История музыки Древнего Рима

0 3081

Вся информация о древнеримской музыке, известная современным людям, получена из литературных источников античной эпохи, а также памятников изобразительного искусства того времени. Ни одного оригинального нотного издания до наших дней, к сожалению, не сохранилось.

Музыка имела важное значение в каждодневной жизни древних римлян, а развивалась она на основе принципов, возникших еще в период эллинизма. Однако не только греки оказывали влияние на данное искусство, очень много различных нюансов было перенято и у восточных народов в период походов в их страны. В целом этрусская культура, оказавшая и без того колоссальное влияние на древнеримскую цивилизацию, в меньшей мере определяла музыкальные принципы и основы римлян, поскольку у самих этрусков этот вид искусства развивался медленно и они не предавали ему особого значения.

Первоначально римская музыка была довольно самобытным искусством, большинство существовавших жанров связывались с тематикой ежедневной деятельности жителей Рима. Наиболее распространены были жреческие напевы, которые можно охарактеризовать как песни и пляски в честь различных богов, чаще всего они исполнялись в виде молитвенных песнопений, в которых римляне взывали о богатом урожае или удаче в военных походах. Гораций и Вергилий стали наиболее популярными поэтами своего времени, их стихотворные творения пели под щипковые музыкальные инструменты.

Музыкальное искусство Древнего Рима получило весьма стремительное развитие, в большей степени это обуславливалось популярность театральных постановок. Для них в то время был характерен жанр пантомимы, в котором сочетались розыгрыши театральных сцен, танцы, а также оркестровая игра и хоровое пение. Ряд мыслителей и экспертов-теоретиков по искусству античной эпохи замечали, что большая часть всех музыкальных спектаклей, позаимствованных римлянами у греков, потеряли свой первоначальный смысл и служили только одной цели – развлечения толпы.

Уже в I веке нашей эры древнеримским императором Домицианом были придуман и утвержден новый вид соревнований, во время которых виртуозы музыкального искусства состязались в игре на арфах и пении.

Увлечение музыкой в Древнем Риме было свойственно всем слоям населения. У представителей знати, естественно, было несравнимо больше возможностей, и они могли позволить держать у себя дома музыкальные инструменты, например, водяные предшественники органов. Наиболее богатые римляне приобретали целые оркестры рабов, позволявшие им наслаждаться музыкой в любое удобное время. Фактически каждый член обеспеченной семьи должен был обучиться либо вокальному искусству, либо игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, поэтому профессия учителя музыки в то время была не только весьма распространена, но и пользовалась всеобщим уважением. Музыкой и песнопениями сопровождались все значимые праздники и крупные торжества, а также гладиаторские бои.

Кифара и авлос, являющиеся основной разновидностью лиры античного периода и прародителем гобоя, были наиболее распространенными древнеримскими музыкальными инструментами. Повлияло на это опять же заимствование принципов и основ музыкальной культуры у греков во времена их завоевания. Среди богатых сословий также пользовались особой популярностью гидравлосы – водяные клавишно-духовые инструменты, очень близкие к современным органам. В армии популярность музыки не была исключением из правил, но там наибольшее распространение получили музыкальные инструменты, перенятые из этрусской культуры, в первую очередь это были длинные прямые трубы, а также музыкальные рога различной формы. Присутствовали и ударные инструменты, они получили распространение у уличных музыкантов, а также жрецов культов Диониса и Исиды.

Источник

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...