А жены себе красныя и любимыя,
водим и выбираем от вас же из Царяграда,
а с женами детей с вами вместе приживаем…
На Дону прозвище Болдырь, ставшее впоследствии фамилией Болдырев было довольно распространённо. В Донских Делах, Актах, относящихся к истории Войска Донского и других материалах, часто встречаются Болдыри.
Принято считать, что прозвище «тума» и «болдырь» давалось на Дону детям, рождённым от ясырок, пленниц-инородок. В 1686 г. упоминается донской казак Емелко Тума. Тумами в некоторых источниках называют рождённых невольницами от татар и турок. Вспомним легендарного запорожского кошевого Ивана Дмитриевича Сирко, выводившего тум из Крыма.
Возможно, что и на Дону называли так рождённых от казачьих жен-турчанок, бывших невольниц. Некоторые авторы называют тумами Степана и Фрола Разиных, якобы их старший брат Иван был рождён русской женщиной, а они – невольницей.
Вероятно, тумы, которых на Нижнем Дону в ХVII – начале ХVIII вв. было немало, особенно в Черкасске, представляли в Войске несколько обособленную группу. Так они не поддержали занявшего Черкасск Кондратия Булавина и с сыном бывшего войскового атамана Фрола Минаева отогнали конские табуны в Азов, к тамошнему губернатору Толстому.
Когда после неудачного для России Прутского похода Азов был передан Турции, янычарский ага Азова Алходжа Селим-ага в 1713 г. на встрече с донцами склонял их к выступлению против Москвы. И говорил «непристойные слова»: «… свои вы казаки и ежели вы оное зделаете, и мы вас не такими чекменями наградим, какие ныне на вас, а на некрасовцев вы не смотрите, что они голы ходят, для того что они мужики, а вы наши природные тумы..». Таким образом, давал понять, что среди нижнедонцов много турецкого кореня, некрасовцы, выходцы со среднего Дона русаки.
В словаре издания под редакцией Б.А. Алмазова Болдырь – ребёнок от смешанного брака казака и местной женщины (татарки). Однако волгоградский исследователь Виталий Гусев убедительно опровергает эту версию. Из опубликованных им источников(«О происхождении донских казаков. XVII–XVIII вв. Материалы по истории и генеалогии казачества») видно, что «болдырями» назывались выходцы из плена (татарского, турецкого, калмыцкого).
В «Списке награждённых за службу казаков» 1722 года записаны Кирила, Раман и Алексей Болдыри. В Реестре жалованным казакам 1726–1728 годов Середней станицы г. Черкасска из 211 человек 12 болдырей. Практически у каждого приписка выходец ис полану. В составе Зимовых станиц часто включаются один-два Болдыря. Как известно, в Зимовые станицы включались вышедшие из плена, турские и крымские полоненики, чтобы они могли дать информацию и получить дополнительное государево жалованье за полонное терпение и выход.
Сторонники традиционной версии могут предположить, что все эти выходцы из плена всё равно рождены инородками. Но в опубликованных В. Гусевым архивных документах есть «скаски» о происхождении казаков, записавшихся на Царицинскую линию (смотрите ниже таблицу). В них указано, здешний уроженец или сходец, откуда родом, а если сходец, то когда пришёл на Дон. Среди Болдырей (в некоторых случаях записаны Балдырь) люди различного происхождения. Тут были казачьи сыновья с Дона и черкашенин, серб и уроженец Каменец-Подольска, однодворец и попович. Чтобы утверждать, что все они были рождены ясырками, надо обладать весьма богатой фантазией.
Из известных людей болдырем можно считать одного из виднейших предводителей казачества в эпоху Смутного времени атамана Ивана Мартыновича Заруцкого. Уроженец западноукраинского Тернополя, он ребенком попал в плен к татарам. Повзрослев, он сбежал от них и ушёл на Дон, где быстро выдвинулся в атаманы. В то же время совсем отвергать версию о болдырях-метисах, представляется, рано. В калмыцком языке слово балдыр (с окончанием на последнем слоге) означает человека смешанного происхождения, например калмыка с русским. Балдыр, балдырка – так в Калмыкии называют метисов, детей, чьи родители принадлежат к разным этническим группам.
Реестр Жалованным Казакам в Низовом корпусе 1726–1728 гг. Яков Болдырь вышел ис полону;
Максим Болдырь выходец ис полану;
Павел Михайлов Болдырь выходец ис полану;
Василей Пирожников Болдырь выходец с полану;
Иван Тимофеев Болдырь выходец ис полану;
Фома Маленькой болдырь выходец с полану;
Тимофей Дмитрев Болдырь выходец ис полану;
Болдырь Федор Иванов вышел с полану, живет в нашей станице;
Болдырь Прокофей Федоров сказал: вывезен с полану тому будет шестнадцать лет, о чем свидетеля скаска взята;
Болдырь Никита Никитин сказал: свезен с Кубану в малых летах, о чем свидетеля скаска взята;
Болдырь Василей Васильев Кубек.
В «Реэстре бурлакам» Болдырь Иван Барисов сказал: вывезен он
ис полану бывшим старшиною Никифором Антипьевым, о чем свидетеля скаска взята.
Как видим, Болдыри встречаются и среди бурлаков. Кстати, вопреки распространённому мнению, среди бурлаков были и казачьи сыновья, рождённые на Дону.
Реестр записавшихся казаков для поселения на Царицинскую линию коликое число и которых станиц и сколько значит ниже.
1733 году марта 19 дня.
Середней станицы- Максим Денисов сын Балдырь родом
сербенин, пришол на Дон своею волею до 700 году, в казачью службу написан в
700 году, от роду 55 лет, у ево жена Афимья Анофрева дочь, детей: сын Ни-кита 16 лет, Петрокей 14 лет, Дмитрей 12лет, Сергей 7 лет, дочь Федосья 4 лет
............. Дурновской станицы- Тарас Иванов сын Чебарай Балдырь,родом черкашенин Сумского полку села Пень, был в неволе в Кубане, а ис Кубани вышел; пришел в Черкасской в 710 году и по ныне жил в Черкаску, а в казачью службу записан в 712 году, от роду 70 лет, у ево жена Марья Матвеева дочь 45 лет,
....................................... Скорадумавской станицы- Астафей Петров сын Болдырь уроженец на Хопре в Тишанской станице,был пушкарем, в Черкаском 7 лет жил и жалованье брал, от роду 42 года, жене ево 30 лет. Сын Степан 6 лет.
................ Митякинской станицы -Прокофий Герасимов сын Балдырь,родом города Ельца села Калабина однодворец, сошел на Дон с отцом в малых летах тому 40 лет, в казачью службу написан в 700 году, от роду 50 лет, у ево жена Елгинья Федорова дочь 30 лет, детей: сын Иван 17 лет, Анисим 2 лет, дочь Хавронья 8 лет, Дарья 6 лет, Парасковья 3 -х лет.
Нижней Михалевской станицы- Григорий Григорьев сын Болдырь,родом ис Польши города Каменского Подольца, взят был крымскими татарами в полон. Вышел из полону на Дон в 711 году, в казачью службу написан тогож году, от роду 60 лет, у ево жена Авдотья Аристова дочь 60 лет, детей: сын Михайла 20 лет.
Примечания
1. Донския дела. СПб., 1898. Кн. 1; Донския дела. СПб., 1906. Кн. 2; Донския дела. СПб., 1909. Кн. 3; Донския дела. СПб., 1913; Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А.А.Лишиным. Новочеркасск. 1891.Т. 1. С. 4, 189; Т. 2. Ч. 1. Новочеркасск, 1894. С. 193, 248.
2. Алмазов Б.А. Казаки. СПб., 1999.
3. Гусев В.А. Материалы по истории и генеалогии казачества. Волгоград,
2013. Вып. 2. О происхождении донских казаков. XVII–ХVIII вв. С .7
4. Там же. С.19, 21.
5. Там же. С. 28–31
6. Там же. С. 131, 133, 145, 152, 158, 200, 208, 215, 223.
7. Там же. С . 31.
(с) И.В. Жуков
Интересно? Не забудь поставить оценку и подписаться на наш журнал!
Оценили 17 человек
40 кармы