В Духовном управлении мусульман было вынесено заключение, согласно которому мусульманам запрещены браки с представителями других религий, в том числе с людьми Писания – иудеями и христианами.
Заключение было опубликовано на сайте ДУМ еще летом, но СМИ обратили на него внимание только сейчас.
Отмечается, что в конкретных случаях должен разбираться местный муфтият, но сами браки запрещены.
Можно вступить в брак только с той мусульманкой, которая выражает готовность следовать предписаниям Священного Корана, и считает Иисуса Христа не Богом, а божьим посланником.
«Следует отметить, что подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания», - говорится в тексте.
Брак называется священным союзом.
Для которого нужны общие ценности.
Но современные женщины из немусульманского общества будут стараться после заключения брака воспитывать детей в иной традиции, так утрачиваются будущие поколения.
«Чем больше и очевиднее вред, тем строже запрет и недопустимость», - считают мусульманские ученые.
Также назван еще один вред от смешанных конфессиональных браков: женщинам-мусульманкам сложнее найти себе супруга.
Финансовое благополучие же не может быть основанием для заключения брака, говорится в документе.
Основой брака является духовно-нравственное взаимопонимание.
***
Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична.
БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 5\19
Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление
мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) в ходе очередного расширенного заседания,
состоявшегося 22-го числа месяца Раби‟ аль-авваль 1441 года по лунному календарю, что
соответствует 19-му ноября 2019 г. по григорианскому календарю, и проходившего в
Культурном центре «Дар» по адресу ул. Ленинская слобода, д. 9,
постановил: межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей
Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных
случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все
обстоятельства данного конкретного случая.
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ
Согласно Кораническому Откровению, супружеский союз между мужчиной и
женщиной является одной из важных заповедей Божьих, выполнение которой позволяет
человеку обрести милость и благодать Всевышнего, познать радости и достоинства семейной
жизни, исполнить замысел Господа о продолжении рода человеческого.
Исламское право, основывающееся на Божественном Откровении Священного Корана
и пророческом Предании (Сунне), определяет брак как духовную ценность и особый договор
пред Творцом, именем Которого освящается супружеский союз между мужчиной и
женщиной, их совместный жизненный путь.
В современном мире, в условиях межнациональных переплетений и ассимиляции у
многих возникает вопрос: каковы рамки дозволенности? какие из смешанных браков
разрешены, а какие запрещены?
Коранический аят накладывает неоспоримый запрет на замужество или женитьбу с
язычниками и всеми теми, кто подпадает под эту категорию: “Не женитесь на язычницах,
пока они не уверуют. Лучше рабыня1
, но верующая, чем [свободная] язычница, пусть даже
очень привлекательная и вызывающая у вас симпатию. И не выдавайте замуж [мусульманок]
за язычников, пока те не уверуют. Лучше [в вопросе замужества] раб, но верующий, чем
[свободный] язычник, пусть даже приглянувшийся вам.
Они [язычники] приглашают (зовут) вас в Ад. Всевышний же приглашает (зовет) вас в
Рай и [призывает к благим делам, посредством которых вы можете получить] прощение с Его
позволения. Он раскрывает (показывает) людям знамения, возможно, они вспомнят
(призадумаются, будут помнить важное для них и необходимое)” (Св. Коран, 2:221).
Также недопустим брак мусульманки с тем, кто не относит себя к мусульманскому
сообществу, вне зависимости от того, каких взглядов и убеждений он придерживается.
Одним из главных аргументов в вопросе недопустимости брака мусульманки с
немусульманином являются строки Священного Корана: “Если вы убедитесь [из общения с
ними], что они уверовали, тогда не возвращайте их неверующим. [Теперь, после становления
этих женщин верующими] ни они (женщины) не дозволены им, ни они (мужчины) не
1 Следует учесть, что эти строки имеют историю более четырнадцати веков, а в некоторых современных
цивилизованных странах законное рабство исчезло лишь на протяжении последних двух столетий.
2
дозволены им [их бывшим женам]...” (Св. Коран, 60:10). Ведь по природе взаимоотношений
главным в семье является муж. Жена следует или старается следовать ему во всем. Если муж
немусульманин, то жене-мусульманке постепенно придется отказываться от своих
религиозных устоев, ценностей. В воспитании детей акценты проставляет также именно муж.
Следуя шариатскому правилу о запрете путей, ведущих к запретному, все мусульманские
ученые единодушны в канонической недопустимости такого брака2
.
Возникает вопрос: может ли мусульманин взять в жены представительницу людей
Писания (христианку или иудейку)? Ведь Коран разграничивает эти две категории людей:
язычников и людей Писания, отмечая для каждой из них свои особенности.
Основой в вопросе женитьбы мусульманина на представительнице людей Писания
(христианками и иудейками) согласно исламскому каноническому законодательству является
дозволенность. Главным аргументом в этом вопросе является следующий аят: “[Отныне]
стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения
здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас пища людей Писания, а
ваша пища разрешена для них. Разрешено вам жениться на благочестивых из числа
мусульманок и благочестивых из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках),
если вы передали им [ценный] свадебный подарок [в качестве безвозмездного дара], желая
жениться на них [ощущая ответственность перед созданием семьи на всю оставшуюся жизнь],
а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг. Кто отвергает веру,
отказывается от нее [от ее основ, постулатов, от Божьих установлений], а до этого был ее
носителем, благие дела того [в итоге] теряют всю свою значимость (они тщетны). В Судный
День он будет из числа проигравших (потерпевших крах) [если до смерти так и не успеет
раскаяться и исправиться]”. (Св. Коран, 5:5).
Со времен сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) и
по сей день было немалое число тех, кто высказывал далеко неоднозначное суждение по
данному вопросу. К примеру, в своде хадисов имама аль-Бухари приводится ответ известного
сподвижника Пророка Абдуллы ибн „Умара на вопрос: “Можно ли жениться на христианках
или иудейках?” “Воистину, Всевышний сделал язычниц запретными для мусульман, и я не
знаю более страшного язычества, чем утверждение, что Господом является Иисус. Тогда как
он — всего лишь один из Его рабов и творений”3
.
Из Священного Писания следует, что потенциальная супруга должна быть на самом
деле представительницей людей Писания, верующей в небесную религию, признающей
Всевышнего Творца, Его Писания, пророков, жизнь после смерти. Интересен исторический
факт времен пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) касательно
племени Бану таглиб. Это племя, хотя и относило себя к христианам, было совершенно
незнакомо с христианским учением и не соблюдало никаких религиозных заповедей. Имам
„Али ибн Абу Талиб говорил о запрете на употребление приготовленного представителями
этого племени мяса и женитьбы на женщинах из этого племени, аргументируя свое мнение
тем, что, по сути, это племя продолжает пребывать в язычестве: не выполняет того, что
обязательно у христиан, и не сторонится того, что запретно у них.
4 Некоторые мусульманские
ученые проводят аналогию между племенем Бану таглиб и сегодняшними христианами,
которые, к сожалению, зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют, что
2 См.: Аль-Куртуби М. Аль-Джами„ ли ахкям аль-кур‟ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб
аль-„ильмийя, 1988. Т. 3. С. 48, 49; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его
аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6652, а также т. 7. С. 5108.
3 См.: Аль-„Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в
понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 13 т. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т.9. С.417.
4 См.: аль-„Айни Б. „Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов альБухари]. В. 25 т. Бейрут: Турас аль-арабий. Т. 21. С. 119.
3
служит поводом рассмотреть вопрос о недопустимости заключения брака с женщинами
людей Писания в современных реалиях.
Следует отметить, что подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди
которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности
бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания5
. В качестве аргумента
приводится пример второго праведного халифа „Умара, который в бытность свою правителем
правоверных в повелительной форме призвал мусульман развестись с женами-христианками
и женами-иудейками. Все, кроме Хузейфы, развелись. Он же развелся с супругой через
некоторое время, показав тем самым, что явного запрета на такого рода брак в Исламе нет,
однако веления халифа нельзя ослушаться6
.
Приказ „Умара не был безоснователен. Ввиду канонической дозволенности браков
мусульман с женщинами из людей Писания, многие мусульмане стали жениться на
христианках и иудейках, однако не проявляли в последующем стремления приобщить своих
жен к Истине коранического благовестия, укрепить их в исламской добродетели. Приказ
халифа касался лишь тех мусульман, чьи жены за период супружеской жизни так и не
приняли Ислам, не стали мусульманками. Возникает вопрос: насколько мужчинамусульманин готов развестись со своей супругой спустя некоторое время, если она так и не
примет Ислам. И насколько это будет справедливо по отношению к ней и возможно уже
родившимся детям.
Действия праведных халифов являются для мусульман, наряду с Кораном и Сунной,
обязательным для применения в жизни. Подтверждением тому служат слова пророка
Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): “Кто будет жить после моей смерти
[во все последующие века вплоть до Конца Света], тот станет свидетелем многих
разногласий. Обязанность ваша — это моя Сунна и Сунна [четырех] праведных халифов,
которые будут после меня. Следуйте этому [направлению, этим наставлениям и образцам],
насколько возможно [в меру ваших сил и возможностей; держитесь и не отпускайте]”
7
. Также
Аль-„Ирбад ибн Сария (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с увещанием, от которого сердца
наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это
похоже на увенчание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: “Я завещаю
вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать
вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и
поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых
прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое
нововведение есть заблуждение!”
8
Нужно учесть, что запрет либо нежелательность, о которых мы говорим,
рекомендовались учеными для тех периодов, когда еще существовало такое понятие, как
мусульманское общество, где все способствовало приобщению людей иных культур и
взглядов к Истине коранического благовестия, пробуждению в них веры в Единого Бога и
следованию Его последнему Посланнику.
Современная ситуация кардинально изменилась. Тот, кто открывает для себя суть
веры, стараясь привносить ее частички в повседневную жизнь, зачастую не находит должного
понимания у окружающих. Общество, в котором на фоне укоренившейся, процветающей
вседозволенности и безнравственности практически утерян институт семьи, пошатнулись
5 См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6654.
6 См.: Там же. Т. 9. С. 6654; Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-каллият аль-муслима. Каир: аш-Шурук, 2001. С.101.
7 См.: Абдулла Аджурий А. Аш-шари‟а [Шариат]. В 5 т. Рияд: аль-Ватан, 1999. Т.4. С.1767. Хадис № 1123.
8 См.: Ад-Дарими А. Сунан ад-Дарими [Свод хадисов имама ад-Дарими]. В 4 т. Саудовская Аравия: аль-Мугни,
2000. Т.1. С. 228. Хадис № 96.
4
многие общечеловеческие устои, не приемлет выходящих за рамки его “морали” норм и
порядков.
В связи с этим, некоторые теологи, а также ряд мировых советов мусульманских
ученых9
заявляют о крайней нежелательности такого рода браков в условиях неисламского
государства, где мусульмане составляют меньшинство, так как в таких условиях, в основном,
был да так и остался неурегулированным вопрос о личном религиозном статусе верующего —
праве жить согласно канонам своего вероучения, что предполагает свободное отправление
религиозных нужд (в том числе возможность своевременного совершения пятикратной
молитвы), регулирование своей жизни в соответствии с шариатским законодательством (в
вопросах семьи, брака, наследования и т. д.).
В вопросе женитьбы на людях Писания часть ученых устанавливали различие между
теми, кто живет на территории мусульман и находится под их покровительством и теми, кто
живет вне мусульманского сообщества, ссылаясь на великого ученого и сподвижник
Пророка, Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): “Не все представительницы людей
Писания дозволены нам”
10
.
Немаловажным фактором для установления такого запрета являются имеющие место в
некоторых регионах националистические, антиисламские настроения и соответствующая
пропаганда в средствах массовой информации, что влечет за собой стремление супругинемусульманки воспитывать детей в иной (неисламской) религиозной традиции. Тем самым
ослабляются духовно-религиозные основы семьи, затрудняется семейная ритуальная
практика, нарушается среда воспроизводства исламской духовной традиции, утрачиваются
будущие поколения, чередой выстраиваются внутрисемейные проблемы.
Каноны Ислама гласят: устранение, предотвращение дурного, вредного, опасного
первостепеннее, нежели извлечение, приобретение пользы11
. Любое разрешенное не должно
нести собой вред явный или предполагаемый. И если в использовании разрешенного можно
найти общий вред, то запрет на него должен быть общим. Если — частный, то и запрет
должен быть таковым. Чем больше и очевиднее вред, тем строже запрет и недопустимость12
.
Для большинства межконфессиональных браков характерно появление ряда проблем.
К примеру, возникают сложности с воспитанием детей в духе исламского вероучения или с
привитием им исламского мировоззрения. Ведь в основном именно супруга, хранительница
домашнего очага, мать и воспитательница детей, оказывает решающее влияние на свое чадо,
прививая ему свои принципы и взгляды. Да, быть может, ребенок именем и внешностью
будет походить на отца, но сутью и действиями — скорее на мать. Будущие поколения
таковых вряд ли станут приверженцами религии своих отцов, что и приводит к исчезновению,
вымиранию мусульманских корней.
Одним из нежелательных последствий смешанных браков является и то, что союз
мусульман-мужчин с представительницами людей Писания в определенной степени
уменьшает шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выходить замуж за
немусульман, что канонически запрещено.
Некоторые ученые в качестве важного условия брака называют равенство между
потенциальными супругами в социальном и материальном плане. Но разве можно между
представителями абсолютно разных мировоззрений, культур, образований поставить знак
равенства? Вряд ли.
Если же говорить о духовной атмосфере мусульманского общества, где у людей есть
возможность непредвзято осмыслить суть Ислама, то где оно? Общества, построенного на
9 См.: https://www.e-cfr.org; https://fatwa.islamweb.net/ar/fatwa/; https://kurul.diyanet.gov.tr/.
10 См.: Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-каллият аль-муслима. С. 98.
11 См.: аз-Зухайли. М. Аль-кава„ид аль-фикхийя „аля мазхаб аль-Ханафи и аш-Шафии. Кувейт: Ан-нашр аль-
„ильмий, 1999. С. 218.
12 См.: Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-каллият аль-муслима. С.100.
5
принципах Ислама в обычаях, нравах, культуре, на сегодня просто нет. Если подобного
общества нет, то хотя бы семье следует остаться мусульманской, чтобы она частично
возместила его отсутствие. Проявляя же нерадивость, допуская упущения в вопросах семьи,
формируя ее из матери-немусульманки и отца-мусульманина, не думающем ответственно о
духовно-нравственном фундаменте, можно запросто распрощаться с Исламом и его
приверженцами. Нам нечего будет оставить в наследство будущим поколениям!
Также Коран гласит: “Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них”
(Св. Коран, 2:187). Это означает, что муж и жена являются друг для друга тем, что, как и
одежда, оберегает и украшает.
Однако нельзя забывать, что для двух столь близких людей, как муж и жена, для
прочности их союза важно наличие общих жизненных ценностей. Когда пылкая юношеская
влюбленность начинает уступать место зрелым отношениям, важно, чтобы между супругами
было взаимопонимание в основополагающих вопросах, определяемых духовно-нравственной
позицией каждого.
Единство, схожесть супругов в вопросах религии и духовности является
наиважнейшим условием их совместной счастливой жизни. Более того, Ислам призывает не
только к женитьбе мусульман на мусульманках, но и подчеркивает важность наличия
набожности и богобоязненности в них. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и
приветствует) говорил: “Выбирайте супругу по четырем критериям: по материальной
обеспеченности, воспитанности [в первую очередь — в отношении супруга и его
родственников], красоте и религиозности. Но особое внимание обратите на религиозность”13
.
В другом хадисе пророк Мухаммад предостерегает: “Не женитесь на девушке [только] из-за
ее красоты, ибо это может погубить ее; и не женитесь [только] из-за ее богатства, ибо это
сделает ее непокорной. Женитесь на девушке из-за ее религиозности!”14 То есть главным
фактором, побуждающим совершить столь ответственный шаг, каким является женитьба,
должно быть не богатство или красота, а именно религиозность будущей супруги,
выраженной в соблюдении основных норм религиозной практики.
С учетом перечисленного Совет Улемов ДУМ РФ постановил, что
межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на
территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по
решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все
обстоятельства данного конкретного случая. Если же девушка признает существование
Одного Единого Бога, принимает Иисуса и Мухаммада, как Божьих посланников и выражает
готовность следовать предписаниям Священного Корана, то она вправе вступить в брак с
мусульманином.
Истина ведома Аллаху
13 Хадис от Абу Хурайры; приведен во всех шести сводах достоверных хадисов, а также в св. х. Ахмада. См.,
например: ас-Суюты Дж. Аль-джами„ ас-сагыр. С. 202, хадис № 3372, “сахих”.
14 См.: Ибд Маджа А. Сунан ибн Маджа [Свод хадисов имама ибн Маджа]. В 5 т. [б. м.]: ар-Рисаля „аламия, 2009.
Т.3. С. 63. Хадис № 1859.
http://dumrf.ru/photos/files/f...
Оценили 6 человек
12 кармы