Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

«Хроники хищных городов» — возможно, последний стимпанк-блокбастер

2 2750

Mortal Engines

Жанр: стимпанк, постапокалипсис, подростковая фантастика

Режиссёр: Кристиан Риверс

В ролях: Хера Хильмар, Роберт Шиэн, Хьюго Уивинг

Премьера в России: 6 декабря 2018

Похоже на: «Город Эмбер» (2008), «Золотой компас» (2007)

Далёкое будущее. После мировой войны и апокалипсиса человечество перешло на кочевой образ жизни. Теперь бескрайние пустоши бороздят огромные города на колёсах и гусеницах, охотясь друг на друга ради ресурсов. Самый большой и страшный хищник — Лондон.

Девушка Эстер хочет попасть на борт Лондона, чтобы отомстить его главному инженеру Валентайну. Сам инженер тем временем строит тайные планы. А простой лондонский архивариус Том понятия не имеет обо всех этих интригах — но вот-вот влипнет в них по самые уши.

Я давно мечтал увидеть новый стимпанк-блокбастер. Чтобы шестерни лязгали, трубы чадили, механики с закопчёнными лицами орудовали рычагами, сверкая толстыми очками, а безумные учёные хохотали на фоне своих тесла-пушек, готовясь разжечь мировую войну. Подобного много в играх и аниме, но исчезающе мало в кино. Крупные голливудские фильмы в таком стиле выходят пару раз в десятилетие и почти всегда проваливаются. А уж чтобы эту эстетику воплотили с размахом и от души — такие случаи можно пересчитать по пальцам.

«Хроники хищных городов», казалось, не располагали к тому, чтобы это исправить. Это экранизация подростковой антиутопии (как уже надоел этот жанр!), и действие происходит пусть и в Лондоне, но не в условном XIX веке, а в далёком постапокалиптическом будущем. И хотя продюсером и сценаристом фильма был сам папа-хоббит Питер Джексон, на съёмочной площадке командовал дебютант, ранее делавший для Джексона спецэффекты. В общем, ожидания от фильма были скромными.

Тем приятнее, что «Хищные города» оказались именно настоящим стимпанк-блокбастером, снятым с размахом и от души. Жаль только, что это шикарное воплощение досталось истории, которая его не заслужила.

Эх, и почему Джексон не экранизировал с таким же визуалом очаровательный «Левиафан» Скотта Вестерфельда?

О книге

Филип Рив «Смертные машины»: книга, по которой сняли «Хроники хищных городов»

Не зря Голливуд взялся за перенос книги на экран. Ведь основное достоинство романа — экзотическое место действия и колоритный антураж.

Мир гигантских машин впечатляет

Если вы, как и я, соскучились по гигантским машинам, боевым дирижаблям и сложным механизмам, управляемым чокнутыми инженерами, «Хищные города» станут вам бальзамом на душу. Помимо городов-танков из названия, тут есть и исполинский паук-шагоход, как в «Диком диком западе», и вездеход-многоножка, и боевой автоматон, похожий на чудище Франкенштейна, и тесла-пушка, и непременный парящий в небесах город, на котором только надписи «Лапута» не хватает.

Что особенно радует, впервые за долгое время всю эту технику не просто показали, но и устроили на ней погони и сражения. Начальная сцена, в которой Лондон загоняет добычу, и эпизод с ночными охотниками заставляют вспомнить «Дорогу ярости». А финальная воздушная битва на вычурных летательных аппаратах — это натуральные «Звёздные войны», только в роли Звезды смерти — всё тот же Лондон. Будь весь фильм снят так, как эти сцены, цены б ему не было.

В Сети спорят, считать ли «Хищные города» стимпанком или дизельпанком. Вообще эстетика фильма ближе к викторианскому XIX веку, чем к середине XX-го. Но споры эти бессмысленны. Какая разница, на чём работают воображаемые машины: на солярке, угле или силе пафоса?

Правда, выдержать эстетику до конца создателям не удалось. Машины выглядят впечатляюще, но всё-таки игрушечно. Ими можно любоваться, но поверить в них невозможно — не вызывают они чувства тяжести и реальности.

Но главная проблема — целостный образ ржавого ретро-мира то и дело рушат неуместные детали. То в Лондоне мелькнут футуристические такси, то на экран ввалится бунтарка в тёмных очках, будто вылезшая из «Матрицы», то «силы добра» окажутся представлены фэнтезийными азиатами… Только-только мир начал затягивать, и вдруг в нём появляются такие вот прорехи. Нам не дают забыть: вам тут не старая добрая Англия, а подростковая антиутопия, где люди одеваются как странные косплееры.

Но это не та история, за которой интересно следить

Питер Джексон и его верная команда из Фрэн Уолш и Филиппы Бойенс в этом фильме были сценаристами. И надо отдать им должное: их сценарий близок к книге, но не следует ей слово в слово. История не оригинальна, но стройна и понятна, а цели и мотивы большинства персонажей прозрачны. У злодея есть причины для злодейства, а у героев — причины ему помешать. Странные правила мира мало влияют на сюжет, их не нужно запоминать — можно пропускать мимо ушей разговоры о «муниципальном дарвинизме» и всё равно понимать, что происходит.

