Казак и люлька

0 3189

«Носогрейная глина, черепье, пустышки, бирюльки...

Я иду по воде, собираю казацкие люльки.

Сколько было по свету сражений, и сечей, и рубок -

тут осело оно, переметное кладбище трубок.

Может, выше: в излучинах Буга, Днепра да Ингула -

дым прокуренных легких воронка столетий втянула?"

В.Пучков «Плач по казацким люлькам»

В одном ряду с шароварами и саблей образ настоящего казака невозможно представить без курительной трубки (люльки). Неважно где: на коне в походе или сидя с кобзой, казак почти всегда изображен с этим неотъемлемым атрибутом в зубах.

Люлька для казака – первое дело. Ее называли «родная сестра», «дорогая подруга».

Все мы помним историю про Тараса Бульбу, которого взяли в плен только потому, что он потерял трубку и не хотел без нее остаться. Когда вернулся за ней и искал ее в траве, то «набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи». Очевидно, для сечевика трубка обладала ценностью не только из-за богатой отделки. Прежде всего она имела сакральный смысл.

Часто на трубки наносили сакральные орнаменты — «карбы» - зарубки, которые защищали казака от всего дурного. Такие знаки встречались на кобзах-бандурах, посохах и так далее.

Казаки знали, что табачный букет зависит от породы дерева, из которого изготовлено изделие. Поэтому казацкие трубки делали из вишни, груши, липы и вереса. В качестве сырья исключали осину (дерево, на котором повесился Иуда), дуб (священное славянское дерево) и хвойные деревья (из-за смолистого запаха).

Короткую трубку принято называть «бурунька» (от татарского burun – нос) или «носогрейка». На первый взгляд она – простая вещица, но не тут-то было. Оказывается, такая трубка представляла собой достаточно сложную конструкцию, не являясь при этом цельнодереванной.

Чашку люльки чаще всего делали из глины, но имели место случаи изготовления ее из вулканического туфа или других мягких горных пород. Внешний обод чашки украшали сакральные узоры (карбо). Далее вставлялась деревянная втулка и чубук. Материалом для последнего чаще всего служил клен или камыш. Чубук, как правило, был одноразовым, его не чистили от накопившихся смол, а просто меняли на новый.

Вообще же, у каждого казака была своя личная трубка. Она давала возможность отдохнуть, подбодриться перед боем, не заснуть на страже, залечить раны и даже снять стресс. Кроме того, была так называемая «обчиська» трубка, общая, которая принадлежала куреню или другому сообществу казаков. Она, как правило, имела очень дорогую отделку, с украшениями и длинным чубуком. Курили ее сообща, когда решали какой-то вопрос, так создавали определенную атмосферу. Если говорить современным языком — это своеобразный team building, когда ритуальный объект объединяет всех людей в один круг. Они как будто получают общее сознание.

Казаки большое внимание уделяли сопровождающим аксессуарам. Так, кисеты для хранения табака часто вышивались матерями, женами и невестами, а кресала для добычи огня были профессионально выкованы в виде животных. Для того, чтобы забить табак в люльку использовали «затычку», а чтобы ее почистить – «протычку». Эти атрибуты изготавливали из металла, кости или рога (более ранние варианты). Люлька со всем сопроводительным инвентарем хранилась у казака за поясом, который выполнял функции карманов, или в накладном мешке – «гаманце».

Легенды о происхождении табакокурения можно встретить в работах этнографа Георгия Булашева. Согласно одной из легенд, табак пророс из трухи черта, который зацепился за ветку дуба. Другой версией «нечистого» происхождения этого увлечения является легенда о том, как черти подарили трубку селянину, который шел в церковь, тем самым переманив его на свою сторону. Само слово табак пришло с турецкого языка. Скорее всего, и привычку курить трубку украинцы переняли у турков. А они, в свою очередь, увидели подобный ритуал у испанцев.

Казацкие смеси

До сих пор ученые дискутируют о том, что же курили казаки, то есть каковы рецепты смесей, которые давно утрачены. Точно известно, что к табаку, в зависимости от потребности, примешивали разные травы. Это могла быть материнка, или душица лекарственная. В ней содержатся тимол и карвакрол, так что сечевики курили эту траву, чтобы успокоить нервную систему. Она помогала также при болезнях желудка.

Женщины подмешивали к табаку любисток, чтобы привязать казака к себе, а также оградить его от опасностей в походе.

Мяту и зверобой употребляли для успокоения.

Для очищения крови после ранения казаки курили сушеные листья терна, а также его цветки.

Сакральное значение было у полыни. Считалось, что она помогает человеку отогнать черные мысли.

А вот буркун, или донник желтый, курили старые рыбаки, которые долго находились по пояс в воде. И это не удивительно, ведь он содержит кумарин, который обладает противосудорожными свойствами. Интересно и другое — это вещество угнетает нервную систему и оказывает галлюциногенное воздействие. Поэтому эту траву подмешивали к табаку после боя, если сечевик «…не мог забыть вида умирающего врага или побратима». Подтверждение можем найти на страницах романа «Тихий Дон», когда донской казак Григорий Мелехов, чтобы развеять печаль, курил «…пригоршню смеси: сухой донник и корешки недозрелого самосада — "дюбека”».

Смеси активно употребляли характерники — казаки, которые обладали сверхчеловеческими способностями, их не брала ни пуля, ни сабля. Соответственно, переход в это состояние непобедимости, назовем его так, также мог происходить при помощи этих средств.

Как свидетельствуют различные воспоминания о казаках, на Сечи казаки трубки изо рта не выпускали, но случаев легочных болезней среди казаков были очень редкими. Анатолий Пастернак в своей книге "Казацкая медицина", пишет: «... табака как такового было мало, потому что он был дорог, а к небольшому количеству табака добавляли различных наших родных целебных трав, чем улучшали пищеварение, сон, успокаивали нервную систему».

Таким образом в казацкие времена употребляли смесь, которую только условно можно назвать табаком.

К сожалению, до наших дней не дожили многие рецептуры и пропорции приготовления курительных смесей. До сих пор известен рецепт "злого тютюна", для него берут четверть полыни на три четверти табака и "мишанок", в равных частях самосада сорта "самсон", мяты и любистка, или в равных частях табака и донника.

А по поводу вреда курения у казаков была пословица: "…Кто курит, но не плюет при этом, тот греха не делает, но кто курит и плюет, тот "пекла" (ада) не избежит - потому что земля всем нам мать: мы все из земли, землей живем и в землю снова пойдем, и того земля не примет, кто на нее плюет…"

Источник

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...