• РЕГИСТРАЦИЯ
Александр Вознесенский
23 мая 12:31 11923 8 10.43

Статья из журнала Корреспондент "В тисках империи" о геноциде русинов в первой половине 20 века и о роли греко-католической церкви в этих процессах.

В начале первой мировой войны австрийцы, воевавшие с Российской империей,
устроили настоящий геноцид жителей Западной Украины.

Первая мировая война познакомила западных украинцев с понятием репрессий раньше, чем это сделал Сталин. Противоречия между Австро-Венгерской и Российской империями нарастали, и правительство императора Франца-Иосифа активно работало, чтобы население современной Западной Украины включилось в войну на стороне Австро-Венгрии, а не России. Для этого на местах начали выявлять потенциальных “шпионов” и жестоко расправляться с ними.  

В том глубоко религиозном обществе водораздел “свой-чужой” проходил по линии вероисповедания, поэтому неудивительно, что возглавила процесс антироссийской борьбы греко-католическая церковь, которая помогала австро-венгерским властям выявлять неблагонадежных. 

То, что развернулось в отношении населения Западной Украины, даже сейчас, спустя время, сложно принять, ведь люди, носящие крест и проповедующие Евангелие, занимались доносами, которые закончились смертным приговором для тысяч украинцев. Австрийцы руками своих местных союзников развернули настоящий террор.

В книге Русины в период Первой мировой войны и русской смуты находим очень интересные детали: “29 января 1913  года в Угорской Руси (Подкарпатье) начался второй Мармарош-Сигетский процесс (первый состоялся в 1904 году). Мармарошский процесс был единственным массовым процессом в Австро-Венгрии перед войной. Первоначально к суду привлекли 189 человек. Во время ареста и заключения крестьяне подвергались издевательствам и избиениям со стороны венгерских жандармов. Впоследствии прокурор уменьшил число обвиняемых до 94 крестьян, обвинив их в подстрекательстве против мадьярского народа, греко-католического вероисповедания и духовенства, нарушении законов. Причиной процесса стал массовый выход населения Угорской Руси из грекокатолической церкви и переход в православие, и это несмотря на то, что в Австро-Венгрии православие было разрешено законом, а в Буковине являлось господствующим вероисповеданием”.

“Массовый переход в православие русинских сел на Лемковщине, в Сокальщине и Коломыйщине (Галичина) тоже вызвал репрессии со стороны австро-венгерских властей”.

Вражда грекокатоликов с православными довела до разгула настоящих репрессий. В ход шла грубая пропаганда. Идентификация населения как русинов и православная вера выставлялись как признак враждебности императорской власти, как сепаратизм, который сильно тревожил австро-венгерские власти накануне войны с Россией.

Как результат были созданы концлагеря в Терезине и Талергофе.


АВСТРИЙСКИЕ КОНЦЛАГЕРЯ ДЛЯ УКРАИНЦЕВ


До зимы 1915 года в Талергофе не было бараков. Народ, сбитый в одну кучу, лежал на сырой земле под открытым небом, в дожди и морозы. Самый крупный источник о зверствах тех времен — Талергофский альманах, состоящий из четырех томов, — описывает террор и зверства против украинцев, которые велись как некая религиозная война, параллельно с войной между странами. Сами условия в концлагерях были дикими и жестокими. “Вши изгрызали тело и перегрызали нательную и верхнюю одежду. Червь размножился чрезвычайно быстро и в чрезвычайных количествах. Величина паразитов, питающихся соками людей, была вопиющая. Неудивительно поэтому, что немощные люди не в силах были бороться с ними. Священник Иоанн Мащак под датой 11 декабря 1914 года отметил, что 11 человек просто загрызли вши”.

Сергей Суляк в своей книге о русинах пишет: “Массовый геноцид русинов в годы Первой мировой войны был первым холокостом Европы XX века. Депутат австрийского парламента, чех Юрий Стршибрны, в своей речи отмечал, что имеет точные сведения от 70 заключенных, что в Талергофе были зарыты в землю две тысячи мертвецов. Другой депутат, поляк Сигизмунд Лясоцкий, лично собрал сведения о неслыханных злодеяниях в Талергофе. В своей речи он озвучил данные, что в Талергофе до 20 февраля 1915 года лежали 1.360 тяжелобольных, из которых умерли 1.100 человек. В течение полутора лет умерли 15% заключенных, то есть более трех тысяч галичан и буковинцев”.


ВСЕ КАК СЕГОДНЯ: БИТВЫ ЗА ХРАМ


Но преследования коснулись не только нескольких тысяч узников. Талергофский альманах так описывает очередной акт политики властей Австро-Венгрии: “Задолго еще до войны село Залучье подверглось жестоким преследованиям со стороны австро-венгерского правительства за то, что его жители перешли из греко-католического вероисповедания в православную веру. Хотя уездное староство старалось всячески воспрепятствовать этому, но его старания не имели успеха. В село вошло войско и после тщательных обысков, продолжавшихся целую неделю, арестовало 86 виднейших крестьян. Арестованные судились в окружном суде в Коломые, причем 12 человек получили по шесть месяцев заключения, а остальные были освобождены. Удивительно, что после этого жители села избрали комитет для постройки православного храма. Разрешение на это не было получено, несмотря на протесты в Вену. Власти опечатали временную часовенку, помещавшуюся в доме М. Нагорняка, а православного священника И. Ф. Гудиму арестовали как подстрекателя и шпиона. Преследования жителей не прекращались. Если кто пошел в православную церковь в селе Вашковцы, а шпионы об этом узнали, то староство наказывало его высоким штрафом, заключением в тюрьму, а то в придачу и пощечинами”.

Естественно, что властям нужно было как-то объяснить происходящие гонения, и вскоре глава греко-католиков, митрополит Андрей Шептицкий, издал окружное послание. Тот же Талергофский альманах сохранил упоминание об этом. Он озвучил призывы борьбы против России и причиной названа свобода в составе Европы. “Война ведется ради нас, ибо лютый враг царь московский не смог стерпеть того, что мы в австрийской державе имеем свободу. Изменою хочет наших людей побудить к измене”, — гласит послание.

Нужно отметить, что религиозную войну подхватили на всех уровнях властной иерархии. Мы неоднократно находим сообщения такого типа: “Доносами занимались не только жандармы, сельские писари и войты, но и учителя, и даже духовные лица”. “Туча мести и террора не прошла мимо и Ярославского уезда. В селе Маковисках на своих прихожан доносил священник Крайчик”. “В Каменке Струмиловой один священник расстрелян и один арестован, повешено и расстреляно 10 крестьян и арестовано свыше 120 крестьян — все по доносу местного священника Михаила Цегельского”.


ПОЛЬША И ПИЛСУДСКИЙ


К 1918 году не стало уже Австро-Венгерской империи, не стало и Российской империи, а Юзеф Пилсудский стал главой Польского государства. Была заявка на создание государственности и на территории Западной Украины. Появилась ЗУНР (Западно-Украинская народная республика). Но вскоре часть земли Западной Украины заняла Польша, а часть Чехословакия. В этот же период велась Польско-советская война.

Это побудило Пилсудского тесно сотрудничать с греко-католической церковью. Некоторые исторические издания говорят, что к 1923 году западно-украинское духовенство униатского толка приняло присягу на верность польскому правительству. За лояльность церковь начала получать от государства средства в несколько миллионов злотых ежегодно. Глава УГКЦ Андрей Шептицкий, например, получал из казны около 800 злотых (для сравнения: глава государства Юзеф Пилсудский получал тысячу).

К тому же церковь являлась крупным землевладельцем. Церквям, костелам и монастырям принадлежало 220 тыс. га земли, а греко-католической митрополии — более 36 тыс. га. Наличие крупных имений побудило церковь помогать властям, когда начался бунт крестьян, недовольных налогами и принудительными экзекуциями. Отряды полиции и кавалерии разгромили 800 сел и арестовали тысячи крестьян, которые были недовольны проводимой в Польше политикой. Однако украинцам была предложена не федерация, которая бы позволила УГКЦ иметь полную власть на Западной Украине, а политика пацификации (умиротворения). Стало понятно, что ни культурной, ни территориальной автономии в планах Польши относительно Западной Украины не было. После этого начался террор в отношении уже польских властей. Кузницей кадров были ОУН, Пласт и другие организации, созданные при помощи греко-католиков. Так политика террора в отношении украинцев обернулась против самих поляков.


Взято из журнала Корреспондент от 19 мая 2017 года.

Автор: Александр Борисов.

http://korrespondent.net/magaz...

Не пропускайте новые статьи автора Александр Вознесенский, просто зарегистрируйтесь на Конте. Подробнее

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    ДРУГИЕ СТАТЬИ
    Юлия Витязева Вчера 22:33 4313 105.39

    Украинцы России против Путина

    Из серии «это пиZдец, дорогая редакция» или Во всём виноват Путин! Украинцы РФ просят президента России Владимира Путина не выдвигать свою кандидатуру на четвёртый срок. Об этом говорится в открытом письме редактора сайта «Кобза – украинцы России» Василия Коломацкого.«Господин президент, от имени украинской диаспоры России, если Вам дорога украино-россий...
    Андрюха Червонец Вчера 23:20 6204 58.13

    Обстановка в Луганске на вечер 22-го ноября

    Несколько таких новостей Александр Жучковский пишет: Многие со ссылкой на меня пишут, что Плотницкий "сбежал в РФ". Он не сбегал, а ездил вчера на переговоры и за поддержкой, о чем я вчера сообщал. На границе его не задерживали. Результата Плотницкий не добился, Москва поддержку не оказала, он вернулся в Луганск с попыткой разрулить конфликт самостоятель...
    ANovoross Вчера 23:20 2825 28.72

    Конфликт в ЛНР подталкивает к возрождению Новоросси

    «Переворот», происходящий в Луганской народной республике, вновь поднял тему возможного объединения регионов, отколовшихся от Украины. По крайней мере, ряд политиков уже заявляют о назревшей необходимости воссоздания структуры, называемой Новороссия. Кому было бы выгодно слияние ДНР и ЛНР и насколько реален сегодня такой сценарий? Вечером в среду бы...
    ПРОМО
    Константин Семин Вчера 12:16 30368 618.24

    Вот для чего был нужен мальчик

    Вот не понял насчет "экзальтированной травли". Тупой, наверное.Каждый журналист знает: есть речевые приемы, которые позволяют самую дикую формулировку растворить в нагромождении слов, как в стакане воды. Случайно не намешаешь, надо уметь. Коля/не Коля — дело десятое.Что означает фраза "солдат умер от тяжелых условий плена"?Она означает, что вина за гибе...
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика