Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Локи, покоривший Голливуд

18 1715

Локи, покоривший Голливуд

В Голландии на 76-м году жизни скончался Рутгер Хауэр, один из самых успешных европейских актеров нашего времени.

Для массового российского зрителя он почти как родной: один из тех, кто навсегда поселился в наших домашних фильмотеках. Кино с Хауэром, переписанное невесть в который раз, смотрелось с таким же упоением, как и боевики со Шварценеггером и ван Даммом, но с одной лишь разницей — ​Рутгер не просто играл мускулами: он был истинным актером, в его деяниях в кадре отражалось подлинное искусство.

Допускаю, нам импонировало то, что Хауэр — ​не столько голливудский, сколько европейский актер, и за его спиной — ​серьезная школа, игра в театре, системы Станиславского и Страсберга. Он вполне мог бы стать очередным экранным красавчиком — ​внешность позволяла: белокурые волосы, ярко-голубые глаза, правильные черты лица, великолепная форма. Голландец выглядел словно божество из северо-европейского пантеона, сильное, прекрасное и хитроумное — ​Локи во плоти, идеальный трикстер, человек действия с внутренним надломом. Собственно, он всегда и играл в него, в этот надлом, — ​даже в самых простых ролях умел находить драму и исполнял именно ее, а режиссеры тому не препятствовали.

Путь на большой экран Хауэру открыл другой великий голландец — ​Пол Верховен, снимавший его во всех своих ранних фильмах, вне зависимости от жанров. «Рутгер — ​это светлая сторона естества», — ​утверждал режиссер, и актер был нужен ему именно для дуплета «герой-антигерой». Но казавшееся незыблемым сотрудничество распалось накануне начала работы над одной из самых успешных голливудских картин Верховена — ​«Робот-полицейский», сценарий которой писался специально под Хауэра, и невыразимо жаль, что тот не смог сыграть настоящую трагедию человека, навечно закованного в металлический костюм.

Впрочем, своего андроида Рутгер все же сыграл. Успех «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта во многом оказался обусловлен блестящим актерским дуэтом Хауэра и Харрисона Форда. Первый идеально исполнил роль Роя Батти, опаснейшего репликанта, совершенной машины для убийств. И эта работа стала для Хауэра фактически прорывной: образ его героя оказался в фильме не просто центральным, он стал главной трагической фигурой — ​робот, который не понимает, почему ему — ​существу, превосходящему человека, отмерена столь короткая жизнь, зачем он должен повиноваться создателям и полностью зависеть от них? Разрываемый внутренними противоречиями, поднимающий кровавый бунт против людей — ​Рой проходит все этапы человеческой инициации. В конце фильма он спасает жизнь своему преследователю, а металлический шип, пробивший ему руку, намеренно вызывает аллюзии не с предательством Иуды, а с мучениями Христа. Робот, желающий стать человеком и цитирующий Ницше, вывел Хауэра в стопроцентные мировые звезды — ​началась настоящая эпоха его славы.

Со своей северной статью и завораживающей внешностью для Голливуда он явился воплощением рока. Рутгер мог играть на стороне добра, как в фильме «Взять живым или мертвым», где его герой — ​неутомимый борец с преступностью, вступающий в схватку с жестокими арабскими террористами. Но куда эффектнее у Хауэра выходили холодные, инфернальные злодеи — ​такие, как Джон Райдер из «Попутчика», чистое зло, без примесей и оправданий, страшное, неотвратимое и божественно красивое.

Свою же главную драматическую роль Рутгер исполнил в 1987-м: в ленте «Побег из Собибора» он играет советского военнопленного Александра Печерского, поднимающего восстание в концлагере. Картина получила «Золотой глобус» как лучший телепроект, а сам Хауэр удостоился актерской награды за лучшую роль второго плана.

На родине он абсолютная звезда. На его 50-летие даже снимают документальный фильм — ​«Актер в оранжевом», он — ​символ нации, его лицо красуется на почтовых марках (кадр из «Турецких наслаждений» Верховена, признанных главным голландским фильмом всех времен и народов). А Хауэр может позволить себе играть что вздумается — ​его будут продолжать снимать лучшие режиссеры. Он даже устраивается в режиссерское кресло сам: его фильм «Комната» получит в начале нового века приз зрительских симпатий на Парижском кинофестивале.

Человек искусства, Рутгер тратил много времени на работу с независимым кинематографом. В частности, продюсировал труды молодых режиссеров, а в последние годы курировал петербургскую Высшую школу режиссеров и сценаристов (Хауэра пригласили сниматься в российском боевике «Ключ саламандры», он влюбился в Северную столицу и немедленно подыскал себе в этом городе постоянное занятие по вкусу). Актер слыл филантропом, но старался не сильно это афишировать. Тем не менее основанный им фонд «Морская звезда» активно финансировал разработки вакцины против ВИЧ и реально спас жизни тысяч людей.

И, конечно, Хауэр с удовольствием «втравливался» в киношные авантюры, сыграв, например, в убойном боевике «Бомж с дробовиком», выросшем из проекта Квентина Тарантино и Роберта Родригеса «Грайндхаус». Сначала сняли трейлер на несуществующий фильм, а уже из него вышла полнометражная картина, где Рутгер, как и в молодые годы, оттягивался по полной, кроша злодеев в труху. Он переключился на роли мощных теневых антигероев, как кардинал Рорк в «Городе грехов» того же Родригеса или зловещий Командор из «Братьев Систерс» Жака Одиара. Ну а когда Люк Бессон задумал фантастический эпик «Валериан и город тысячи планет», то сомнений в том, кто сыграет Президента всемирной федерации просто не было — ​величие и стать Хауэра с годами не померкли ни на йоту.

Рутгер, как и многие актеры Старого Света, не порвавшие связи с независимым кинематографом, был проводником: ты начинал любить его в голливудских ролях и приходил в итоге к европейским работам, где истинное мастерство актера блистало во всем великолепии. И уход Хауэра — ​очень быстрый, неожиданный; даже в официальном пресс-релизе написано о скоропостижной смерти — ​вышел тоже сродни его экранному образу. Так и должны уходить настоящие герои: стремительно, во всей неземной красе и первозданной мощи.

http://portal-kultura.ru/artic...

Что же, удачливый актер и проводник независимого кино! Меценат, если верить СМИ!

Он прожил яркую жизнь, жизнь Звезды, но самый сложный из экзаменов не этот! Жизнь маленького человека на Терре, этот экзамен самый сложный!

Но это уже совсем другая тема!

w2

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Актер просто супер! Его маньяк из фильма Попутчик, по прежнему леденит кровь! Так сыграть, что до сих пор жуть пробирает!
  • Слепая ярость , Плоть и кровь , Викинги...
  • Спасибо за статью! Он был истинным актером! :heartbeat:
  • Вечная Память. И всё же, как обидно, что такой великий актёр в последние годы снимался либо в третьесортных фильмах, либо в эпизодах, а выскочки , у которых из талантов только накаченное тело, получают главные роли в блокбастерах.
  • КИНА не убудет ... Кино с Западенщины, ... с банкой пива на диване, здоровый сон гарантирован. Картонные персонажи, актёры – надутые куклы, умеют становиться в позу. Сценарий для идиотов – с первых кадров понятно, что будет в последних. Штамповка, клише, клубная самодеятельность, комиксы, картонные персонажи, отёкшие лица англичан особенно, порождённые и навяззанные агрессивной рекламой, идиоты звёзды-миллионеры, звёзды – жемчужные плевочки, синтетические радости-слёзы у подножия тупого Оскара. Смеяться и вздыхать по команде. С кувшинным рылом к калашный ряд. Уровень для московского толкового пятикласника. Западная культурка лезет к нам, избалованным шедеврами и гениями нашего КИНО. У нас не "звёзды-п ...", у нас удивительная, не повторимая вереница высочайших мастеров. Есть у нас и дураки и навязчивые бездари и деляги, куда без них. Природа не терпит пустоты ˜ – Оливъе, пожалте вам ..