«Суспирия», или красота — страшная сила

1 2726

Suspiria

Жанр: мистическая драма

Режиссёр: Лука Гуаданьино

В ролях: Дакота Джонсон, Тильда Суинтон, Хлоя Морец

Премьера в России: 29 ноября 2018

Похоже на: «мама!» (2017), «Чёрный лебедь» (2010)

Сюзи Беннион приезжает из Америки в Берлин, чтобы поступить в знаменитую танцевальную труппу. Девушке везет, по результатам просмотра ее сразу принимают, да и место в общежитии свободно: одна из учениц накануне как раз пропала… Должно быть, связалась с террористами, ведь дело происходит в 1977 году, и столицу Германии лихорадит.

Однако чем дальше Сюзи наблюдает за внутренней жизнью школы, тем яснее понимает — здесь очень легко пропасть, исчезнуть, перестать быть самой собой. Слишком уж странные дела творятся в студии мадам Маркос.

Главное, что важно знать о ремейке «Суспирии»: это фильм, в котором на первом месте стоит авторское высказывание. Это абсолютно не жанровое и не развлекательное кино. Те, кто ждёт от фильма традиционных ужасов, заставляющих переживать за персонажа и пугающих зрителя, рискуют остаться разочарованными. «Суспирия» — это типичный артхаус. Многоголосое, одновременно красивое и беспощадно отвратительное произведение искусства, в котором абсолютно не важно, сколько раз за фильм зритель зажмурился или затаил дыхание. Важно лишь то, насколько плотно переплелись здесь форма и идея и сумеет ли зритель из этого переплетения извлечь главную мысль. То самое «о чем хотел сказать автор?»

Пожалуй, режиссёр Лука Гуаданьино прежде всего, хотел сказать о любви. О той любви, которая не имеет срока давности. О той любви, перед которой склоняется даже порождение самого ада. О той любви, которой так не хватает нашему миру, погрязшему в войнах, ненависти и насилии. Сердечко, нарисованное на стене дома, оказывается сильнее (и важнее), чем любые силы зла. В финале это буквально выворачивает фильм наизнанку, противопоставляя страсти Любовь — именно с большой буквы.

Большое значение в фильме имеет и социальный подтекст. Жизни людей в разделенном Берлине и вопросам феминизма режиссёр временами уделяет гораздо больше внимания, чем судьбе юной танцовщицы. История страны и общества становятся полноправным сюжетным пластом. И именно в этом пласте кроются и мотивация героев, и источники конфликта, и вдохновение для танцев.

Труднее всего для создателей оказалось стереть отражение съемочной группы в бесчисленных зеркалах

Танец, конечно, отдельный «персонаж» фильма. Рисунок движений, синхронные вдохи-выдохи и музыка — из них рождаются лучшие моменты. Две самые пугающие и тошнотворные сцены — тот самый странный хоррор, за которым, возможно, пойдут в кино любители старого фильма Дарио Ардженто — завязаны именно на танце. Их ритм и эстетика просто завораживают. «Танец — это заклинание», — говорит мадам Блан своим ученицам. И зрители послушно кивают в такт. Настоящее заклинание, да еще какое! Недаром на синхронный танец Сюзи и Ольги было потрачено шесть съемочных недель и минимум компьютерной графики. Результат впечатляет.

Одна из ролей Тильды Суинтон была секретной. Если вы не знаете о ней, можете при просмотре и не догадаться, что это она

Отдельного восхищения заслуживает Тильда Суинтон, которая играет в этом фильме три роли: самую прекрасную преподавательницу, самого дотошного психоаналитика и одну из самых мерзких ведьм. Красота, мужское начало и уродство. Возвышение духа, приземленный скепсис и похоть. Это абсолютная вершина актерского мастерства, а мадам Блан и Джозеф Клемперер в исполнении Суинтон — персонажи, которые вызывают максимум эмоций в этом фильме.

Что же до Дакоты Джонсон, играющей главную роль, то, с одной стороны, она очень выразительна и пластична, а с другой — персонаж Сюзи абсолютно нехарактерен для традиционного жанрового кино. Она не боится. Не переживает. Не вызывает никакого сочувствия. Снятся кошмары? Они очень органично ложатся на ее сущность. Ведьмы творят что-то странное? Значит, так надо. Она никому не расскажет об этом — просто пожмет плечами. Ей уготована роль жертвы? Что же, в глазах ее абсолютная обреченность и понимание. Сюзи, по сути, не персонаж, а носитель главной художественной идеи. Та самая красота, которая, как известно, страшная сила. А все остальные герои закручиваются вокруг нее по своим маленьким кривым человеческим траекториям. Выживут? Отлично. Не выживут? Что ж…

Стоит ли идти на фильм? Он может нравиться или не нравиться, но как художественное произведение «Суспирия» однозначно хороша. Какие чувства вызовет творящееся на экране и оправдает ли фильм ваши ожидания — зависит от вас самих. Пожалуй, «Суспирия» вам понравится, если вам доставили удовольствие «мама!» Аронофски (здесь создатели тоже любят поиграть с символами, а в финале скатиться в кровавую оргию) и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Инбал Вейнберг — идеальный художник-постановщик, и фактически каждый кадр так красив, что дыхание перехватывает).

Фильм настолько глубоко копает в сторону женской сущности и каких-то абсолютно глубинных, животных мотивов, что может в какой-то мере служить пособием на тему «Всякая ли женщина — ведьма?» Всякая. Даже если наутро она ничего не помнит.

(с) Александра Давыдова

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • Осмелюсь заметить, слишком много произведений посвящается женщинам. Понятно, что стремление изучить все составляющие женской души происходит по двум причинам: многочисленным неудачам на любовном фронте, и пресыщенностью. На нем же. Но, вот если снимают про мужчин, то нет никакого "изучения"... Показывают или супер-героев, или бомжей, (очень редко), или обычное богатое говно. А где же глубокие душевные коллизии? К примеру - работника коммунального хозяйства? Или, может быть, смотрителя зоопарка? :neckbeard: :cry: :revolving_hearts: :point_up: