Василианский орден против Российской империи

1 2230

Современные украинские василиане.

Василиане [базилиане; лат. basiliani] — общее название для нескольких католических, главным образом униатских, монашеских орденов византийского обряда, которые в своей деятельности руководствуются одним из древнейших уставов — уставом свт. Василия Великого. Одно из важных направлений деятельности василиан — развитие отношений с восточным христианством.

Одной из этих организаций является василианский орден св. Иосафата (Ordo Basilianus S. Josaphat; O.S.B.M.), созданный в нач. XVII в., своим происхождением, развитием и дальнейшей историей полностью связанный с Русской Греко-Католической Церковью, возникшей на западнорусских территориях Речи Посполитой в результате заключения Брестской унии (1596). Орден появился в результате проведения реформы греко-католического монашества с целью создания из него по образцу римско-католических орденов наиболее сплоченной, организованной и хорошо образованной силы, способной стать инструментом распространения унии. Инициаторы реформы стремились приблизить униатство к римо-католичеству, что во многом отразилось на деятельности василианского ордена, в котором все более распространялись латинский богослужебный обряд, входило в обычай употребление латинского и польского языков, появлялись иные заимствования из римско-католической традиции. Большую поддержку в создании ордена оказали иезуиты, которые стали для василиан в значительной степени образцом для подражания: орден мыслился как «иезуитский восточного обряда». Первоначально василианский орден являлся организацией, которая находилась в подчинении униатского митрополита, но была абсолютно независимой от епископов Греко-Католической Церкви, на территории которых находились монастыри василиан. Независимость ордена от епископата стала причиной многих конфликтов между «черным» и «белым» духовенством Греко-Католической Церкви. Наиболее активной была деятельность ордена в сфере просвещения молодежи и книгопечатания.

Конфликт с Петром I в Полоцке во время Северной войны.

Полоцкий собор св. Софии. Реконструкция первоначального облика.

Царь Петр I рассматривал униатов как основных виновников насилия, творимого в Речи Посполитой над православными. В 1705 г., ведя совместные с польским королем Августом II военные действия против Швеции, он прибыл в Полоцк.

Как видно из документов Кабинета Петра I (РГАДА, фонд 9. Кабинет Петра I. Отдел I. Книга 30. Листы 16 оборот – 18), происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов. Петр I проявлял немалое терпение в отношении униатов несмотря на то, что получил доказательства их сношений со шведами и их польскими союзниками из числа сторонников литовского гетмана Сапеги. Царь терпел даже вызывающее поведение одного из василианских монахов, в прошлом православного, который публично оскорблял Петра I и Августа II и призывал к расправе над русскими.

Однако терпение Российского монарха лопнуло после новых оскорблений в адрес царя со стороны униатов, которые имели место 30 июня старого стиля (11 июля нового стиля) – в канун тезоименитства царя, приходившегося на день свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Осматривая полоцкий собор Святой Софии (в прошлом православный храм XI в.), которым владели василиане, Петр захотел пройти в алтарь, но монахи не пустили его, обозвав «схизматиком». Но даже после этого Петр еще сдерживал свой гнев. Увидев икону с изображением Иосафата Кунцевича, особо пышно украшенную и размещенную на видном месте, царь спросил монахов, кто это? Монах-проповедник Феофан Колбечинский ответил Петру, что на иконе изображен «священномученик Иосафат», добавив, что он умерщвлен единоверцами Российского монарха. После этого с Петром случился один из типичных для него приступов ярости. Разгневанный царь велел приближенным схватить монахов, но на шум в собор сбежались вооруженные послушники, вступившие в схватку с его спутниками. В ходе столкновения несколько приближенных Петра получили ранения, а 4 василианина были смертельно ранены. В порыве гнева царь велел повесить еще одного монаха, находившиеся на территории Речи Посполитой российские войска разорили несколько василианских монастырей и храмов, главным образом расположенных на территории современной Белоруссии.

Отнятый у униатов собор Святой Софии был передан царем православной общине Полоцка. Но православные не решились принять храм в свои руки, опасаясь, что после отъезда царя Петра из Полоцка королевские власти воздвигнут против них репрессии.

Петр I дал распоряжение прекратить богослужение в соборе. Храм был закрыт, а в его притворе разместили склад боеприпасов. 1 мая 1710 года боеприпасы взорвались: ранее величественный храм превратился в руины. В 1738 — 1750 гг. собор св. Софии в Полоцке был восстановлен униатами.

Василиане в России. Участие в польских восстаниях.

Положение василиан, оказавшихся на территории Российской империи после разделов Речи Посполитой, ухудшилось. Это было связано, с одной стороны, с тенденцией к возвращению униатов в православие, чему василиане были помехой, а с другой — с покровительством императрицы Екатерины II иезуитам, обосновавшимся в России после папского указа об упразднении иезуитского ордена, с которым у василиан с нач. XVIII в. были напряженные отношения.

Традиционно высокая степень влияния василиан на внутреннюю жизнь Греко-Католической Церкви сохранилась и после вхождения западнорусских земель в состав Российской империи.

Меры российских властей, направленные против василиан, были следствием их политической позиции, откровенно враждебной по отношению к России и Русской Православной Церкви, которая в значительной степени определялась происхождением многих василиан из числа польской или западнорусской знати, перешедшей в католицизм.

Часть членов ордена приняла участие в Польском восстании под руководством Т. Костюшко. Так, например, бывший протоархимандрит василианского ордена Порфирий Скарбек-Важинский (с 1790 епископ Холмский) возглавил повстанческий комитет в Холме и после поражения восстания был вынужден бежать в Австрийскую империю. Настоятель василианского монастыря в Овруче Иосафат Охлоцкий за участие в восстании был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой в Сибирь.

Польские повстанцы в сопровождении католического монаха.

В 1800 г. император Павел I на короткое время возвратил василианам часть прежних прав и разрешил собрать капитул. [1] Однако состоявшийся в 1802 г. Тороканский капитул носил столь ярко выраженный антироссийский характер, что правительство императора Александра I приняло решение о его роспуске. Василианам покровительствовал князь Адам Чарторыский, имевший в нач. XIX в. большое влияние на Александра I.

В 1-й трети XIX в. среди российских греко-католиков более явственно обозначается противостояние между василианами и пророссийской партией, сочувствующей сближению с православием, которую составляли преимущественно выходцы из числа белого духовенства. Активную поддержку последним оказывали предстоятели Русской Греко-Католической Церкви митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Ираклий Лисовский (1806—1809), его преемник Григорий Коханович (1809—1814) и архиепископ Полоцкий Иоанн Красовский.

Василиане проявили свою неприязнь к России и православию во время Отечественной войны 1812 г. В занятой наполеоновскими войсками Вильне они создали т. н. Религиозный комитет, в который вошли архимандрит виленского Троицкого монастыря, литовский провинциал Каминский и его консульторы, а также архимандрит василианского монастыря в Троках (Тракае) Ленартович. Целью деятельности комитета было устранение лояльных России митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Григория Кохановича и архиепископа Полоцкого Иоанна Красовского от управления Русской Греко-Католической Церковью и возрождение влияния василианского ордена и латинской традиции. Главный противник ордена архиепископ Иоанн Красовский, был оклеветан василианами и предан церковному суду, лишен кафедры и сана.

Со вступлением на престол императора Николая I усилилось стремление российских властей упразднить унию и воссоединить греко-католиков с Русской Православной Церковью.

На положение василиан в Российской империи сильно повлияло Польское восстание 1830-1831 гг. Василиане поддержали мятеж, некоторые из них принимали в нем участие, что явилось причиной репрессивных мер против ордена со стороны императора Николая I. В списке лиц, привлеченных к ответственности за участие в восстании, значилось 76 представителей греко-католического клира, большинство из них - василиане. Монахи Г. Дверницкий и А. Вигиневский сражались на стороне повстанцев. Иноки Почаевского монастыря печатали в своей типографии листовки мятежного польского генерала Ю. Дверницкого, помогали осуществлять связь между отрядами повстанцев и оказывали им иную помощь (впоследствии 9 почаевских василиан были арестованы). Поддержку участникам восстания оказал Овручский василианский монастырь, монахи которого доставили мятежникам 6 артиллерийских орудий, приняли у тех присягу и освятили их знамя. Управлявший Овручским монырем каноник И. Сероцинский был сослан в Сибирь. В 1834 г. он попытался организовать мятеж среди ссыльных повстанцев в Омске, за что был приговорен к 7 тыс. ударам палками и умер при исполнении наказания. После восстания началось закрытие василианских монастырей, одним из первых в 1831 г. был возвращен Русской Православной Церкви Почаевский монастырь.

К 1839 г. василианский орден на территории России прекратил свое существование. Сохранилась только Холмская провинция ордена в пределах Царства Польского, отчасти потому, что Холмский греко-католический епископ Филипп Шумборский в период восстания занимал нейтральную позицию. После Польского восстания 1863 г. и последовавшего в 1866 г. разрыва конкордата между Российской империей и Папским престолом последняя на территории Российской империи Холмская униатская епархия была упразднена (1875).

Примечание.

1.Капитул — коллегиальный орган управления в монашеских институтах Католической Церкви, являющийся собранием настоятелей и выборных делегатов с целью избрания новых настоятелей или решения дел всего института (генеральный капитул), его провинции (провинциальный капитул) или монашеской обители (монастырский капитул).

Подробнее см.: Т. Шишова. Капитул // Католическая энциклопедия. Том 2. Издательство Францисканцев. 2005. Стр. 785—788.

ИИсточники по истории василиан св. Иосафата.

1.Litterae Sacrae Congregationis de Propaganda Fide Ecclesiam Catholicam Ucrainae et Bielarusjae spectantes / Paravit, ed. curavit A. Welykyj. R., 1954.

2. Litterae Basilianorum in terris Ucrainae et Bielarusjae. R., 1979. (Analecta OSBM; Ser. 2. Sec. 3. Vol. 1-2).

Библиография.

1.Коялович М.Н. История базилианского ордена // Христианское чтение. 1864. Ч. 1. С. 11—75, 419—464.

2. Сульжинский Л. Краткие известия о положении базилианского ордена и разных переменах в его управлении от 1772 до 1811 г. / Пер. Н. Петрова // Труды Киевской духовной академии. 1868. Т. 3. № 7. С. 147—168; Т. 4. № 10. С. 100—144; № 11. С. 245—302.

3. Петров Н. Очерк истории Базилианского ордена в бывшей Польше // Там же. 1870. № 5. С. 428—494; № 8. С. 373—436; № 11. С. 343—409; 1871. № 2. С. 295—374; № 5. С. 225—317; № 6. С. 480—554; № 7. С. 118—189; 1872. № 1. С. 3—85; № 2. С. 161—272.

4. Патрило И. Нарис iсторiï Василiан вiд 1743 до 1839 року // Analecta OSBM. 1988. Vol. 13 (19). P. 183—283.

5. Нарис iсторii Василiанського чину св. Йосафата. Рим, 1992. (Analecta OSBM; Vol. 48).

Литература, использованная при написании статьи:

1.В.И. Петрушко. Василианский орден св. Иосафата / Василиане // Православная энциклопедия. Том 7. М.: 2004. Стр. 17, 19—21, 23 — 24.

2. В.И. Петрушко. Митрополит Лев Заленский и Униатская Церковь в Речи Посполитой в период его правления (комментарий в свете веры) / Седмица.ру. 13.08.2008 г.

3. Собор Святой Софии, Премудрости Божией, в Полоцке // Патриархия.ру. 27.09.2009.

Источник 

Интересно? Не забудь поставить оценку и подписаться на наш журнал!

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...