян становится жалко.

Ностальгический боевик о девяностых, о становлении «Щ.И.Т.а» и одного из самых сильных героев Marvel. Главная героиня получилась несколько картонной и невыразительной, но фильм вытаскивают Фьюри, кот и скруллы. Ну и главная идея относительно того, что героем может стать любой, кажется на удивление удачной в век победившей токсичности и неприязни.

(с) Алексей Ионов

Дрожь Европы. Почему Запад всегда боится России

Европа боится. Она пытается скрыть свои страхи выглядеть сильной и уверенной в себе, но страх постоянно пробивается наружу, сквозь маску британской невозмутимости, германской сосредоточ...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века, Орловская губерния

Мильша. Засечная черта. Потомки служивых людей XVI-XVII века, Орловская губерния "Найди свои корни и не суетись на счёт других миров"Дэвид Генри ТороСегодня, уважаемые Читатели и К...

Мильша. Однодворцы в Российской армии и в составе казачьих войск

«Там шли, шли два брата с турецкого фронта,С турецкого фронта домой.Лишь только переступили мы польскую границу,Ударил поляк три раза.Ударил, ударил, он в грудь меня поранил....

Обсудить
  • для меня настоящее открытие, что на комиксы - "жвачку для мозгов" пишут тексты, которые совершенно без улыбок претендуют на звание "рецензий". А на книжки-раскраски рецензии существуют? (если что - такое кинцо и я посматриваю. И без отвращения. Для "оттягивания". Но всерьёз разбирать логику и психологию его содержания... это нечто! Однако, прибыльное, должно думать, дело... На чём только бездельники бабло не косят... Психологические муки Хищника, когда он вырывает хребет из очередной жертвы... Непростая судьба Чужого. Что осталось за кадром, когда принцесса ХХХ сидела на цепи у жабоподобного хозяина и проч. и проч. и т.п. ... Эти темы неисчерпаемы!)