Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Папа римский высказался против автокефалии православной церкви на Украине, пообещал поддержку РПЦ и в резких фразах выразил угрозу униатам.

59 38954

Три недели назад появился ряд очень громких заявлений и важных новостей в церковной среде. К сожалению, эти новости не получили должного освещения в СМИ и не были донесены до читателей в доступном виде. Поэтому я решил восполнить этот пробел касательно заявлений, которые на самом деле будут иметь очень важные последствия.

Итак 30 мая этого года прошла встреча папы римского Франциска и главы ОВЦС РПЦ митрополита Илариона Алфеева. Упоминание об этом мы находим и на сайте патриархии РПЦ (http://www.patriarchia.ru/db/t...), и в целом ряде светских и церковных СМИ. 

Для начала читаем цитату папы римского: "Католическая церковь никогда не позволит, чтобы с ее стороны проявился подход, провоцирующий разделения. Мы никогда этого не позволим. Я этого не хочу. В России только один Патриархат – ваш" - заявил папа римский Франциск. 

Эту цитату привели как нечто обычное и рядовое практически все медиа, не придав этому должного внимания. И очень зря. О чем же говорил глава католиков? О каком разделении? О каком новом патриархате??? Вас ничего не удивляет в этих словах? На самом деле это очень важное заявление, которое достойно того, чтобы оказаться на первых полосах в СМИ, которые пишут о жизни христианских церквей. Дело в том, что речь как раз совсем не о России, а о канонической территории РПЦ и о попытке отделить часть РПЦ на территории Украины. То есть папа римский прямо заявил о том, что выступает против предоставления автокефалии для православной церкви на Украине, о чем так хлопочут украинские политики. 

А теперь по порядку. 

Еще два месяца назад я сделал большой обзор ситуации касательно попытки создать так называемую "единую церковь" на Украине, где показал, что все желающие получить автокефалию на Украине сотрудничают с униатами и публично заявляли о готовности объединяться с ними (https://cont.ws/@alexandrpasic... 

По мере возможностей я пытался знакомить иерархов разных церквей с тем, что на самом деле проект "единая церковь" является проектом униатским.

Какой наиболее вероятный ход развития этой ситуации?

"Легализация" раскольников предоставит им канонический статус и право голоса в Церкви. После этого в добровольно-принудительном порядке к этой автокефальной структуре будут пытаться присоединить УПЦ МП. Конечно же, все это будет сопровождаться погромами, противостоянием, вероятно, убийствами и поджогами. Ситуация какое-то время, в случае развития такого сценария, будет балансировать на грани религиозной войны, а может и перерастет в полноценную войну. Но если будут захвачены главные святыни Украины и все крупнейшие монастыри (а глава УПЦ КП Филарет Денисенко уже публично заявляет, что все крупные монастыри должны будут перейти под управление "единой цекрви" т.е. должны быть насильственно отобранными в УПЦ МП), то уже ничего не будет мешать раскольникам, получившим канонический статус, проголосовать за объединение с УГКЦ. 

И это не фантазии. О такой готовности объединения с униатами представители расколов говорят предельно открыто. Например, за несколько дней до начала государственного переворота на Украине в 2013 году, где униаты играли огромную роль в деле организации протестов, Филарет Денисенко, глава непризнанной УПЦ КП, прилетел в США, где провел целый ряд встреч. Среди прочего он дал интервью Марии Климчак, директору Украинского нацонального музея в Чикаго. В этом интервью глава УПЦ КП прямо и однозначно заявил о готовности объединиться с униатами и создать с ними единую церковь, не выдвигая при этом каких-то условий отказа со стороны униатов от католических особенностей в деле вероучения.

Эту же готовность объединиться с УГКЦ он повторил публично и в 2017 году в интервью журналу Фокус. 

Глава УАПЦ Макарий Мелетич также публично показал готовность объединяться с униатами и сделал это вскоре после свершения государственного переворота. В ноябре 2014 года произошла попытка создать "единую церковь" на локальном уровне. Задумка был такая, что включаться в процесс создания единой церкви будут отдельные епархии, и если процесс начнет получать поддержку, то глава УПЦ МП вынужден будет в конечном итоге остаться изгоем или также включиться в этот процесс. То есть задумывалась некая революция с низов. 

Тогда меморандум касательно совместной воли к созданию объединенной церкви подписали представители отдельных епархий УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ и униатский епископ! При чем от УАПЦ меморандум подписывал глава этой церковной структуры Макарий Мелетич. 

То есть главы обеих расольнических структур (УПЦ КП и УАПЦ), которые сейчас подписали прошение о предоставлении автокефального статуса, прямо и публично заявляли о готовности объединяться с униатами ради создания "единой церкви" еще в 2013-2014 годах.

О том, что автокефалисты УПЦ МП из числа сторонников митрополита Александра Драбинко открыто сотрудничают с униатами и ради создания "единой церкви" с участием УГКЦ готовы даже идти на компромисс по догматам (то есть отказа от православной веры - ведь именно догматы Церкви являются главным ее идентификатором), я писал в ряде предыдущих записей (например здесь можно ознакомиться с деталями этого сотрудничества https://cont.ws/@alexandrpasic...  

На самом деле люди, которые хоть немного изучают религиозную ситуацию на Украине, знают, что именно униаты раньше всех подняли тему "единой церкви", активней всего работают в этом направлении и даже особо этого и не скрывают, и этому есть много фактов в подтверждение. 

И вот волею судьбы глава ОВЦС РПЦ митрополит Иларион обратил внимание на роль униатов в этих процессах и начал публично об этом заявлять. 

Более того, о том, что православные и католики неизбежно объединятся, начал вдруг заявлять и патриарх Варфоломей, глава Константинопольского Патриархата. Таким образом, ВСЕ участники, которые стремятся создать автокефальную церковь на Украине, прямо заявляли о роли католиков в этих процессах и готовности идти на объединение с ними. 

В этом деле владыка Иларион выступил настолько открыто и прямо в защиту интересов православия, что это удивило даже многих его врагов, которые упрекали его в прокатолических взглядах. В своих речах митрополит Иларион неоднократно заявлял, что униаты своей антиправославной деятельностью подрывают все основы и возможности диалога между церквями, пытаясь в конечном счете уничтожить православие на территории Украины: "В Украинской греко-католической церкви уже прямо заявляют, что создание "Единой поместной церкви" - это первый шаг к "возвращению" православных Украины в унию" - заявил митрополит. И на самом деле эти речи в среде униатов звучат уже несколько лет. 

А вмешательство патриарха Варфоломея в жизнь православных верующих на Украине может привести не только к религиозной вражде и обострению обстановки внутри страны, но и к негативным последствиям в более крупном масштабе. В случае окатоличивания части Украины после предоставления автокефалии, деятельность Константинопольской патриархии вызовет резкое отторжение со стороны других поместных церквей, и это может легко довести и до раскола внутри православия. Хотя предоставление автокефалии вызовет в любом случае напряженность и противостояние - ведь часть поместных церквей выступает категорически против такого развития событий и считает вмешательство украинских политиков в дела Церкви возмутительными. И действительно, даже центральные украинские СМИ все больше акцентируют потребность в автокефалии для православия на Украине именно политической обстановкой. Поэтому если патриарх Варфоломей сделает такой шаг, то это будет означать и презрительное отношение ко мнению других поместных церквей, что безусловно сильно повысит напряженность и противостояние в православном мире. 

Естественно, глава ОВЦС РПЦ начал проводить встречи с главами поместных православных церквей, чтобы поставить их в известность касательно разных аспектов сложившейся ситуации, указывая, что предоставление автокефалии может законсервировать раскол на Украине на очень длительное время  и привести к окатоличиванию значительной части страны. 

После этого была проведена встреча и с главой католиков - папой римским Франциском. Судя по фразам, речь во время встречи шла именно о попытке создать на Украине единую церковь и о роли униатов в этих процессах. Эту роль УГКЦ в деле попытки создания "единой церкви" не только никто не скрывал, но иногда униаты на самом высоком уровне даже умышленно ее демонстрировали. Например, еще за несколько месяцев до начала государственного переворота 2013-14гг. на Украине глава униатов архиепископ Святослав Шевчук, в одном из интервью обсуждая тему возможного объединения УПЦ МП и УПЦ КП, неожиданно заявил, что на самом деле двигателем процессов объединения являются католики, и именно они больше всего работают над продвижением идеи объединения церквей.

В своей речи касательно объединения церквей Шевчук сослался на бывшего главу УГКЦ Андрея Шептицкого. Последний известен многим историкам тем, что велел с радостью встречать войска Гитлера на Украине. Но на самом деле в период войны при этом главе УГКЦ действительно были попытки, пользуясь ситуацией, навязать православной церкви процессы объединения. В одном из журналов "Идея и чин" от 1942 года, который издавали украинские националисты ОУН, находим следующее указание о церковной ситуации: "Как известно, на украинских землях существуют две церковные организации: православная и греко-католическая. Митрополит греко-католической церкви обратился с открытым письмом к украинским православным владыкам, чтобы начать разговоры на тему сближения, а в будущем полного объединения обеих церквей. Утверждаем здесь, что взаимопонимание между украинскими церквями, их сближение и слияние считаем чем-то полезным, что лежит в интересе Украинской Нации, и это дело определенно найдет свою развязку в Украинском Государстве, которая будет соответствовать как религиозным убеждениям украинского населения, так и добру Украинского Государства". 

То есть глава УГКЦ митрополит Андрей Шептицкий, который сотрудничал с националистами ОУН и велел приветствовать нацистов Гитлера, пытался как раз создать "единую церковь" пользуясь тем, что нацисты подвергали преследованию православную церковь на Украине. Видя ее тяжелое положение, Шептицкий решил предложить им унию и таким образом, видимо, получить лояльность нацистской Германии. Поэтому, услышав о намерении православных церквей на Украине проводить диалог касательно преодоления раскола, глава униатов Святослав Шевчук решил прихвастнуть, что униаты работали над объединением церквей еще до Второго ватиканского собора, и сейчас именно католики являются двигателями этого процесса. 

Но обратите внимание на постановку вопроса из журнала националистов: "Утверждаем здесь, что взаимопонимание между украинскими церквями, их сближение и слияние считаем чем-то полезным, что лежит в интересе Украинской Нации". Прошло время, вторая мировая война закончилась, но на самом деле именно так сегодня украинские политики, раскольники и националисты и формулируют потребность отделить УПЦ МП от РПЦ и создать "единую церковь" - якобы это лежит в плоскости интересов нации, и поэтому Церковь должна идти на поводу политической обстановки. То есть особенности веры, ее догматы и каноны должны уступить политическим запросам тех, кто пришел к власти.

Естественно, видя такую деятельность униатов, которые с одной стороны ведут крайне агрессивную политику в отношении УПЦ МП, с другой договариваются об объединении с раскольниками, а с третьей сами всячески способствуют, чтобы эти раскольники получили официальный канонический статус, глава ОВЦС РПЦ решил провести переговоры с главой католиков - папой римским и расставить все по своим местам. 

Сложно даже сказать, в каком русле проходили переговоры, но по итогам этой встречи глава католиков сделал целый ряд важных заявлений. 

Во-первых, видимо, после того, как ему наглядно показали, что подчиненные ему униаты продвигают тему предоставления автокефалии православной церкви на Украине и вопрос создания "единой церкви" с целью окатоличивания, папа римский Франциск заявил по существу, что он выступает против раскола РПЦ (читай: процессов создания "единой церкви", в ходе которого от РПЦ будет отделена часть канонических территорий, создать независимую иерархию с прицелом на собственное патриаршество): "В вашем присутствии и особенно перед Вами, дорогой брат, хотел бы еще раз подчеркнуть, что Католическая Церковь никогда не позволит, чтобы с ее стороны проявился подход, провоцирующий разделения. Мы никогда этого не позволим. Я этого не хочу. В России только один Патриархат — ваш".  

Попросту говоря, папа римский прямо высказался против создания нового патриархата на канонической территории РПЦ и попытки отделить ее часть. 

Более того, видя такую агрессивную политику униатов, римский понтифик тут же высказался, что даже униатского патриархата на канонической территории Украины не будет - сразу после этой фразы об украинском вопросе Франциск добавил: "И у нас не будет другого". Известно, что в католичестве на этой территории на патриаршество претендует лишь одна структура - все те же униаты. Поэтому когда папа римский сказал: у нас не будет другого, альтернативного патриархата, говоря о канонической территории РПЦ, то по сути прямо обозначил, что он не пойдет на создание униатского патриархата, несмотря даже на то, что сами униаты в своих СМИ (видимо в силу распоряжения руководства УГКЦ) называют Святослава Шевчука не иначе как патриархом. 

Чтобы даже не оставалось тени сомнения, о чем идет речь, и какого патриархата не будет на канонической территории РПЦ, тема была продолжена. Патриархийный сайт РПЦ уточняет: "По словам Папы, униатизм как метод совершенно неприемлем в отношениях между православными и католиками на современном этапе, лишь братский диалог является единственным возможным путем к большему единству". То есть было сказано, что руководство католической церкви поддерживает идею диалога и сближения по целому ряду вопросов, а сами попытки униатов окатоличить часть Украины подверглись осуждению, как вносящие рознь и вражду в межцерковные отношения. 

И чтобы подчиненные Франциску католики все правильно поняли, было добавлено: "Католические Церкви не должны вмешиваться во внутренние дела Русской Православной Церкви". 

Что это значит? Это значит, что а) аргументы митрополита Илариона были восприняты как вполне объективные, и деятельность униатов признана крайне неприемлемой и ведущей к подрыву взаимоотношений между христианскими церквями; б) папа римский Франциск по сути признал, что такое намерение католической церкви, а если быть точнее - УГКЦ, вмешаться во внутренние дела РПЦ существует, и это недопустимо (именно поэтому и прозвучала фраза "Католическая церковь никогда не позволит, чтобы с ее стороны проявился подход, провоцирующий разделения" - т.е. речь идет о том, что УГКЦ провоцируют процесс отделения УПЦ МП от РПЦ, но папа римский намерен пресечь этот процесс). 

И третье, что было важного сказано по итогам этой встречи - это декларация того, что аргументы униатов в этом деле признаны абсолютно несостоятельными. Какие аргументы декларируют униаты, делая все провокации против УПЦ МП и РПЦ? Главный аргумент звучит так, что якобы РПЦ и УПЦ МП не дают возможность Украине стать полностью независимой, якобы УПЦ МП недостаточно агрессивна в отношении России и не достаточно патриотична. По сути речь идет об отношении к внутригосударственным процессам и внешней политике. В этом деле они полностью копируют своих предшественников времен второй мировой войны, которые указывали, что церкви должны подчинить разногласия догматического и канонического характера интересам нации и политической ситуации. 

И вот папа римский Франциск наперед адресует униатам свое видение касательно этих аргументов: не вмешивайтесь в дела РПЦ, и если вы мне хотите сказать об этих политических аспектах, то я считаю их ошибочными и неприемлемыми: "Католические Церкви не должны вмешиваться во внутренние дела Русской Православной Церкви, в том числе и по политическим причинам". То есть вы мне хотите сказать о Путине, о России и "русском мире" и о том, что это якобы является достаточным основанием для вмешательства в жизнь и дела РПЦ, но церковь не может и не должна становиться заложницей политики. Таков, судя по всему, был основной посыл папы римского униатам. И это на самом деле разумно - ведь нет никакой гарантии, что через пять или десять лет политическая ситуация не изменится, что не появятся новые политические запросы и т.д., разве должна церковь каждый раз становиться инструментом политиков и подстраиваться под их запросы? А что же тогда делать, если к власти придут атеисты и поставят запрос на уничтожение вообще всех церквей? В отличие от униатов, папа римский прекрасно знает, что такие ситуации даже сейчас происходят в ряде стран, где существует политический запрос на подавление и уничтожение церкви. Именно поэтому униатам был дан четкий и однозначный сигнал, что руководствоваться политической ситуацией в межцерковных делах, а тем более вести агрессивные действия ради светских политиков, недопустимо. 

Более того, свой сигнал униатам папа Франциск сделал в настолько жесткой форме, что это в некотором роде было похоже на проведение красной черты, после пересечения которой последует очень жесткая реакция. В своей речи римский понтифик отметил: "Такова моя позиция и позиция Святого Престола сегодня. Поступающие иначе не подчиняются Святому Престолу". 

Для тех, кто не понял, ЧТО значит последняя цитата, объясняю: помимо того, что папа римский Франциск заявил, что главные аргументы униатов, из-за которых они вмешиваются в дела РПЦ, являются недопустимыми, было объявлено, что всякий, кто продолжит эту политику вмешательства в дела РПЦ и УПЦ МП, будет расцениваться как человек, который умышленно и сознательно идет против высшего руководства католической церкви. Для епископата, священников и иных религиозных деятелей это может закончиться экскомунникацией - то есть, попросту говоря, отлучением от церкви, т.к. именно это и происходит в РКЦ, если человек сознательно и умышленно противится воле римского престола. 

Что тут еще сказать?

У вас может возникнуть законный вопрос, почему вдруг папа римский решил так резко, жестко и публично угрожать униатам? 

Во-первых, аргументы униатов действительно выходят за рамки христианского отношения между церковью и государством. Во-вторых, эта деятельность провоцирует серьезный межцерковный конфликт, который может существенно отразиться и на самой римо-католической церкви. В-третьих, нужно учитывать, что Ватикан находится в очень сложной ситуации. Причем не просто в сложной, а именно в критической. Поэтому отношения с РПЦ и Россией для Ватикана будут играть очень значительную роль. Дело в том, что кризис РКЦ в Европе набирает обороты. Согласно статистике РКЦ, в Европе наблюдаются стремительные процессы, которые можно охарактеризовать как "вымирание" - идет колоссальное сокращение приходов, семинаристов, священников и общего количества верующих. И значительное влияние на эти процессы оказали именно враждебно настроенные политики в Европе, которые иногда уже публично вступают в противоречия с руководством католической церкви. В этой ситуации католическая церковь крайне нуждается в поддержке. В это же время сейчас даже при поверхностной оценке ситуации можно увидеть, что целый ряд стран в Европе нацелен на развитие конструктивного диалога с Россией, которая зарекомендовала себя как страна, ведущая последовательную и прагматичную политику, и не пытается поставить другие страны в зависимость, чего не скажешь о США. До недавних пор США считались союзниками ЕС и Ватикана, но ситуация в мире меняется, меняются отношения ЕС и США, меняются и сами отношения внутри ЕС, появляется запрос на стабилизацию ситуации, и в этой меняющейся обстановке Ватикан ищет новых союзников, которые бы помогли ему путем переговоров и нахождения компромиссов выстроить нормальные отношения со светскими властями в Европе и уклониться от дальнейшего упадка. 

Поэтому площадка для сотрудничества Ватикана с Россией и РПЦ чрезвычайно перспективна. 

Что же касается задумки украинских политиков и униатов сделать "единую церковь", то, думаю, что либо процесс создания ЕПЦ окончательно замрет, и заинтересованные в нем лица будут делать лишь бутафорные заявления, чтобы окончательно не потерять лицо (ведь идею не поддержали как в православном мире, так и в католическом), либо мы увидим определенные изменения в УГКЦ, которые будут иметь очень болезненные последствия. 

И судя по всему, из этой ситуации со множеством провокаций, которые генерируют униаты, УПЦ МП и РПЦ могут выйти еще более сильными и мощными структурами в будущем. Считайте это моим личным предположением, основанным на фундаменте из того, над чем я работаю и что вижу. 

И еще немножко личного: у меня вызывает восхищение, как РПЦ и РКЦ сделали целый ряд ходов: поездок, встреч, переговоров, и красиво разошлись, оставив для публики лишь итоговые фразы, при этом решив все поднятые вопросы. Когда смотришь сначала на Украину, где чуть ли не каждый день пытаются делать громкие заявления и эпатировать публику, а потом смотришь на реальную дипломатию, имеющую уже свои вековые традиции и культуру, то последняя не может не восхищать. 

Поэтому, если представители Ватикана не опустятся до банального вранья ради решения своих временных тактических задач, то как в межцерковной христианской среде, так и вообще европейском сообществе дело может пойти в русле поисков реального мира путем переговоров и компромиссов. И это безусловно радует. 


_______________________________

*Примечание касательно комментариев.

Поскольку проблема носит систематический характер, то наперед уточняю, что на моей странице в комментариях существует нулевая терпимость к хамству и разного рода попыткам унизить кого-то по национальному или религиозному признаку. Я призываю всех, кто пишет комментарии у меня на странице соблюдать конструктивизм и уважение даже к оппонентам. В случае комментариев в стиле "ой, опять и везде ///иды" или оскорблений какой-то из религиозных групп (несмотря даже на то, заслуживает она того или нет) или оскорблений верующих как таковых, комментарии будут удаляться без всякого предупреждения, а такие комментаторы будут отправляться в бан. 

Я всегда рад, когда у меня на странице в комментариях общаются люди умеющие думать и умеющие уважать мнения, которые они сами не разделяют. 



Россия ударила "Калибрами" по Европе. Обнуление украинских газохранилищ – начало новой фазы СВО
  • ATRcons
  • Вчера 10:05
  • В топе

Долгое время Европа выпрашивала ответные меры со стороны России в ответ на ее провокации. Наконец, это произошло. Были запущены ракеты по подземным хранилищам газа (ПХГ) Украины, где хранятся стра...

Бастрыкин занялся Бидоном, а Небензя назвал заказчиков на Совбезе

"Готовьтесь к капитуляции!"" Вот и докопались до заказчиков "Крокуса". Кто всё организовал. 1987 год. Горбачев звонит Рейгану:- Примите мои глубокие соболезнования по поводу падения ваше...

Обсудить
  • А я не верю этому иезуиту
  • Он же вроде представитель немного другого движения. Вообще какая разница католику до дел православных?
  • Одни атеисты воюют с другими атеистами за право пасти овец и стричь их.
  • Последний раз, когда греко католики слишком уж переусердствовали в своих интригах и продвижении "украинской партии", они потеряли 1200 храмов и были вырезаны гайдамаками и пришедшими к ним на выручку запорожцами и русскими добровольцами. 1768 год, Колиивщина. События сильно напоминают сегодняшние, но происходили на Правобережной Украине.)
  • Присоединяюсь к заключению автора. Хороший материал. :thumbsup: