Так что же было в Екатеринбурге?

1 931

Смотрю,что в новостях уделяется весьма значительное место Екатеринбургу, по случаю Дня Единства.Так что же там было?Дадим слово им самим: 

«Что за праздник, если лица у всех мрачные как на похоронах?»

День народного единства прошел без народного единства. Частные мысли вслух

Странный все-таки это праздник — День народного единства. Возьмем, к примеру, мой родной Екатеринбург. Несколько сотен человек, возглавляемые «коробками» сотрудников МЧС и казаков, прошли по центру города с хоругвями в честь обретения иконы Казанской Божьей матери. Другая пара сотен человек отстояла на площади Труда с семью (почему именно с семью?) одинаковыми портретами Путина на палочках организованный властями митинг-концерт. Еще пара десятков мужчин в берцах прошли по городским окраинам на Уралмаше по маршруту «магазин „Магнит“ на проспекте Победы — кинотеатр „Заря“ на проспекте Космонавтов» «русским маршем», скандируя из французского романиста Александра Дюма «один за всех и все за одного». Ни те, ни другие, ни третьи совершенно не желали иметь дело друг с другом. А весь остальной полуторамиллионный город, похоже, не особо пытался объединиться с ними, предпочитая честно отгуливать лишний выходной.

Только «Википедия», да пара-тройка любителей истории сегодня, наверное, и способны вспомнить, что идея сделать 4 ноября праздничным была высказана Межрелигиозным советом России осенью 2004 года. Идею поддержал комитет по труду и социальной политике Госдумы. А его, в свою очередь, тогдашний патриарх Алексий II: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вероисповеданий и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Речь идет о взятии Москвы осенью 1612 года вторым народным ополчением Минина и Пожарского, которым завершился 28-летний период гражданских войн и переход власти в стране от династии Рюриковичей к Романовым. Почему за основу нового государственного праздника не взяли, к примеру, битву на Калке 1380 года — первую крупную победу русских войск над татаро-монголами или стояние на реке Угре 1480 года, вообще ознаменовавшее конец ига, либо битву на Бородинском поле 1812 года — непонятно было ни тогда, 13 лет назад, ни сейчас.

Хотя надо ли здесь что-то вообще логически осмысливать? Очевидно же, что идея родилась в Кремле. Новый праздник призван был работать как противовес 7 ноября — дню Октябрьской социалистической революции, внося разброд в электорат компартии. Поэтому мнение 63% россиян, которые в ходе соцопросов отрицательно тогда отнеслись к этой идее, просто не заметили. Стерпится — слюбится.

Похоже, что стерпелось, но не слюбилось. «День единства — потому что должно быть единство! Ты и я, как говорится, мы одной крови, и без разницы, кто есть кто по национальности. Национальности сейчас, блин, все смешались. У меня знакомый по бате белорус, по матери поляк. Я по бате русский, по матушке — украинец. Так что все мы братья», — как мог доходчиво постарался объяснить мне сегодня участник праздничного крестного хода Екатеринбургской епархии, атаман хутора Свято-Георгиевский (Тракторозаводский район Челябинска) Александр Кузнецов. На вопрос, почему сегодня, в День народного единства, едва не в каждом крупном городе страны проводится десятки слабо связанных друг с другом мероприятий, к примеру «Русский марш» на Уралмаше, мой собеседник ответил так же незамысловато: «Нету никакого противоречия. С Уралмаша, может, тяжело сюда прийти, там и проводят».

Другой участник все того же крестного хода, представившийся как «отец трех детей Евгений Вячеславович», оказался лучше подкован и куда более радикален. «Этот праздник имеет сторону религиозную и сторону мирскую. Мирская говорит о том, что сегодня день освобождения Москвы от поляков. Православная сторона говорит о том, что сегодня день обретения иконы Казанской Божьей матери. Она исторически на Руси была хранительницей государства, считается, что ее образ хранит Россию. А то, что там кто-то пытается еще какие-то марши устраивать — вы же понимаете, какой бардак сегодня творится! Праздник, основанный на мирских и религиозных основах, это и есть истина. Все остальное — все эти марши и гуляния — бред. Хотя пусть пока играются», — заявил собеседник.

Действительно, кому какое дело сегодня, что подлинное обретение иконы Казанской Божьей матери случилось в июле 1579 года, а явление списка (копии) с этого православного символа ополчению, которое освобождало Москву, случилось в августе 1612 года при сражении у Новодевичьего монастыря?

«Не праздник, а похороны какие-то устроили! Что за праздник, если лица у всех такие мрачные?», — неожиданно воскликнула за моей спиной пожилая женщина. «Что за обретение, если икону эту выкрали и уничтожили», — продолжала она говорить, словно бы общаясь сама с собой. Городская сумасшедшая? Нет, просто обычный трезвомыслящий человек, чуть-чуть знающий историю. Та самая икона Казанской Божьей матери в 1904 году, правда, была украдена из Богородицкого монастыря в Казани неким крестьянином. Его нашли. Оказалось, что ценный оклад «опора самодержавия» ободрал и продал, саму икону расколол и сжег. «Какой может быть день единства сегодня? Это все искусственные что-то. Беслан, Норд-ост, Керчь — мне вообще кажется, что колокола должны звонить сегодня по погибшим ребятам. И по украинским тоже», — заявила уже мне оппозиционно настроенная женщина. Пожали друг другу руки: «Игорь» — «Римма».

То, что День народного единства за 13 лет не стал действительно общенародным праздником сегодня, как ни странно, говорили даже на митинге-концерте, который в полдень прошел под патронажем властей региона на площади Труда. Под семью двухсторонними портретами Владимира Путина на палочках c надписью «нам по пути» на каждом (собравшиеся окрестили его тут же «путинопроводом») разговорились с активисткой НОДа Галиной Трегубовой. Она пришла сюда с георгиевской ленточкой на груди и российским триколором, нанизанным на трехметровый отрезок металлопластиковой водопроводной трубы.

— Вы считаете, день народного единства стал всенародным праздником?

— Пока нет. Если раньше вся машина государственная, вся пропаганда работала на то, чтобы людям как-то это объяснять, то сейчас этого нет. К сожалению, сегодня наши СМИ не доносят до каждого из нас идею, которая объединит всю нацию.

— Какую именно идею?

— Ту, что поможет нам освободиться от однополярного мира. Стать действительно самостоятельным, сильным государством.

— Полагаете, что Россия должна все-таки стать страной с одной, «общей» нацией, а не оставаться конгломератом разных народов и национальностей?

— Конечно, у нас многонациональное государство. Я сама выучилась в многонациональном классе. Затрудняюсь сказать, надо ли воссоздавать СССР, но точно надо взять лучший опыт из того, что было. Только не надо брать опыт зарубежных стран! Он искусственный. А вот наш опыт, который мы втаптываем, к сожалению, в грязь при помощи западных СМИ, он основан как раз на многонациональном принципе.

Наш разговор прервался с началом официальных выступлений. «Этот день еще раз дает нам возможность вспомнить славные страницы истории нашей страны, еще раз поговорить о лучших качествах нашего народа, которые в самую трудную минуту может объединиться для решения самых сложных и важных задач. Так было, так есть и так будет! В этом году у нас прошли знаковые события: выборы президента, 75 лет Уральского добровольческого танкового корпуса, чемпионат мира по футболу. Уверен, что и в дальнейшем мы с вами сможем решать самые сложные задачи. В единстве наше прошлое, наш настоящее и будущее», — заявил в микрофон свердловский губернатор Евгений Куйвашев.

Департамент информполитики губенатора Свердловской области

«Праздник великий, но для многих он не понятен. Многие считают, что история нашей страны началась 25 лет тому назад. Но для нашей страны, которая имеет тысячелетнюю историю, этот праздник один из самых великих, самых значимых и самых любимых. Страна сохранилась. Период уныния русских людей был преодолен», — продолжил за ним митрополит Екатеринбургский Кирилл.

Совсем не праздничные настроения царили сегодня на Уралмаше у участников еще одного мероприятия Дня народного единства — «Русского марша». «Там в центре пропутинские все ходят. А мы против путинской власти и нам, сколько мы не давали заявок, не дают разрешения в центре ходить», — объяснил мне для начала его участник, строитель Константин, странный маршрут этого мероприятия. Накапливались участники шествия у магазина «Магнит» на улице Победы неподалеку от перекрестка с Бакинских комиссаров и заканчивался у кинотеатра «Заря» на проспекте Космонавтов.

На мой вопрос, зачем тогда националисты ходят маршем в праздник, который учредили при Путине, мой собеседник ответил, не задумываясь: «Не учреждала его путинская власть. 4 ноября и 7 ноября — это совсем про другое».

Как оказалось, многие из знакомых Константина успели повоевать на юго-востоке Украины против «украинских неофашистов», но на родине почему-то «неофашистами» считают их самих. Именно поэтому, считает мой собеседник, количество участников «Русского марша» становится год от года все меньше и меньше. Сегодня они вышли за «свободу для русских» и против пенсионной реформы. «Когда в 65 лет мужик только на пенсию выйдет сейчас, это нормально? Мы с каждым годом живем все хуже и хуже. Я строитель, деревянные дома строим. В прошлом году еще более-менее было, в этом году люди ничего не строят. Кто это сделал? По доходам от нефти мы как Кувейт, живем в нищенстве», — искренне посетовал Константин.

«Здесь русская земля!», «Русским — русская власть», «Один за всех и все за одного», — то и дело скандировали участники марша, удаляясь от меня под барабанный бой все дальше по проспекту Победы. По другой его стороне примерно с такой же скоростью ехали грузовики, до отказа набитые бойцами Росгвардии и полиции. Сегодня их можно было видеть и во время Крестного хода и неподалеку от площади Труда. Все ради защиты горожан от тех, кто празднует День народного единства и их самих от себя родимых.

«Что это за флаг, родной?» — вежливо спросил меня уроженец Кавказа Вахит, когда я перешел на другую сторону улицы. Оказалось его внимание привлек черно-желто-белый флаг Российской империи. С этим флагом ходили сегодня по улицам и националисты, и православные. Кажется, в некотором смысле он, как символ империи, и есть отражение национальной идеи нашей страны.

В конце концов, сотни лет подряд нас учат в школе по одному и тому же шаблону. Сначала истории деяний киевских князей, потом московских царей, потом деяниям российских императоров, осевших в Санкт-Петербурге, затем советских генсеков, перебравшихся назад в московский Кремль, наконец, истории президентов современной России — Бориса Ельцина, Владимира Путина, Дмитрия Медведева, снова Владимир Путина.

Может кто-то на память воспроизвести историю дреговичей или муромы? Кто-то знает историю Золотой орды, Пелымско-Кондинского угорского княжества или Ойратских народов? О Тунгусском княжестве и Тунгусском восстании 1924–1927 годов с обращением в Лигу наций тоже ничего не слышали? Повторюсь, все потому, что история России для нас с детства — это не история многообразных народов ее населяющих и обычных людей, а история правящих династий и фамилий.

За сотни лет в стране пролито столько крови, что уместнее было бы ввести День памяти и скорби. Вместо этого у нас уже 13 лет как есть День народного единства. День, который по факту закончился восшествием на престол Романовых, давших России вместо «Хартии вольностей» построенную на крепостном труде империю. Праздник, который не более чем симулякр, потому что до сих пор мы предпочитаем косо смотреть на любого не из нашей социальной страты, будь то полицейский, врач, журналист, рабочий, чиновник, или учитель, рэпер, байкер или оперный певец, уроженец Кавказа, Москвы или человек из провинции, православный, мусульманин или иудей. Каждому «не из своих» у нас найдется уничижительный синоним и пара страшных историй, услышанных от того, который «все сам видел».

Старый принцип «разделяй и властвуй», который приписывают Римской империи, по-прежнему действует. Направлен он, кажется, внутрь. Важно только помнить, что и третьего закона Исаака Ньютона тоже никто не отменял.

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов. Она может не совпадать с мнением редакции или других сотрудников.

Игорь Пушкарев

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Зеленский перешёл границы разумного: Паника американцев теперь стала абсолютно ясна
  • ATRcons
  • Вчера 20:03
  • В топе

Теракт в концертном зале "Крокус Сити Холл" расставил по местам всех игроков на политической арене вокруг России. И это связано с реакцией стран на инцидент, унесший жизни почти 150 чело...

Обсудить
  • Давай отменим семью ! Лица у супругов хмурые , идеи почти никакой нет . Одно сплошное разочерование ! Нафига семья ? Одному то лучше . Онижедети готовы уничтожить ВСЕ СОЗДАННОЕ ПРедками ,лишбы доказать себе свою значимость.