Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

ПРОСТАЯ ЧЕСТНОСТЬ, ПРОЧТИТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

8 318

Каждый раз, когда Евгений Евтушенко в своей страстной, атакующей

манере, под гром несколько «смущенных аплодисментов» читал свой «Бабий Яр», меня охватывал трагедийный пафос этого произведения и становилось грустно от того,что оно высится одиноким памятником в русской поэзии.

Я будто попадаю в переполненный автобус моей юности, где мы с друзьями изо всех сил стараемся не обращать на себя внимание антисемитской публики, взбудораженной последней газетной кампанией. Это стихотворение проговорено на одном возмущенном дыхании, дыхании человека, которому горько и стыдно от человеческой подлости, не сравнимой даже с жестокостью зверя.

И каждый раз я думал:"А что же Борис Пастернак, а Иосиф Бродский, а

Давид Самойлов, а Наум Коржавин?"

Только не надо говорить, что у них не случилось в тот момент, когда стала известна трагедия Бабьего Яра,вдохновения или что они не умеют писать «на случай», или что-то другое занимало их ум и сердце. Или что они не обязаны были на эту трагедию откликаться, и вообще никто поэту не может указывать. И все это будет ложью. Нет, они не сговорились, четверо самых знаменитых русских поэтов.

Это ситуация все того же «московского автобуса», в котором

стеснялись и боялись говорить на идиш и вообще обращать на себя

внимание.

Однажды в бостонской синагоге я слушал, как Евгений Евтушенко читал «Бабий Яр», и у меня не укладывалось в сознании, как в 60-е могли травить поэта за голос боли и протеста после Холокоста, расстрела ЕАК, убийства Михоэлса, «дела врачей»…

И все же есть одно общее свойство, – писал Юрий Нагибин, – которое

превращает население России в одно целое…

Это антисемитизм…

С людей, как с гуся вода, стекли все ужасы века: кровавая война, печи

гитлеровских лагерей, Бабий Яр и Варшавское гетто, Колыма и Воркута.

На этом историческом фоне,мягко говоря,странным выглядит тот факт,

что ни один из поэтов-евреев не написал о трагедии Бабьего Яра даже «в стол»,ни строчки в дневнике или в каких-то бумагах.

Не нужна особая смелость там,где говорит скорбное вдохновение,

где человек и поэт не в состоянии промолчать.

Вот что об этом сказал Евгений Евтушенко:

О, вспомнят с чувством горького стыда

потомки наши, расправляясь с мерзостью,

то время очень странное, когда

простую честность называли смелостью.

В 1944 году Борис Пастернак, окрыленный приближающейся Победой, пишет стихотворения «Ожившая фреска» и «Весна». То и другое поражают надуманностью, фальшивым пафосом поразительной примитивностью, что характерно вообще для его военных стихов.

Как прежде, падали снаряды.

Высокое, как в дальнем плаванье,

Ночное небо Сталинграда

Качалось в штукатурном саване.

Земля гудела, как молебен

От отвращенья бомбы воющей,

Кадильнецею дым и щебень

Выбрасывала из побоища.

Зачем было касаться святой темы случайными, равнодушными словами? Об этом уже Пастернака не спросишь… Как живой свидетель, живший в голодной, светомаскировочной Москве в 1944 году, читаю написанное тогда же стихотворение «Весна».

Все нынешней весной особое.

Живее воробьев шумиха.

Я даже выразить не пробую,

Как на душе светло и тихо…

Иначе думается, пишется

И громкою октавой в хоре

Земной, могучий голос слышится

Освобожденных территорий.

И эти строки нестерпимо фальшивы. Какая октава и в каком хоре, какой к черту «могучий голос» ограбленных и уничтоженных городов и сел,угнанных в Германию людей? И как рука поднялась рифмовать такие прекраснодушные картины?

На самом же деле Киев был уже освобожден, и мир, который, казалось,

уже ко всему привык, ужаснулся новым злодеяниям. И не «весеннее

дыханье родины», а трупный запах ста тысяч убитых и заживо

погребенных, в том числе и детей, накрыл «пространство». Откуда такое умилительное настроение у поэта, понять невозможно. А обожаемая Пастернаком родина ни тогда, ни после не желала знать и скрывала,объективно играя на руку нацистам, что в Бабьем Яру погибли в основном евреи. Погибли за то, как впервые сказал Виктор Некрасов, автор «В окопах Сталинграда», что они были евреями. Советская власть с ним расправилась: слишком настойчиво и честно Виктор Некрасов требовал поставить хоть какой-то памятник над Бабьим Яром. Но тогда пришлось бы открыть убийц этих ста тысяч и вспомнить, как развлекались киевляне, пришедшие посмотреть, как убивают евреев.

Не так давно один известный украинский политик не побоялся сказать, видимо, находя сочувствие в своем окружении, мол, он гордится тем, что виновными в уничтожении евреев в Бабьем Яру были только четыреста немцев и тысяча двести украинских полицаев. Пастернак пишет о «заплаканных очах славянства», когда уже было известно и о трагедии в Едвабне, где польские крестьяне еще до прихода немцев сожгли в сарае еврейских женщин, стариков и детей.

Где «заплаканные очи еврейства»? Об этом у Пастернака ни строчки.

Дмитрий Быков в книге «Борис Пастернак» передает разговор Исайи

Берлина с поэтом об отношении его к евреям.

«Отношение было самое равнодушное, чтобы не сказать негативное. Ему страшно не хотелось затрагивать этой темы – просто она была ему очень неприятна.

Он бы хотел, чтобы евреи ассимилировались».

Во времена «Дела врачей» Пастернак так отреагировал в кругу друзей:

«Не втягивайте меня в это, я ничего не знаю и знать не хочу».

И даже трагедия Холокоста не сдвинула его с юдофобской позиции, не затронула его сердце.

Впрочем, злобствующим антисемитом был и Александр Блок.

Тонкий лирик, каким многие его себе представляют, заболевал от одной мысли, что его предки по отцу были евреями из Варшавы.

Дневник Блока долгое время не решались опубликовать – такой злобой против евреев он пропитан.

Странные чувства, мягко говоря, одолевали и Иосифа Бродского. В 1980 году в стихотворении «Я входил вместо дикого зверя в клетку» он

кается, что «бросил страну, которая меня вскормила».

Все им пройденное – суд, психушку, ссылку – следует понимать под словом «вскормила»?

Видимо, такое бывает…

Людмила Штерн в своей книге о Бродском пишет, что он категорически

отказывался выступать в синагогах с чтением своих стихов, раз и

навсегда отказался читать лекции или выступить с литературными

вечерами, несмотря на прекрасные условия, предложенные ему

Иерусалимским университетом.

«Он даже не желал это обсуждать».

Можно быть человеком любых взглядов и вкусов, но если ты все-таки человек и свидетель целенаправленного уничтожения целого народа, преследуемого на протяжении веков, а ты ведь еще и поэт с будто бы тонкой, ранимой душой и совестью, то как ты можешь не возмутиться ни одной строкой и ни единым словом?

Я читаю шестисот страничный том «Перемена империи», составленный самим Бродским, и среди скучных, нудных, подчас беспредметных стихотворений,натыкаюсь на текст «Резиденция». И вот по какому поводу в нем «затрагивается» еврейская тема, тема народа, страданиями вырвавшего у судьбы право на существование.

Здесь можно вечером щелкнуть дверным замком,

остаться в одной сиреневой телогрейке.

Вдали воронье гнездо, как шахна еврейки,

с которой был в молодости знаком,

но, спасибо, расстались.

Лауреат не нашел других слов для своего народа. Ему была невыносима

сама мысль, – пишет Людмила Штерн, – что травля, суды, психушки,

ссылка – именно эти гонения на родине способствовали его взлету на

недосягаемые вершины мировой славы. Видимо, и свое еврейство, он

полагал, мешает его славе.

Для меня, сказал однажды Бродский, когда его спросили, признает ли он себя евреем, – важным в человеке является другое – труслив он или смел, честен он или лжив, порядочен ли он. Золотые слова! Только зачем он ими себя высек?

Поэтам-евреям Бабий Яр во всем его страшном, трагическом значении

оказался не под силу. Мужества не хватило.

Спасибо Евгению Евтушенко, который выручил человечество, доказав всем своим творчеством, в том числе «Бабьим Яром», что оно еще способно сочувствовать, негодовать и защищать.

Марк ФЕЛЬДМАН

А.К. Нет правил без исключений. Еврей - Борис Слуцкий написал о Шоа: "Как убивали мою бабку".

http://a.kras.cc/2018/05/blog-...

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Простейшая честность. 30 августа 1918 года молодой поэт Леонид Канегиссер застрелил председателя петроградской ЧК Моисея Соломоновича Урицккого. Есть мнение, сионисты руками Канегиссера отомстили Урицкому за слишком рьяное преследование их спекуляций и финансовых махинаций. Отмечались широкие и тесные связи Канегиссера в сионистских кругах, а также то влияние, которое сионисты оказали на следствие, представив убийство делом рук одиночки. Всем арестованным по этому делу, в том числе родителям Канегиссера, по окончании следствия было предоставлено право свободно покинуть советскую Россию. Итог этого между еврейского разборняка. В первые же дни сентября 1918 года в Петрограде было расстреляно 900 заложников из буржуазии, в Кронштадте – больше 500, да ещё сколько-то по губернии и всей Северной области. И совершенно не евреев в подавляющем большинстве.
  • .. "ПРОСТАЯ ЧЕСТНОСТЬ, ПРОЧТИТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО! " .. .. .. НАСЧЁТ простой честности .. - ЕСЛИ КТО-НИБУДЬ видел хоть один фотодокумент расстрела евреев в этом самом Бабьем яре .. - выложите его здесь пожалуйста .. .. а то пока только фальшаки типа "дневников анны франк" , написанных шариковой ручкой .