Самое удивительное, что создателям удалось неплохо раскрыть главную героиню, Эстер, пусть и таким грубым приёмом, как флешбэки о детстве. Узнав о ней всё, мы лучше понимаем, чего она хочет, почему так себя ведёт и откуда у неё эти шрамы. Именно Эстер стала настоящим протагонистом фильма. Да, как и в книге, историю мы видим глазами Тома, его много на экране, но он жалок и бесполезен. Он — доктор Ватсон при интересной Эстер-Холмсе.

Да и сыграна Эстер более ярко. Хотя, конечно, вместо уродливых шрамов ей нарисовали безобидные царапинки

Но «Города» унаследовали и главные недостатки книги Филипа Рива: это наивная сказка о борьбе добра и зла. Слава богу, здесь нет избранных Мэри-Сью и пророчеств, но невероятных совпадений и роялей в кустах хватает. И если случайные встречи с нужными персонажами можно списать на жанровую условность, то стопроцентный «бог из машины» в финале способен серьёзно подпортить впечатление от фильма. Тем более что в книге его не было — появился он именно по вине сценаристов, хотя обойтись без него было несложно.

Спойлер к концовке

Эстер находит ключ, который обезвреживает тесла-пушку злодея… в кулоне, который носила много лет! То ли девушка настолько нелюбопытна, что за долгие годы не додумалась заглянуть внутрь, то ли кулон волшебным образом открывался только в нужное время и в нужном месте… И то, и другое как-то глупо.

Но главное, этот поворот не нужен. Ведь чтобы использовать ключ, героям пришлось лететь в Лондон-на-колёсах и с боем пробиваться к пульту управления. А раз вы уже там — зачем вам ключ? Можно разломать вундервафлю ломом или перебить всех, кто мог бы из неё стрелять. В книге, к слову, для той же цели хватило, чтобы человек просто упал на пульт.

Сценаристам стоило бы подумать и над сценами и репликами, которые сделали бы картину запоминающейся. Конечно, эпизоды битв и погонь шикарны, но когда в промежутках между ними герои общаются, их диалоги невыразительны и полны штампов. Нет фраз, которые хотелось бы цитировать или пародировать. Персонажи передают друг другу информацию — и всё.

Среди немногих реплик, которые запоминаются, — шутки-отсылки про мир прошлого. На «статуях американских богов» и обсуждении довоенной еды, которую «делали на совесть, не то что сейчас», фильм вновь оживает. А должен был — на ключевых моментах, на столкновениях героев со злодеями, на финальном откровении. Когда Эстер и компания оказались лицом к лицу с врагом, я невольно начал сам придумывать крутые реплики, жесты, подколки, которыми они могли бы обменяться. Любая из них была бы лучше, чем «Признай, всё кончено!».

Хьюго Уивинг отлично играет злодея-инженера, но реплики ему прописали без огонька. Единственная яркая фраза «Ты динозавр, а я метеорит» звучит как самопародия на слова Смита из «Матрицы» про вирус и лекарство

«Хроники хищных городов» честно пытались сломать проклятие стимпанка в кино, но не смогли. Они зрелищны, по-своему очаровательны, и их непременно стоит посмотреть таким, как я, любителям ретрофутуризма и невозможной гигантской техники. Но чтобы стать чем-то большим, им не хватает индивидуальности, цельности и смелости.

К сожалению, «Города» уже не нравятся критикам и почти наверняка не окупятся в прокате, погубив потенциально интересную франшизу, а может, и сам жанр. Как ни странно, фильм стоит посмотреть ещё и поэтому. Следующий стимпанк-блокбастер мы, думается, увидим нескоро.

(с) Александр Гагинский

"Евреи — нация львов". Израиль сбросил маску жертвы

Гилад Эрдан, постоянный представитель Израиля при ООН: «Эта атака пересекла все возможные красные линии, и Израиль оставляет за собой право ответить. Мы не лягушки в кипящей воде ...

"Половина французов висят на деревьях". А "Правый сектор" вообще расформировывают
  • ATRcons
  • Сегодня 10:19
  • В топе

Когда утром 15 апреля хорошо прилетело в Славянск, куда накануне, по слухам, прибыло в районе 100 французов - "артиллеристов" и "консультантов", известный координатор николаевс...

"Это пустые полки, просто пустые" - прогноз для России уволенного сооснователя ВШЭ. Констатация "катастрофы"
  • Beria
  • Сегодня 12:05
  • В топе

Один  из  основателей  ВШЭ (с  2023 уволенный),  экономист  Игорь Липсиц,   свою  кандидатскую  защитивший  ещё   при Брежневе,  а ныне ...

Обсудить
  • спасибо :metal:
    • Koncm
    • 27 марта 2019 г. 20:16
    :thumbsup: